ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-16192/2021-ГК от 13.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068 

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации

для рассмотрения дела в суде первой инстанции 

 № 17АП-16192/2021-ГК 

г. Пермь

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,  при участии: 

от заявителя индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО1, лично, предъявлен паспорт; ФИО2,  предъявлен паспорт, доверенность от 01.08.2021; 

от ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной  деятельности Пермского края: ФИО3, предъявлено удостоверение,  доверенность от 02.02.2021; 

от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела  извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания  на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,  представители не явились; 

рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Министерства по управлению  имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, 

на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 октября 2021 года
по делу № А50-16821/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 

к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности  Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и  экологии Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО4, Администрация Чусовского городского округа (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 


[A2] о признании недействительным приказа, 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –  ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с  заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной  деятельности Пермского края (далее – Министерство, ответчик) о признании  недействительным приказа от 04.06.2021 № 31-02-1-4-832 «Об отказе в переводе  земельных участков из одной категории в другую»; возложении на Министерство  обязанности по переводу земельных участков с кадастровыми номерами  59:11:1610103:33 площадью 55 600+/–82 кв.м и 59:11:1610103:36 площадью 55  600+/–82 кв.м, расположенных по адресу: Пермский край, Чусовской район, АО  «Весна» в районе с. Верхнее Калино, урочище «Игошева», из категории «земли  сельскохозяйственного назначения» в категорию земель промышленности,  энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель  для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения, для разведки и добычи песчано-гравийной смеси  и строительного песка на Лещевском месторождении. 

На основании статей 51, 200 АПК РФ к участию в деле привлечены  заинтересованные лица - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и  экологии Пермского края, ФИО4, Администрация Чусовского  городского округа. 

Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 октября 2021 года  (резолютивная часть от 07.10.2021) заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик  Министерство обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой  просит решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению дела  по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой  инстанции, привлечь к участию в настоящем деле Правительство Пермского края. 

В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что на дату  подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких  земель из одной категории в другую в отношении территории, на которой  расположены земельные участки с кадастровыми номерами 59:11:1610103:33,  59:11:1610103:36, действовал Генеральный план Калинского сельского поселения  Чусовского муниципального района Пермского края, утвержденный  решением Совета депутатов Калинского сельского поселения Пермского края от  24 декабря 2013 № 15, которым какие-либо мероприятия по переводу земельных  участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны,  безопасности и земли иного специального назначения не предусмотрены; в  соответствии со схемой территориального планирования Чусовского  муниципального района, утвержденной решением Земского Собрания Чусовского  муниципального района от 15 ноября 2012 г. № 220 (в редакции, действующей на  дату поступления ходатайства заявителя), какие-либо мероприятия по переводу  земельных участков также не предусмотрены. Кроме того, указывает, что  15.04.2021 решением Думы Чусовского городского округа № 344 утвержден 


[A3] Генеральный план Чусовского городского округа, в соответствии с которым  земельные участки с кадастровыми номерами 59:11:1610103:33, 59:11:1610103:36  расположены в зоне сельскохозяйственных угодий, при этом мероприятия по  разведке и добыче песчано-гравийной смеси и строительного песка, с  использованием данных земельных участков не предусмотрены, данные  обстоятельства в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ являются  основанием для отказа в осуществлении такого перевода. 

Министерство обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что  само по себе наличие лицензии на разработку месторождения удостоверяет лишь  право ее владельца на пользование недрами в определенных границах в  соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока и не  является исключительным случаем, наличие которого обуславливает перевод  земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную категорию, при  этом то обстоятельство, что в настоящее время процедура внесения изменения в  соответствующие документы территориального планирования инициирована и  осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления не имеет  правового значения для рассматриваемого спора, поскольку документы  территориального планирования, которые бы предусматривали планирование  развития испрашиваемой территории в целях добычи песчано-гравийной смеси и  строительного песка либо иных ресурсов не утверждены, то есть отсутствовали. 

Ссылается на то, что правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе  земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом  использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в  недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота,  осуществления их застройки, в том числе в целях использования в  сельскохозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, ч. 1 и 4 ст. 36 ГрК РФ). 

