ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 19АП-4615/2015 от 18.08.2015 АС Курской области

392/2015-70210(6)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отмене обеспечительных мер

г. Курск

«18» августа 2015 года Дело № А35-6346/2015   Арбитражный суд Курской области в составе судьи Суходольской 

Н. Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного  заседания Макаровым Е. В., рассмотрел после перерыва, объявленного в  соответствии со статьей 163 АПК РФ, в порядке статей 93, 97 АПК РФ  заявление комитета промышленности, транспорта и связи Курской области  об отмене мер обеспечения по делу по заявлению 

 индивидуального предпринимателя ФИО1 

 к комитету промышленности, транспорта и связи Курской области
 о признании незаконными действий.

В судебном заседании после перерыва участвуют представителя:  от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом; 

от заинтересованного лица: ФИО2 - доверенность от 04.03.2015, ФИО3 - доверенность от 21.07.2015, ФИО4 - доверенность от 05.08.2015. 

 Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле,  арбитражный суд 

УСТАНОВИЛ:

 Индивидуальный предприниматель ФИО1  обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными 


действий комитета промышленности, транспорта и связи Курской области,  выраженных в размещении извещения от 30.04.2015 (в редакции по  состоянию на 22.06.2015) о проведении конкурса на право заключения  договора на организацию перевозок автомобильным транспортом по  маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном  сообщении маршрутной сети Курской области. 

Определением суда от 10.07.2015 по ходатайству заявителя были  приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведение  конкурса на право заключения договора на организацию перевозок  автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в  пригородном и межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской  области, объявленного Комитетом промышленности, транспорта и связи  Курской области в извещении от 30.04.2015 (в редакции от 22.06.2015). 

 В обоснование необходимости отмены обеспечительных мер  Комитет ссылается на следующие обстоятельства: 

 в соответствии с извещением от 30.04.2015 (в редакции по состоянию  на 22.06.2015) о проведении конкурса на право заключения договора на  организацию перевозок автомобильным транспортом по маршрутам  регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении  маршрутной сети Курской области, заявки на участие в конкурсе подали  как действующие перевозчики так и перевозчики, которые до указанного  конкурса не осуществляли деятельность по перевозке пассажиров в  пригородном и межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской  области. При этом предположительно для участия в конкурсе указанные  новые перевозчики приобрели (в том числе с использованием лизинговых  компаний) транспортные средства. В связи с принятием  обеспечительных мер, связанных с приостановлением проведения 


конкурса, права указанных перевозчиков значительным образом  нарушаются, у перевозчиков отсутствует возможность использовать  транспортные средства по назначению и осуществлять лизинговые  платежи, они несут убытки; 

 в настоящее время Комитет как заказчик не имеет возможности  заключить договоры на перевозку пассажиров по 56 маршрутам  регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении  маршрутной сети Курской области (124 графика), что составляет 24% от  всей маршрутной сети Курской области, так как в соответствии с частью 2  статьи 14 Закона Курской области от 23.04.2002 № 23-ЗКО (в редакции от  14.10.2008)  «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным  транспортом в Курской области» заказчик пассажирских перевозок не  вправе привлекать перевозчиков к выполнению маршрутных пассажирских  перевозок на маршрутах, не включенных в государственный или  муниципальный заказ, без проведения конкурса. При этом в соответствии с  Законом Курской области от 29.10.2013 № 105-ЗКО «О внесении  изменения в статью 14 Закона Курской области «О маршрутных  пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской  области» комитетом, как заказчиком пассажирских перевозок, утрачена  возможность заключения с перевозчиками временных договоров на  перевозку пассажиров;  

в комитет промышленности, транспорта и связи Курской области с  13.07.2015 неоднократно поступают жалобы пассажиров на отсутствие  регулярности транспортного обслуживания маршрутов маршрутной сети  Курской области, по которой предполагалось проведение конкурса; 

отсутствие заключенных по результатам конкурса договоров на  организацию перевозок автомобильным транспортом по маршрутам  регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении  маршрутной сети Курской области негативно влияет на состояние  безопасности дорожного движения на дорогах области. 


В соответствии с частью 2 статьи 97 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации вопрос об отмене обеспечения иска  разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления  заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93  настоящего Кодекса. 

При необходимости арбитражный суд вправе известить лиц,  участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания в порядке,  определенном частью 3 статьи 121 и частью 3 статьи 122 АПК РФ для  случаев, не терпящих отлагательства. 

 Согласно части 3 статьи 121 АПК РФ в случаях, не терпящих  отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц,  участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса  телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной  почте либо с использованием иных средств связи. 

Индивидуальный предприниматель Лёгенький М.Е., надлежащим  образом (телеграммой) извещенный о времени и месте проведения  судебного заседания по рассмотрению вопроса об отмене обеспечительных  мер, в судебное заседание не явился, представителя не направил,  представил ходатайство об отложении судебного заседания и проведении  заседания не ранее 20.08.2015. 

