ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
394006, г.Воронеж, ул. Платонова, 8
сайт: http://19aas.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 мая 2009 года Дело № А08-9034/2008-6
г. Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
от открытого акционерного общества «Осколнефтеснаб»: ФИО2 представитель, доверенность №510 от 30.12.2008 года;
от общества с ограниченной ответственностью «Старооскольская нефтебаза»: ФИО3 главный бухгалтер, доверенность б/н от 11.01.2009 года;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: ФИО4, начальник отдела, доверенность №11 от 20.01.2009 года; ФИО5 главный специалист – эксперт, доверенность №15 от 11.01.2009 года;
от открытого акционерного общества «Белгороднефтепродукт»: ФИО6 представитель, доверенность №БНП-02/2009 от 11.01.2009 года;
от Белгородской региональной общественной организации «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», представители не явились, надлежаще уведомлена;
от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, представители не явились, надлежаще уведомлена;
от Департамента экономического развития Белгородской области, представители не явились, надлежаще уведомлен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Осколнефтеснаб» и общества с ограниченной ответственностью «Старооскольская нефтебаза» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2009 года по делу № А08-9034/2008-6 по заявлению открытого акционерного общества «Осколнефтеснаб», общества с ограниченной ответственностью «Старооскольская нефтебаза» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, с участием Департамента экономического развития Белгородской области, Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, Белгородской региональной общественной организации «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», открытого акционерного общества «Белгороднефтепродукт» о признании решения недействительным, незаконным; о признании предписания недействительным.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Старооскольская нефтебаза» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 340-08-АЗ от 05.11.2008 г. и предписания № 202 от 18.11.2008 г. о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ООО «Старооскольская нефтебаза» (дело №А08-9035/2008-6).
ОАО «Осколнефтеснаб» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 05.11.2008 г. по делу №340-08-АЗ и предписания №202 от 18.11.2008 г. о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ООО «Старооскольская нефтебаза». (дело №А08-9034/2008-6).
Определением суда от 11.02.2009 г. дело №А08-9034/2008-6 и дело №А08-9035/2008-6 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением, объединенным делам номера А08-9034/2008-6.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.03.2009 года по делу № А08-9034/2008-6 в удовлетворении заявленных требований заявителей отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество «Осколнефтеснаб» и общество с ограниченной ответственностью «Старооскольская нефтебаза» обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители открытого акционерного общества «Осколнефтеснаб» и общества с ограниченной ответственностью «Старооскольская нефтебаза» в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали, просили обжалуемый судебный акт отменить, указывая на то, что в деле отсутствуют доказательства совершения заявителями вменяемого правонарушения, а также на отсутствие состава правонарушения, поскольку, по мнению заявителей, не доказано, что осуществленные действия являлись согласованными. При этом заявители полагают, что Общества не являются конкурентами друг для друга и не могут оказывать влияние на ограничение конкуренции, поскольку реализуют продукцию на различных товарных рынках. Кроме того, заявители сослались на то, что УФАС по Белгородской области при возбуждении производства по делу не провело исследование и анализ рынков, на которых осуществляют свою деятельность заявители, что является, по их мнению, нарушением предписания приказа ФАС РФ №108 от 25.04.2006 года, а также на то, что рассмотрение вопроса о нарушении антимонопольного законодательства при реализации бензина и дизтоплива в рамках одного продуктового рынка недопустимо.
Представитель УФАС по Белгородской области возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда законным и обоснованным ссылаясь при этом, что анализ и оценка состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках не является обязательным и проводится при необходимости, полагая, что согласованность действий заявителей может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении, о чем свидетельствует единообразность и синхронность действий при отсутствии на то объективных причин.
Представитель открытого акционерного общества «Белгороднефтепродукт» поддержал правовую позицию заявителей, считает решение арбитражного суда подлежащим отмене.
Судебное разбирательство проводилось в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей Белгородской региональной общественной организации «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, Департамента экономического развития Белгородской области надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что во исполнение Приказа ФАС РФ от 19.03.2007 г. №73 «Об утверждении порядка проведения Федеральной антимонопольной службой мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты», УФАС по Белгородской области осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов.
В соответствии с указанным приказом, мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты осуществляется Белгородским УФАС России по городам Белгород, ФИО7, Старый Оскол Белгородской области.
В ходе анализа полученных от хозяйствующих субъектов сведений об оптовых и розничных ценах реализации нефтепродуктов, ответчиком установлено, что при реализации нефтепродуктов в розницу в г. Старый Оскол ООО «Старооскольская нефтебаза», ОАО «Осколнефтеснаб», ОАО «Белгороднефтепродукт» устанавливаются одинаковые цены на основные марки бензина (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо.
По признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона «О защите конкуренции», запрещающей соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, приводящие, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, в отношении ОАО «Осколнефтеснаб», ООО «Старооскольская нефтебаза», ОАО «Белгороднефтепродукт» на основании ст. 39 Закона возбуждено дело №340-08-АЗ.
Производство по делу в отношении ОАО «Белгороднефтепродукт», было прекращено антимонопольным органом, в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18.11.2008 г. ООО «Старооскольская нефтебаза» и ОАО «Осколнефтеснаб» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий, которые привели к одновременному установлению (поддержанию) одинаковых розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо.
18.11.2008 года Управление выдало ООО «Старооскольская нефтебаза» и ОАО «Осколнефтеснаб» предписание №202 о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Не согласившись с актами антимонопольного органа, ООО «Старооскольская нефтебаза» и ОАО «Осколнефтеснаб» обратились в арбитражный суд за судебной защитой.
В ходе исследования материалов дела в суде апелляционной инстанции, судом установлено, что материалы дела содержат приказы за период с 11 января 2008 года по 14 июля 2008 года ООО «Старооскольская нефтебаза» о создании комиссии из трех человек для переоценки нефтепродуктов на АЗС, однако материалы дела не содержат документов, которые явились следствием работы данной комиссии, а также доказательств свидетельствующих о том, каким образом результат работы комиссии повлиял на ценообразование.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области пояснил, что исследование и анализ рынков Управлением проводится в плановом порядке, однако, в связи с тем, что представление данных документов в антимонопольное дело не является обязательным, данные документы не были представлены Управлением.
В целях более полного и всестороннего рассмотрения доводов апелляционных жалоб и материалов дела, апелляционный суд считает необходимым судебное разбирательство отложить.
Руководствуясь статьями 158, 184-188, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отложить судебное разбирательство до 14 час. 30 мин. 17.06.2009 г. (зал №3, 1 этаж).
Предложить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области представить в суд документы, подтверждающие проведение исследования и анализа товарного рынка.
Предложить ООО «Старооскольская нефтебаза» представить в суд документы, которые явились следствием работы комиссии, созданной для переоценки нефтепродуктов на АЗС.
Лицам, участвующим в деле предлагается направить полномочных представителей для участия в заседании.
При невозможности присутствовать в судебном заседании лицам, участвующим в деле, представить заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (со ссылкой на номер дела, дату и время рассмотрения, тел.35-54-62; факс <***>).
Председательствующий судья В.А. ФИО8
Судьи Н.Д. Миронцева
ФИО1