129/2015-60996(1)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 18АП-13546/2015
г. Челябинск
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой
Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного казенного учреждения Управление капитального
строительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда
Республики Башкортостан от 21 сентября 2015 года по делу № А07-13630/2015
(судья Вальшина М.Х.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Эстра" - ФИО1
(доверенность от 05.11.2014 № 7),
государственного казенного учреждения Управление капитального
строительства Республики Башкортостан - ФИО2 (доверенность от
Общество с ограниченной ответственностью "Эстра" (далее – истец, ООО "Эстра", общество, победитель аукциона) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - ответчик, ГКУ УКС РБ, учреждение, государственный заказчик) с исковым заявлением, содержащим требования следующего характера: 1) обязать государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан заключить с ООО "Эстра" государственный контракт на выполнение генеральной подрядной организацией строительно- монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Республики Башкортостан; 2) пункт 2.1 государственного контракта изложит в следующей редакции: "окончание работ - в течение одного года с момента передачи Генеральному подрядчику строительной площадки под строительство".
Определением от 29.06.2015 исковое заявление было принято к производству Арбитражным судом Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-13630/2015.
Определением от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Минфин РБ) (т. 1, л.д. 69, 70).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по настоящему делу исковые требования, заявленные ООО "Эстра", удовлетворены частично: государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан обязано заключить с истцом, обществом с ограниченной ответственностью "Эстра" государственный контракт на выполнение генеральной подрядной организацией строительно- монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район, Республики Башкортостан". В остальной части исковое заявление оставлено без рассмотрения.
В апелляционной жалобе ГКУ УКС РБ просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу с ограниченной ответственностью "Эстра" в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, учреждение ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения ч. 1 ст. 2, ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), в совокупности с положениями п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), - поскольку в данном случае государственный контракт объективно не может быть заключен, что делает неисполнимым решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, учитывая, что лимиты бюджетных средств по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район" (далее - объект) в 2015 году не были выделены и бюджетные ассигнования в республиканской адресной инвестиционной программе на 2015 год по объекту не предусмотрены. Помимо данного, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что государственный контракт не может быть заключен, и в силу того, что поскольку закупка осуществлялась путем проведения аукциона в электронной форме, в соответствии со статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик обязан в течение пяти дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона разместить в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, а, победитель электронного аукциона, в свою очередь в течение пяти дней со дня размещения заказчиком проекта контракта, размещает в единой информационной системе подписанный им проект контракта. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде первой
инстанции закупка работ по объекту на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru была аннулирована, дело по объекту закупки направлено в архив, следовательно, разместить на единой электронной торговой площадке проект контракта в целях его заключения не представляется возможным.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченного представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
С учетом мнения представителей истца и ответчика, на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Исследовав материалы дела № А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела № А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
Имеющиеся в настоящем деле доказательства свидетельствуют о том, что общество с ограниченной ответственностью "Эстра", как предложившее цену контракта 101 126 165,13 руб., на основании ч. 16 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" было признано победителем электронного аукциона [g010113065/7092] на право заключения государственного контракта на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район" (протокол подведения итогов электронного аукциона 0101200008114004460 от 19.08.2014) (т. 1, л.д. 11, 12).
В то же время, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) от 21.08.2014 № ГЗ-1680/14 в действиях ГКУ УКС РБ были установлены нарушения ч. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, государственному заказчику было выдано предписание по делу № ГЗ-1680/14 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, которым были отменены протоколы, составленные в ходе проведения аукциона № 0101200008114004460, ГКУ УКС РБ предписано установить новую дату приема и окончания приема заявок, новую дату проведения аукциона.
Данные решение и предписание были оспорены ООО "Эстра" в
Арбитражном суде Республики Башкортостан.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2015 по делу № А07-24667/2014 (т. 1, л.д. 16 - 25) (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу, т. 1, л.д. 26 - 34) заявление ООО "Эстра" удовлетворено: признаны недействительными пункты 2, 4 решения № ГЗ- 1680/14 и предписание по делу № ГЗ-1680/14 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21.08.2014, как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По вступлению в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-24667/2014 общество с ограниченной ответственностью "Эстра" письмом от 27.04.2015 № 32 (т. 1, л.д. 13, 14), содержащим просьбу приступить к процедуре заключения договора с победителем аукциона, на строительно-монтажные, пусконаладочные работы на объекте "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район", - обратилось в ГКУ УКС РБ.
