СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным
для рассмотрения дела в суде первой инстанции
№ 17АП-7991/2017-АК
г. Пермь
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
от заявителя Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО1, по доверенности от 29.12.2016, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО2, по доверенности от 24.08.2016, предъявлено удостоверение; ФИО3, по доверенности от 22.02.2017, предъявлен паспорт;
от третьего лица ОО «Федерация тенниса Пермского края» - ФИО4, предъявлен паспорт, доверенность от 30.05.2017 года;
от третьих лиц ООО «Навигатор», ООО «СК Олимпия-Пермь», АНО «Центр спортивной подготовки Республика снега-59», ОО «Федерация плавания Пермского края», - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет- сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2017 года по делу № А50-21665/2015, принятое судьей Герасименко Т.С.,
по заявлению Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Контрольно-счетной палате Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: ООО «Навигатор», ООО «СК Олимпия-Пермь», АНО «Центр спортивной подготовки Республика снега-59», ОО «Федерация плавания Пермского края», ОО «Федерация тенниса Пермского края»
о признании недействительным в части представления,
установил:
Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее – заявитель, Министерство, Минспорт) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного Контрольно-счетной палатой Пермского края (далее – КСП ПК, заинтересованное лицо) представления от 15.06.2015 № 13 в части пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5 описательной части, пунктов 1 и 2 резолютивной части.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2017 года в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представители заинтересованного лица возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель третьего лица ОО «Федерация тенниса Пермского края» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Иные лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
После перерыва судебное заседание продолжено 12.07.2017 года в 14 час. 40 мин., в том же составе суда при участии в судебном заседании тех же представителей заявителя и заинтересованного лица. Представители третьих лиц в судебное заседание после перерыва не явились.
Представителем заинтересованного лица заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств:
1. Выписки из Закона Пермского края от 24.12.2013 № 277- ПК «О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Приложение 8 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям».
Представителем Минспорта заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств:
состоянию на 01.01.2014 года;
2. Выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Пермскокго края по
состоянию на 31.12.2014 года;
Данные ходатайства рассмотрены в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворены судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлены основания для перехода к рассмотрению настоящего спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в 1-2 квартале 2015 года КСП ПК была проведена проверка Министерства по вопросам законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2014 году Министерству на реализацию основного мероприятия «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий» подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Пермского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1324-п, оформленная актом от 17.04.2015.
По результатам контрольного мероприятия в адрес Министерства направлено представление от 15.06.2015 № 13, с предложениями об устранении выявленных нарушений и принятии мер по возмещению в краевой бюджет субсидий, использованных с нарушениями условий при их предоставлении.
Оспаривая указанное представление, заявитель ссылается на то, что расходы по реализации мероприятий осуществлялись в соответствие с Ведомственной структурой расходов бюджета на 2015-2016 годы (приложение 11 Закона Пермского края от 24.12.2013 N 277-ПК «О бюджете Пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов») с целевой статьей расходов 0712001 «Физическое воспитание и обеспечение организации и проведения физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий», а также в соответствии со сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью и договором о предоставлении субсидий. В связи с чем, вывод КСП Пермского края о нецелевом использовании бюджетных средств в общей сумме 6 215,6 тыс. руб. противоречит ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ. мероприятия государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1324-п (далее – государственная программа) «Организация и проведение занятий по обучению плаванию с учащимися 3-х классов во внеурочное время», «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект» реализовывались за счет предоставления субсидий юридическим лицам в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 18.01.2010 № 17-п.
Пунктом 1.1 указанного Порядка устанавливается, что предоставление субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат осуществляется на проведение физкультурных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края.
Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края на 2014 г. (далее - Календарный план
на 2014 год) утвержден приказом Министерства от 22 декабря 2013 г. № СЭД- 41-01-02-441. Приказом Министерства от 31 июля 2014 г. № СЭД-41-01-02-260 в Календарный план на 2014 год внесены изменения, дополнены в том числе, следующие мероприятия «Организация и проведение занятий по обучению плаванию с учащимися 3-х классов во внеурочное время», «Проведение командного первенства по плаванию среди общеобразовательных учреждений Пермского края, реализующих проект».
Соответственно, по мнению заявителя, предоставление субсидий юридическим лицам на проведение указанных мероприятий осуществлялось в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Пермского края - Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 18.01.2010 № 17-п, что свидетельствует, как считает заявитель, об отсутствии нарушения.
В ч. 2 ст. 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Согласно определению, данному в ст. 6 БК РФ, сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. При этом, основания внесения данных изменений четко регламентированы.
Следует отметить, что бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения. Однако указанные отступления ограничены.
В настоящее время ст. 217 БК РФ устанавливает четкий перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета. Причиной таких ограничений является тот факт, что любые отступления от утвержденного бюджета являются, по сути, изменением воли законодателя относительно осуществления права государственной или муниципальной собственности.
При этом, в п. 4 ст. 217 БК РФ установлено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи может предусматривать утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и(или) главных распорядителей бюджетных средств. При этом предусмотрено, что указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета:
при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов;
по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
Кроме того, п. 3 ст. 219.1 БК РФ предусматривает, что порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
В соответствии с п. 1 ст. 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.
В соответствии с 1.3. Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края, утверждённого Приказом Министерства финансов Пермского края от 28.12.2013 N СЭД-39-01-22-265 (далее – порядок) сводная бюджетная роспись утверждается министром финансов Пермского края (далее - министр финансов края) до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1. Порядка ведение сводной бюджетной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Минфин края посредством внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Согласно п. 4.2., 4.3. Порядка при принятии закона о внесении изменений в закон о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В ходе исполнения бюджета Пермского края показатели сводной бюджетной росписи изменяются в соответствии с решениями министра финансов края без внесения изменений в закон о бюджете в случаях, установленных законодательством.
Между тем, как следует из материалов дела, Министерство финансов Пермского края к участию в деле привлечено не было.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает обязательным привлечение к участию в настоящем деле в качестве третьего лица Министерства финансов Пермского края.
В силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и полноты имеющихся в деле доказательств (п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009г. № 36).
Признавая, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, суд апелляционной инстанции откладывает судебное разбирательство на основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 46, 158, 184, 185 частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство
финансов Пермского края (614006 Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 51, ИНН 5902290917 КПП 590201001).
Телефон справочной службы № <***>, факс № (342) 230- 78-58.
Подача документов в электронном виде в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд может осуществляться только в системе «Мой Арбитр» по веб-адресу: http://my.arbitr.ru/».
Председательствующий И.В.Борзенкова
Судьи В.Г.Голубцов
Н.М.Савельева