Кроме того, заявитель жалобы, ссылаясь на п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 3 Закона  Пермского каря от 01.07.2009 № 463-ПК ,указал, что фактически суд первой  инстанции возложил обязанность осуществить перевод испрашиваемых земель из  одной категории в другую на орган, не уполномоченный на принятие такого  решения, так как функциями по принятию решения об отнесении земель к  категориям и о переводе их из одной категории в другую наделено Правительство  Пермского края, при этом данное лицо не было привлечено к участию в деле. 

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.11.2021 апелляционная жалоба Министерства по управлению имуществом и  градостроительной деятельности Пермского края принята к производству,  судебное разбирательство назначено на 13.01.2022. 

Лицами, участвующими в деле, письменные возражения на жалобу не  представлены. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель  Министерства поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе,  заявитель и его представитель возразил против ее удовлетворения. 

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,  что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения  дела в их отсутствие. 

При проверке доводов ответчика о необходимости рассмотрения дела по 


[A4] правилам суда первой инстанции судом апелляционной инстанции установлено  следующее. 

Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке  апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и  дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. 

В соответствии с частью 6 статьи 268 АПК РФ вне зависимости от доводов,  содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной  инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы  процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270  настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой  инстанции. 

В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие  самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело  на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым  заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если  этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к  одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по  ходатайству стороны или по инициативе суда. 

Согласно Закону Пермского края от 01.07.2009 N 463-ПК «О полномочиях  органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений»  (подп. 6 п. 1 ст. 3) к полномочиям Правительства Пермского края в сфере  земельных отношений отнесено, в том числе принятие решений об отнесении  земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и  порядке, установленных законодательством Российской Федерации. 

В пункте 3.62 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением  Правительства Пермского края от 15.12.2006 N 88-п (ред. от 22.12.2020) «Об  утверждении Положения о Министерстве по управлению имуществом и  градостроительной деятельности Пермского края» указано, что к полномочиям  данного органа отнесено рассмотрение ходатайств о переводе земель или  земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, об  отнесении земель к категориям, осуществление подготовки проектов правовых  актов Пермского края о переводе земель или земельных участков в составе таких  земель из одной категории в другую, об отнесении земель к категориям, принятие  актов об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель  из одной категории в другую. 

Следовательно, из системного толкования вышеназванных положений п. п. 1,  6, п. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 01 июля 2009 г. № 463-ПК «О полномочиях  органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений»,  положений п. 3.62 Положения о Министерстве по управлению имуществом и  градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением  Правительства Пермского края от 15 декабря 2006 г. № 88-п следует, что  непосредственно принятие решения об отнесении земель к категориям и о  переводе их из одной категории в другую осуществляет Правительство Пермского  края. 

Между тем, Правительство Пермского края, как орган государственной  власти Пермского края, уполномоченный на принятие решения об отнесении 


[A5] земель к категориям и о переводе их из одной категории в другую, не было  привлечено к участию в деле. 

В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о  правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является  основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом  случае. 

Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого спора, с учетом  заявленных требований и доводов апелляционной жалобы, а также содержания  резолютивной части решения, суд апелляционной инстанции считает, что  настоящий спор не может быть разрешен без участия Правительства Пермского  края, следовательно, указанное лицо подлежит привлечению к участию в  рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора. 

С учетом изложенного, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии  оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса,  арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым рассмотреть  настоящее дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в  арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со  дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд  апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда  первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц,  участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий. 

В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  арбитражном суде апелляционной инстанции» о переходе к рассмотрению дела по  правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде  первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд  апелляционной инстанции выносит определение. 

В определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения  дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о  готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и  полноты имеющихся в деле доказательств. 

При необходимости осуществления отдельных подготовительных действий  суд апелляционной инстанции вправе указать на это в определении о переходе к  рассмотрению дела по правилам, предусмотренным Кодексом для рассмотрения  дела в суде первой инстанции, и определить дату судебного разбирательства (п. 33  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 №  12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной  инстанции»). 

Руководствуясь статьями 51, 184, 258, 268, 270 АПК РФ, Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:


[A6] 1. Перейти к рассмотрению дела № А50-16821/2021 по правилам,  установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. 

Телефон справочной службы № <***>, факс № <***>. Подача документов в электронном виде в Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд может осуществляться только в системе «Мой Арбитр»  по веб-адресу: http://my.arbitr.ru/. 

Председательствующий Д. И. Крымджанова

Судьи О. Г. Дружинина 

 В. В. Семенов