Учитывая сокращенные процессуальные сроки, установленные  частью 2 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, ходатайство заявителя об отложении данного судебного  заседания не удовлетворено. Вместе с тем, судом в соответствии со статьей  163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 18.08.2015  (окончание пятидневного срока, предусмотренного частью 2 статьи 97  АПК РФ). 

В судебном заседании, продолженном после перерыва,  представители комитета промышленности, транспорта и связи Курской  области поддержали заявление об отмене обеспечительных мер. 


В соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на  любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может  затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том  числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами  Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения  значительного ущерба заявителю. 

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными  судами обеспечительных мер" разъяснено, что при оценке доводов  заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ, арбитражным  судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность  требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность  причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия  обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных  сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер  публичных интересов, интересов третьих лиц. Арбитражным судам  следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным  средством защиты, следовательно, для их применения не требуется  представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования  требований и возражений стороны по существу спора. 

В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по  ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено  арбитражным судом, рассматривающим дело. 

При этом вышеназванной статьей не предусмотрены основания, по  которым обеспечение иска может быть отменено, данный вопрос  разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств  дела. 

Из содержания статей 90, 93, 97 АПК РФ следует, что отмена  принятых судом обеспечительных мер возможна в тех случаях, когда 


отпали обстоятельства послужившие основанием для их принятия, либо  появились новые обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены  мер обеспечения иска. 

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 22  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами  обеспечительных мер", ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1  статьи 97 Кодекса), а также лица, чьи права и интересы нарушены в  результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после  получения определения арбитражного суда о применении  обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в  суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Кодекса,  представив объяснения по существу примененных мер, на основании  которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных  частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие  критериям, указанным в пункте 10 названного Постановления. С учетом  сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в  отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене. 

При обращении с заявлением об отмене принятых обеспечительных  мер бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что  основания, по которым были применены обеспечительные меры, отпали,  либо после принятия таких мер возникли новые обстоятельства, лежит на  лице, обратившемся с соответствующим заявлением. 

Постановлением Губернатора Курской области от 01.06.2010 № 225  ПГ утверждено Положение о Комитете промышленности, транспорта и  связи Курской области, в соответствии с которым Комитет является  отраслевым органом исполнительной власти Курской области,  осуществляющим в соответствии с действующим законодательством  государственную политику в области промышленного производства,  транспорта и связи (пункт 1.2); основными задачами Комитета являются, в 


том числе: осуществление регулирования, управления и контроля  деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного  функционирования промышленности, транспорта и связи на территории  области (пункт 2.4); организация транспортного обслуживания населения  автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом в  пригородном и межмуниципальном сообщении (пункт 2.11). 

В силу раздела 3 Положения Комитет в соответствии с  возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции  осуществляет, в числе прочих, следующие функции: выполняет функции  заказчика пассажирских перевозок на территории Курской области,  находящихся в ведении органов исполнительной власти области (пункт  3.27); в пределах своих полномочий утверждает сеть пригородных и  внутриобластных междугородных автобусных маршрутов, изучает спрос и  предложение на услуги транспорта и связи (пункт 3.29); совместно с  заинтересованными организациями содействует эффективному  использованию средств транспорта и связи в интересах населения и  экономики области (пункт 3.30); реализует на территории области  государственную политику в области обеспечения безопасности  дорожного движения, организует и проводит заседания областной  комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 3.24);  участвует в разработке и реализации мер по повышению безопасности  дорожного движения и снижению вредного воздействия автомобильного  транспорта на окружающую среду (пункт 3.25). 

Арбитражный суд полагает несостоятельным довод комитета  промышленности, транспорта и связи Курской области о том, что  принятием обеспечительных мер, связанных с приостановлением  проведения конкурса, причиняются убытки перевозчикам, которые  приобрели (в том числе с использованием лизинговых компаний)  транспортные средства, в связи с отсутствием возможности использовать  транспортные средства по назначению и осуществлять лизинговые 


платежи. 

Поскольку комитет промышленности, транспорта и связи Курской  области не наделен полномочиями представлять интересы перевозчиков, в  том числе по вопросу причинения им убытков, кроме того, Комитетом не  названы конкретные лица, чьи интересы затронуты принятыми судом  обеспечительными мерами, а также не представлены документальные  доказательства наступления указанных последствий, то вышеприведенный  довод Комитета не может быть принят судом во внимание. 

Вместе с тем, арбитражный суд при рассмотрении заявления об  отмене обеспечительных мер, принятых определением 10.07.2015 по  настоящему делу, полагает необходимым учесть следующее. 

