ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 18АП-1689/2007 от 18.01.2008 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении судебного разбирательства

№ 18АП-8718/2007

г.Челябинск

18 января 2008 г.                                                                  Дело № А76-17470/2006

  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Костина В.Ю.,  Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2007 по делу № А76-17470/2006 (судья Белый А.В.), при участии от  подателя апелляционной жалобы - ФИО1 (доверенность от 29.03.2007 № 05-27/7178), ФИО2 (доверенность от 28.11.2007 № 05-27/23541), от ликвидатора муниципального унитарного предприятия «Линейное эксплутационно-ремонтное управление» ФИО3 - ФИО4 (доверенность от 26.12.2006 № 11033), от муниципального унитарного предприятия «Линейное эксплутационно-ремонтное управление» -               ФИО5 (доверенность от 12.02.2007),

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы  по Курчатовскому району г.Челябинска (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ликвидатору муниципального унитарного предприятия «Линейное эксплуатационно-ремонтное управление» ФИО3 (далее – заинтересованное лицо, ликвидатор)с привлечением к участию в деле третьих лиц: муниципального унитарного предприятия «Линейное эксплуатационно-ремонтное управление» (далее – МУП «ЛЭРУ», предприятие), Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (далее – КУИиЗО), о признании действий ликвидатора незаконными и включении требований инспекции в сумме 8 473 970 руб. в реестр требований кредиторов.

 В ходе рассмотрения дела заявителем были уточнены заявленные требования, инспекция просила признать незаконными действия ликвидатора и включить требования инспекции в сумме 7 917 361 руб. в промежуточный ликвидационный баланс МУП «ЛЭРУ».

 Решением суда первой инстанции от 16.02.2007 заявление удовлетворено частично. Требования инспекции в общей сумме 7 366 890 руб. 80 коп. включены в промежуточный ликвидационный баланс предприятия.

  Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.05.2007 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

          Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2007 названные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

   В ходе рассмотрения заявления налоговый орган вновь уточнил заявленные требования: просил признать обоснованными требования инспекции в сумме 7 917 361 руб. и обязать ликвидатора включить требование в указанной сумме в промежуточный ликвидационный баланс МУП «ЛЭРУ» на основании пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

         Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2007 по данному делу требования заявителя удовлетворены частично - в сумме 451 419, 59 руб.  

Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции указал, что нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность включения требований кредитора в промежуточный ликвидационный баланс предприятия при добровольной ликвидации на основании решения суда, при  этом  промежуточный ликвидационный баланс на дату рассмотрения спора не утвержден, довод налогового органа о невключении всей суммы недоимки в промежуточный ликвидационный баланс основан на предположении. Отказывая в признании обоснованной суммы требований в размере 3 056 773 руб. 59 коп. суд указал, что соответствующие исполнительные производства в нарушение пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» инспекцией не были переданы ликвидатору. В части суммы задолженности по пени суд отметил, что налоговый орган не обосновал размер пенеобразующей недоимки, не представил доказательства вынесения решений о взыскании суммы задолженности за счет денежных средств и имущества предприятия. В части штрафа в размере 141 194 руб. суд указал, что налоговый орган не представил расчет штрафа. По решению арбитражного суда по делу А76-12940/2000 от 20.11.2000 (сумма требований 1 488 руб. 80 коп.) не представлены доказательства вступления его в законную силу.

Сума требований в размере 451 419 руб. 59 коп. признана обоснованной в силу признания ее заинтересованным лицом.

          Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований инспекции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

          В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что установленный законом порядок предъявления требований инспекцией, как кредитором  МУП  «ЛЭРУ», соблюден, какие-либо нарушения отсутствуют. Прекращение исполнительного производства  в связи с отсутствием имущества не является основанием для прекращения обязанности по уплате налогов, пени, ликвидируемое юридическое лицо в лице ликвидатора обязано произвести все расчеты с бюджетом, погасив всю имеющуюся задолженность. В установленном порядке задолженность не была оспорена, в связи с чем фактически действительна.

           В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. 

           МУП «ЛЭРУ» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что суд обоснованно счел правомерными  требования заявителя лишь в сумме 451 419,59 коп. В апелляционной жалобе заявитель не приводит новых доказательств своих требований.

           В судебном заседании представитель предприятия указал, что в данном случае рассматривается спор о взыскании с предприятия налоговых платежей, в связи с чем на налоговом органе лежит бремя доказательства обоснованности заявленных требований с необходимостью представления первичных документов, подтверждающих сумму недоимки.

           Ликвидатор и КУИиЗО письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

           В судебном заседании представитель ликвидатора указал, что в силу того, что требования налогового органа направлены на взыскание недоимки по обязательным платежам, ответчиком по делу не может быть ликвидатор, не являющийся в данном случае должником по налоговым обязательствам.

           Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя КУИиЗО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

    Как следует из материалов дела, распоряжением главы г.Челябинска от 17.10.2005 № 1293 принято решение о ликвидации МУП «ЛЭРУ». Установлен срок подачи требований кредиторов - два месяца с момента публикации объявления о ликвидации. Ликвидатором назначен ФИО3

    Письмом от 29.12.2005 № 18/32384 инспекция предъявила ликвидатору требование о включении 8 473 970 руб. обязательных платежей в реестр требований кредиторов должника.

    Письмом от 22.03.2006 № 163 указанное требование отклонено ликвидатором со ссылкой на пропуск инспекцией срока предъявления задолженности, образовавшейся в период с 1999 по 2003 годы.

    Считая данные действия ликвидатора ФИО3 незаконными, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

            Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает необходимым отложить рассмотрение апелляционной жалобы в целях предоставления лицам, участвующим в деле, возможности уточнить правовые позиции по вопросу о том, кто должен являться ответчиком по делу (с учетом мнения, высказанного представителем ликвидатора), а также об исковых требованиях, которые могут быть заявлены   на основании нормы пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.   

             На основании изложенного, руководствуясь статьями 158, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

           1. Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.11.2007 по делу № А76-17470/2006 отложить на 07 февраля 2008 года на 14 часов 00 минут.

           2. Лицам, участвующим в деле, в письменной форме представить правовое обоснование по вопросу о том, кто должен являться ответчиком по делу, а также об исковых требованиях, которые могут быть заявлены на основании нормы пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.   

           3. Указанные в пункте 2 документы направить в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд почтовым отправлением, обеспечивающим их доставку в суд до 01.02.2008, либо сдать документы в канцелярию суда до 01.02.2008.

   4. Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте суда по веб-адресу  http://18aas.arbitr.ru.

           5. Для регистрации необходимо явиться в каб.108 (канцелярия) за 30 минут до начала судебного заседания с документом, удостоверяющим личность.

Председательствующий судья                                            Л.В.Пивоварова    

Судьи:                                                                                    В.Ю.Костин

                                                                                                М.В.Чередникова