Письмом от 28.04.2015 № 10-51 (т. 1, л.д. 15) ГКУ УКС РБ сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Эстра" об отсутствии возможности заключения контракта в 2015 году, сославшись на норму п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и указав на то, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 № 1400-р объект "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район" из республиканской адресной инвестиционной программы (далее - РАИП) на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов исключен, в связи с чем, бюджетные ассигнования на строительство вышеуказанного объекта отсутствуют, финансирование по данному объекту не предусмотрено.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 № 1600-р (т. 1, л.д. 77, 78) утверждена республиканская адресная инвестиционная программа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в размере на 2014 год - 11165067,6 тыс. руб., на 2015 год - 9407143,4 тыс. руб., на 2016 год - 7470450,0 тыс. руб., согласно приложению № 1.
Данным распоряжением Правительства Республики Башкортостан также в числе прочего установлено (п. 2), что:
финансирование объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Порядком финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан вносятся до 1 ноября 2014 года в соответствии с правилами формирования и
реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года № 285, с предоставлением информации по форме согласно приложению № 2.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 № 1600-р, главным распорядителям в числе прочего, предписано обеспечить:
заключение соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капительного строительства муниципальной собственности с установлением уровня их финансирования за счет средств бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан в размере не менее 1,5 процента, за счет средств бюджетов городских округов Республики Башкортостан - в размере не менее 3 процентов общего объема бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления (если иное не предусмотрено долгосрочными целевыми программами, в рамках которых осуществляется предоставление межбюджетных субсидий, иными нормативными правовыми актами);
полное освоение субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;
представление в Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан ежемесячного отчета до 10 числа месяца, следующего за отчетным (годового отчета - до 25 января года, следующего за отчетным), отчетов об освоении средств бюджета Республики Башкортостан, выделенных на финансирование объектов капительного строительства государственной собственности Республики Башкортостан, софинансирование объектов муниципальной собственности, по форме согласно приложению № 4.
Согласно приложению № 1 (республиканская адресная инвестиционная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 № 1600- р (т. 1, л.д. 78 - 119), в раздел "Перечень объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделу "Образование" (т. 1, л.д. 110) заказчику - государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан, за счет средств бюджета Республики Башкортостан подлежали выделению бюджетные ассигнования в размере: в 2014 году - 1315171,5000; в 2015 году - 2242482,21443; в 2016 году - 488978,33000. По объекту, находящемуся в республиканской собственности "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск", Благовещенский район, подлежали выделению бюджетные ассигнования за счет средств бюджета Республики Башкортостан: в 2014 году -
11500,00000; в 2015 году - 130676,38000 (т. 1, л.д. 110).
Правительством Республики Башкортостан 12.12.2014 издано распоряжение № 1400-р (т. 1, л.д. 122, 123), которым (пункт 1) утверждена республиканская адресная программа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в размере: на 2014 год - 7416763,2 тыс. руб., на 2016 год - 8829595,0 тыс. руб., на 2017 год - 8331908,2 тыс. руб., согласно приложению № 1.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 № 1400-р в числе прочего установлено, что:
финансирование объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Порядком финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 сентября 2012 года № 316;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан вносятся до 1 ноября 2015 года в соответствии с правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года № 285, с предоставлением информации по форме согласно приложению № 2;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по направлению остатков средств бюджета Республики Башкортостан на счете бюджета Республики Башкортостан в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года вносятся по форме согласно приложению № 5.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 № 1400-р главным распорядителям в числе прочего, предписано обеспечить:
заключение соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности за счет средств бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан в размере не менее 1,5 процента, за счет средств бюджетов городских округов Республики Башкортостан - в размере не менее 3 процентов общего объема бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления (если иное не предусмотрено долгосрочными целевыми программами, в рамках которых осуществляется предоставление межбюджетных субсидий, иными нормативными правовыми актами);
полное освоение субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;
представление в Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан ежемесячного отчета до 10 числа месяца, следующего за отчетным (годового отчета - до 25 января года, следующего за отчетным), отчетов об освоении средств бюджета Республики Башкортостан, выделенных на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан, софинансирование объектов муниципальной собственности, по форме согласно приложению № 4.
Пунктом 5 указанного распоряжения Правительства Республики Башкортостан установлено, что в случае выявления фактов бездействия государственных (муниципальных) заказчиков в части освоения выделенных средств (нераспределение средств по конкретным объектам, непроведение конкурсных процедур, незаключение государственных (муниципальных) контрактов) средства, предусмотренные в приложении № 1 к настоящему распоряжению, могут быть отозваны и перераспределены в установленном порядке.
Пунктом 9 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2014 № 1400-р контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на Министерство экономического развития Республики Башкортостан и на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Из содержания приложения № 1 (республиканская адресная инвестиционная программа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) (т. 1, л.д. 124 - 154) к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 № 1400-р при этом следует, что в раздел "Перечень объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по разделу "Образование" (т. 1, л.д. 149 - 151) заказчику - государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан, за счет средств бюджета Республики Башкортостан подлежали выделению бюджетные ассигнования в размере: в 2015 году - 770416,6; в 2016 году - 717636,9; в 2017 году - 950000,0. Такой объект, как "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск", Благовещенский район, из Республиканской адресной инвестиционной программы исключен.
