ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 18АП-3306/2007 от 28.08.2007 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

№ 18АП-3306/2007

г. Челябинск

28 августа 2007 года

Дело № А47-12149/2005

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2007  по делу № А47-12149/2005 (судья Вернигорова О.А.),  при участии: от муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Октябрьская» Администрации г. Орска ФИО1 (доверенность от 14.08.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску ФИО2 (доверенность № 05-13/14 от 09.01.2007), ФИО3 (доверенность № 05-12/38739 от 15.08.2007),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Октябрьская» Администрации г. Орска (далее – МУП «УК «Октябрьская» Администрации г. Орска, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее – ИФНС по г. Орску, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.08.2005 № 18-53/116/4137дсп.

Первоначальным решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.11.2005 решение налогового органа от 19.08.2005 № 18-53/116/4137дсп было признано недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2006 указанное решение суда было отменено и дела направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Вновь вынесенным решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя также были удовлетворены в полном объеме.

Налоговый орган, не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ссылается на то, что оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности, является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, и, следовательно, именно данный вид услуг с 01.01.2004 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ

На операции по реализации услуг по содержанию  и ремонту жилищного фонда всех форм собственности, вышеуказанная льгота по налогу на добавленную стоимость не распространяется, и потому такие операции облагаются данным налогом в общеустановленном порядке.

Податель апелляционной жалобы также пояснил, что указанная позиция подтверждена Федеральным арбитражным судом Уральского округа от 15.06.2006, где указано, что налоговый орган правомерно включил полученную предприятием выручку от реализации услуг по содержанию, ремонту и санитарно-техническому обслуживанию домов государственного и муниципального жилищного фонда в налогооблагаемую базу по НДС. 

Как видно из материалов дела, решением налогового органа 19.08.2005г. №18-53/116/4137дсп налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 767 064, 00 руб., и этим же решением налогоплательщику было предложено доплатить НДС в размере 3 835 320, 00 руб. и соответствующие суммы пени.

         Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности явились материалы выездной налоговой проверки (акт от 20.07.05 №18-53/102/224), в результате которой было установлено, что предприятием неправомерно не включена в налоговую базу стоимость реализации услуг по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту муниципального жилфонда.

В силу положений ст. 27 Федерального закона N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до 01.01.2004 от налогообложения (НДС) освобождена лишь реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному обслуживанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением предоставления жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Освобождение от уплаты налога на выполненные истцом услуги не распространяется.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (НДС) услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Следует отметить, что ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, как и пп. 10 п. 2 статьи 149 НК РФ, освобождая от налогообложения услуги по представлению в пользование жилых помещений, не раскрывают понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".

Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.

Главой 35 Гражданского кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма.

В соответствии со ст. 671 ГК РФ по договору найма собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии со ст. ст. 50, 55, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата, помимо нее взимается плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги).

В соответствии со статьей 1 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.

Согласно ст. 15 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.

Статья 154 ЖК РФ разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), которая взимается с нанимателя жилого помещения, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взимаемую как с нанимателя, так и с собственника (арендатора) жилого помещения.

Следовательно, в облагаемую налогом на добавленную стоимость налоговую базу не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Услуги же по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме подлежат обложению данным налогом в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ. В этом случае предприятие вправе на основании ст. ст. 171, 172, 176 НК РФ заявить о возмещении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг).

При этом в силу постановления Правительства РФ от 17.11.2001 №797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и пределы компетенции в этой части местных органов власти и управления, а распоряжением администрации г. Орска от 16.01.2004 №173-р утвержден расчет составляющих оплаты жилья и коммунальных услуг населению г. Орска.

Из материалов проверки также следует, что основанием для доначисления НДС за 2004 год явилось не включение в налогооблагаемую базу по налогу реализации услуг по текущему содержанию и ремонту жилья, техобслуживанию общих площадей, уборке подъездов, обслуживанию лифтов, вывоз и утилизация мусора.

Однако из материалов проверки невозможно установить того, что налогоплательщик отражал плату, полученную от жильцов, и разносил полученную квартплату по составляющим (плата за найм, уборка мусора, обслуживание лифтов, ремонт жилых помещений и тому подобное).

Из материалов в проверки также невозможно установить, как определялась сумма НДС, и не отражен способ определения суммы НДС по реквизитам бухгалтерского учета.

По материалам проверки не усматривается, как налогоплательщиком велся учет поступающих средств на счетах бухгалтерского учета.

В акте проверки от 20.07.2005 № 18-53/102/224 приведены лишь одни расчеты без ссылки на первичные или иные документы.

Таким образом, для проверки правильности предъявления сумм НДС в размере 3 809 836 руб. необходимо представление дополнительных документов от сторон.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что рассмотрение дела по существу в данном судебном заседании не возможно в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, в связи с чем, судебное разбирательство следует отложить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 158, 184, 185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Рассмотрение апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2007  по делу № А47-12149/2005 отложить на 23.10.2007 на   11 час. 00 мин.

2. Налоговому органу ко дню судебного заседания представить обоснование представленных расчетов по начислению НДС со ссылкой на конкретные  первичные документы и правила отражения операций в бухгалтерском учете, а также представить письменные пояснения по поводу порядка определения сумм НДС, начисленных на денежные суммы по оплате услуг по ремонту и содержанию жилого фонда.

3. МУП «УК «Октябрьское» представить ко дню судебного заседания документы в обоснование своих возражений в части неверного определения суммы НДС по расчетам, приложенным к акту проверки.

4. О получении определения и об участии в судебном заседании просим сообщить по  телефонам / факсу (351) 259-66-20, 259-66-18 / 259-66-15 или электронной почте по адресу /sud@18aas.arbitr.ru.

5. Информацию о движении дел можно получить на официальном сайте суда по веб-адресу  http://18ааs.arbitr.ru.        

6.   Для регистрации необходимо явиться в каб.108 (канцелярия) за 30 минут до начала судебного заседания с документом, удостоверяющим личность.

Председательствующий судья                                         О.П. Митичев

Судьи:                                                                                 М.В. Тремасова-Зинова

                                                                                             М.Б. Малышев