В соответствии с приказом комитета промышленности, транспорта и  связи Курской области от 30.04.2015 № 62-од «О внесении изменений в  приказ № 165-од от 26.12.2013 «Об утверждении перечня регулярных  автобусных маршрутов межмуниципального сообщения в Курской  области» перечень регулярных автобусных маршрутов  межмуниципального сообщения Курской области включает 238 таких  маршрутов. 

Как усматривается из документов, приложенных комитетом  промышленности, транспорта и связи Курской области к заявлению об  отмене обеспечительных мер, в соответствии с извещением от 30.04.2015 (в  редакции по состоянию на 22.06.2015) о проведении конкурса на право  заключения договора на организацию перевозок автомобильным  транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и  межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской области, на  конкурс выставлены 56 маршрутов, сгруппированные по 21 лотам. 

Следовательно, приостановление проведения конкурса на право  заключения договора на организацию перевозок автомобильным  транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и  межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской области, 


объявленного комитетом промышленности, транспорта и связи Курской  области в извещении от 30.04.2015 (в редакции от 22.06.2015), влечет  невозможность заключить договоры на перевозку пассажиров по 56  маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном  сообщении маршрутной сети Курской области (124 графика), что  составляет 24% от всей маршрутной сети Курской области. 

 Таким образом, обеспечительные меры, принятые определением  суда от 10.07.2015 по настоящему делу, не позволяют комитету  промышленности, транспорта и связи Курской области реализовать свои  функции заказчика пассажирских перевозок, поскольку препятствуют  проведению конкурса на право заключения договора на организацию  перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных  перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении маршрутной  сети Курской области, объявленного Комитетом. 

Согласно журналу регистрации заявок на участие в конкурсе на  право заключения договора на осуществление транспортного  обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок  пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов  общего пользования маршрутной сети Курской области и критериях  конкурсного отбора (копия представлена в материалы дела), заявки на  участие в конкурсе подали 23 претендента. 

 Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения  с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами,  подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и  представить доказательства, подтверждающие его доводы (пункты 9, 10  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами 


Целью принятия обеспечительных мер по делу не может являться  ущемление прав и законных интересов ответчика либо усугубление его  финансового положения за счет предоставления истцу дополнительных  гарантий исполнения судебного акта арбитражного суда. 

Арбитражный суд полагает возможным учесть представленные в суд  комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области  документы, из которых следует, что индивидуальный предприниматель  Лёгенький М. Е. подал заявку на участие в конкурсе по 1 лоту из 21, при  этом заявителем до настоящего времени не представлены доказательства  необходимости сохранения обеспечительных мер, принятых определением  суда от 10.07.2015 по настоящему делу, а также документальные  доказательства, опровергающие доводы Комитета о необходимости  отмены указанных обеспечительных мер. 

Арбитражный суд, исследовав обстоятельства дела, исходя из  необходимости обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон,  предотвращения нарушения публичных интересов и интересов третьих  лиц, учитывая вышеуказанные доводы, приходит к выводу о  необходимости отмены обеспечительных мер, принятых определением от  10.07.2015 по настоящему делу 

 При этом суд исходит из того, что приостановление проведения  конкурса на право заключения договора на организацию перевозок  автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в  пригородном и межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской  области, объявленного Комитетом промышленности, транспорта и связи  Курской области в извещении от 30.04.2015 (в редакции от 22.06.2015)  приведет к отсутствию регулярности транспортного обслуживания  автобусных маршрутов маршрутной сети Курской области, по которой  предполагалось проведение конкурса, и создает препятствия  эффективному использованию средств транспорта в интересах населения  и экономики области, а также угрозу невозможности надлежащего 


обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров  на территории Курской области, что неизбежно повлечет за собой  нарушение прав третьих лиц и публичных интересов. 

Руководствуясь частью 1 статьи 97 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает обоснованным  заявление комитета промышленности, транспорта и связи Курской области  об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от  10.07.2015. 

 С учетом изложенного, суд полагает указанное заявление об отмене  обеспечительных мер подлежащим удовлетворению, а примененные судом  обеспечительные меры – подлежащими отмене. 

 Руководствуясь статьями 97, 184-188 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 Заявление Комитета промышленности, транспорта и связи Курской  области об отмене обеспечительных мер, удовлетворить. 

Отменить обеспечительные меры, принятые определением  Арбитражного суда Курской области от 10.07.2015 по делу № А35- 6346/2015, в виде приостановления проведение конкурса на право  заключения договора на организацию перевозок автомобильным  транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и  межмуниципальном сообщении маршрутной сети Курской области,  объявленного Комитетом промышленности, транспорта и связи Курской  области в извещении от 30.04.2015 (в редакции от 22.06.2015). 

Определение подлежит немедленному исполнению. 

 Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через  Арбитражный суд Курской области. 

Судья Н. Е. Суходольская


обеспечительных мер").