Пунктом 1 Порядка финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316) установлено, что настоящий Порядок определяет правила финансирования объектов и мероприятий утверждаемой Правительством Республики Башкортостан республиканской адресной инвестиционной программы (далее - объекты и мероприятия) за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в
объекты государственной собственности, на предоставление субсидии государственным бюджетным, автономным учреждениям Республики Башкортостан (далее - учреждения) и государственным унитарным предприятиям Республики Башкортостан (далее - предприятия) на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Башкортостан (далее - субсидии учреждениям и предприятиям на осуществление капитальных вложений) и софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Финансирование объектов и мероприятий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период и предельных объемов финансирования расходов на соответствующий финансовый год (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316).
Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин РБ) в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи Республики Башкортостан и утвержденной Правительством Республики Башкортостан республиканской адресной инвестиционной программой доводит до главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан (далее - главные распорядители) в электронном виде утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств бюджета Республики Башкортостан (п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316).
Пунктом 5 постановления Правительства Республики Башкортостан установлено, что для утверждения предельных объемов финансирования на текущий месяц главные распорядители формируют заявки на финансирование объектов и мероприятий (далее - заявки).
Заявки формируются на основании представляемых государственными (муниципальными) заказчиками документов, перечень и сроки представления которых устанавливаются главными распорядителями.
Согласно п. 15 постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316, главные распорядители, государственные (муниципальные) заказчики несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им средств бюджета Республики Башкортостан, за своевременное представление отчетности об освоении бюджетных инвестиций и субсидий, предоставленных на объекты и мероприятия.
Пунктом 1.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Республики
Башкортостан от 10.08.2012 № 285) установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы (далее - РАИП), а также порядок формирования и ведения информационного ресурса РАИП.
Согласно п. 1.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, РАИП представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан (далее - ГРБС) бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений по:
объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью либо частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан (далее - объекты капитального строительства);
приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (далее - объекты недвижимого имущества);
мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и осуществление иных капитальных вложений (далее - мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты)).
Согласно п. 1.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, включение объектов и мероприятий в РАИП осуществляется исключительно в рамках установленных в соответствии с требованиями бюджетного законодательства расходных обязательств Республики Башкортостан и при наличии необходимых документов (согласно пункту 2.4).
Выделяемые в рамках РАИП бюджетные ассигнования должны позволять заключать государственные (муниципальные) контракты с ценой контракта на весь срок выполнения работ (в объеме сметной стоимости объекта или его этапов).
Государственными заказчиками объектов и мероприятий РАИП выступают республиканские органы исполнительной власти и государственные казенные учреждения (далее - государственные заказчики) (п. 1.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 №
285).
Формирование проекта РАИП, а также предложений по внесению в нее изменений осуществляется Министерством экономического развития Республики Башкортостан на основе предложений государственных и муниципальных заказчиков (п. 2.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285).
Формирование и внесение изменений в РАИП осуществляется в соответствии с законодательством (п. 2.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285).
Пунктом 2.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 предусмотрено, что после одобрения Правительством Республики Башкортостан основных характеристик бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период:
Министерство финансов Республики Башкортостан в установленные сроки доводит до Министерства экономического развития Республики Башкортостан предельный объем бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП;
Министерство экономического развития Республики Башкортостан осуществляет распределение предельного объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по ГРБС и доводит это распределение до республиканских органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности. Распределение утверждается Экспертным советом по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, созданным в соответствии с постановлением Республики Башкортостан (далее - Экспертный совет).
Республиканские органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности и ГРБС на основании предложений государственных и муниципальных заказчиков представляют в Министерство экономического развития Республики Башкортостан в определенные им сроки предложения о распределении доведенных этим министерством предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по объектам и мероприятиям с указанием формы реализации капитальных вложений, группировкой по видам экономической деятельности (отраслям), ГРБС, государственным и муниципальным заказчикам с указанием кодов классификации расходов бюджета, включая код классификации операций сектора государственного управления, форм собственности, будущих пользователей объектов (эксплуатирующих организаций, для которых создаются объекты, или юридических лиц, которым будут переданы права пользования на объекты), в том числе по объектам и мероприятиям, по которым строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную
собственность Республики Башкортостан планируется осуществить путем предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений учреждениям и предприятиям.
В силу условий п. 2.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285), в приоритетном порядке в РАИП включаются:
объекты незавершенного строительства, подлежащие завершению в очередном финансовом году;
переходящие объекты, в том числе проектно-изыскательские работы, по которым проведены процедуры государственных закупок;
объекты и мероприятия, для осуществления которых обеспечивается привлечение средств бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников;
затраты на приобретение немонтируемого оборудования, не входящего в сметы строек, для оснащения объектов ввода в очередном финансовом году.
Пунктом 2.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 установлено, что вновь начинаемые объекты и мероприятия включаются в РАИП при соблюдении одного из следующих условий:
наличие объектов или мероприятий в государственных программах;
наличие решения Правительства Республики Башкортостан по данному объекту или мероприятию;
наличие соглашения о софинансировании объектов или мероприятий с привлечением внебюджетных средств и средств федерального бюджета;
наличие решения Экспертного совета по объектам или мероприятиям.
Данная норма не распространяется на объекты, являющиеся элементами агрегированных позиций, если их сметная стоимость не превышает 50 млн. рублей.
К агрегированным позициям относятся сети коммунальной и инженерной инфраструктуры, объекты градостроительного проектирования, приобретение оборудования.
Согласно п. 2.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, включение в РАИП объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, разрешается только на плановый период.
Государственные заказчики представляют в Министерство экономического развития Республики Башкортостан дополнительные предложения сверх установленных контрольных цифр по расходам, связанным с бюджетными инвестициями, для рассмотрения на заседании Экспертного совета для включения объектов в Реестр. Реестр утверждается заместителем Премьер- министра Правительства Республики Башкортостан, курирующим формирование РАИП, не позднее I квартала текущего финансового года в общем порядке, установленном для формирования РАИП (п. 2.11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285).
Министерство экономического развития Республики Башкортостан совместно с республиканскими органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности рассматривает представленные предложения и документы и включает объекты и мероприятия в проект РАИП с указанием объемов бюджетных ассигнований из бюджета Республики Башкортостан на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий с оформлением при необходимости протоколов разногласий (п. 2.13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285).
Министерство экономического развития Республики Башкортостан в установленные сроки представляет в Министерство финансов Республики Башкортостан распределение предельного объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по объектам и мероприятиям с группировкой по видам экономической деятельности (отраслям), ГРБС, государственным и муниципальным заказчикам с указанием кодов классификации расходов бюджета, включая код классификации операций сектора государственного управления, форм собственности, будущих пользователей объектов (эксплуатирующих организаций, для которых создается объект, или юридических лиц, которым будут переданы права пользования на вновь построенные объекты) (п. 2.14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285).
Пунктом 2.16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 предусмотрено, что Министерство экономического развития Республики Башкортостан:
совместно с республиканскими органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности и ГРБС вносит уточнения в проект РАИП в процессе принятия закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период;
в 7-дневный срок с момента подписания закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период Главой Республики Башкортостан в установленном порядке представляет проект РАИП на утверждение в Правительство Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 3.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, утвержденная РАИП является основанием:
для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством;
для заключения в установленном порядке договоров (соглашений) с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, бюджетными, автономными учреждениями, в целях реализации бюджетных инвестиций;
для заключения соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Затраты на осуществление закупок включаются в сметную стоимость объекта капитального строительства (стоимость объекта недвижимости).
Согласно п. 3.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Пунктом 3.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285 установлено, что внесение изменений в РАИП осуществляется Правительством Республики Башкортостан.
Предложения о внесении изменений в РАИП представляются в Правительство Республики Башкортостан Министерством экономического развития Республики Башкортостан.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу № А07-13630/2015 фактически, в контексте вышеперечисленных положений Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 № 285, и Порядка финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 № 316, возлагает определенные обязанности, на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, и на Правительство Республики Башкортостан, - тогда как, к участию в настоящем деле, данные лица при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, привлечены не были.
В силу условий п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В силу условий пункта 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и полноты имеющихся в деле доказательств. Если дело признано подготовленным и в судебном заседании присутствуют все участвующие в деле лица, которые не возражают против продолжения его рассмотрения в этом заседании, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о готовности дела к судебному разбирательству, однако, поскольку наличествуют основания для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, и Правительства Республики Башкортостан, спор не может быть рассмотрен в судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.11.2015.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о целесообразности привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Руководствуясь статьями 184, 185, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Башкортостан, г. Уфа, Дом Республики); Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (450008 Республика Башкортостан, г. Уфа, - которым в срок не позднее 15 декабря 2015 года следует представить в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд отзывы на исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Эстра".
Посредством указанных контактов, а также информации, размещенной на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет http://18aas.arbitr.ru, можно получить информацию о рассматриваемом деле (пункт 1 части 2 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие (со ссылкой на номер дела, дату и время рассмотрения).
Лицам, участвующим в деле, рекомендуется не позднее, чем за 30 минут до начала судебного заседания пройти регистрацию при входе в здание суда. При себе иметь документ, удостоверяющий личность; представителям – также документы, подтверждающие их полномочия (статья 61 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
Председательствующий судья М.Б. Малышев
Судьи: А.А. Арямов
Н.Г. Плаксина