ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 19АП-963/2015 от 02.06.2016 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о наложении штрафа

г. Белгород Дело № А08-9367/2014  02 июня 2016 года 

Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Кавериной М.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Картамышевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО "Альпийские решения" о  наложении штрафа на должностное лицо - руководителя Управления финансовой и  налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, 

по делу по исковому заявлению ООО «Альпийские решения» (ИНН 0726004781, ОГРН  1110726001913) к Управлению капитального строительства администрации Яковлевского  района (ИНН 3121002199, ОГРН 1023101457191) о взыскании 242 473 руб. 40 коп. 

Заинтересованное лицо: Управление финансов и налоговой политики Яковлевского  района Белгородской области 

при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен надлежаще,  от ответчика: не явился, извещен надлежаще, 

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

 ООО "ЕвроХим" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к  Управлению капитального строительства администрации Яковлевского района Белгородской  области о взыскании 242 473 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными  средствами за период с 15 октября 2013 года по 10 ноября 2014 года в связи с неисполнением  решения Арбитражного суда Белгородской области от 28 сентября 2012 года по делу № А08- 2829/2012. 

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27 января 2015 года исковые  требования удовлетворены. С Управления капитального строительства администрации  Яковлевского района в пользу ООО «ЕвроХим» взыскано 242 473 руб. 40 коп. процентов за  пользование чужими денежными средствами за период с 15 октября 2013 года по 10 ноября  2014 года и 7 849 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной  пошлины, а всего 250 322 руб. 40 коп. 

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2015  года решение Арбитражного суда Белгородской области от 27 января 2015 года оставлено без  изменения. 

серии АС № 005431732 на принудительное исполнение решения суда. По ходатайству истца  31 марта 2015 года исполнительный лист, в порядке ст.319 АПК РФ, направлен в Управление  финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области (далее также  Управление финансов). 


10 сентября 2015 года от ООО «Альпийские решения» обратилось с заявлением о  процессуальном правопреемстве. Заявитель просил произвести замену взыскателя ООО  «ЕвроХим» на правопреемника ООО «Альпийские решения» в связи с заключением  обществами 17 июля 2015 года договора мены правами требований. 

Решением Арбитражного суда Центрального округа по делу № А08-7785/15  «ЕвроХим» присуждена компенсация в размере 30 000 руб. за нарушение права на  исполнение в разумный срок постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 27 марта 2013 года по делу № А08-2829/2012 о взыскании с Управления  капитального строительства администрации Яковлевского района Белгородской области  (далее также Управление капитального строительства) в пользу Заявителя 2 741 103 руб. 79  коп. задолженности. 

Определением суда от 28 января 2016 года заявление ООО «Альпийские решения» о  процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена взыскателя ООО  "ЕвроХим" на правопреемника ООО «Альпийские решения» по решению АСБО от 27 января  2015 года и по исполнительному листу серии АС № 005431732 от 30 марта 2015 года по делу   № А08-9367/2014. 

Заявление ООО «Альпийские решения» мотивировало тем, что Управление  капитального строительства и Управление финансов в предусмотренные сроки не исполнили  исполнительный документ. Сообщено, что судом дважды по делу № А08-6708/2013 на  Управление финансов наложен судебный штраф в размере 20 000 руб. и 30 000 руб. 

Определением суда от 02 марта 2016 года частично удовлетворено заявление ООО  «Альпийские решения» о наложении судебного штрафа на Управление финансов и налоговой  политики Яковлевского района за неисполнение решения суда. С Управления финансов и  налоговой политики района за счет средств муниципального образования в доход  федерального бюджета взыскан судебный штраф в сумме 20 000 руб. 

Определением суда от 16 марта 2016 года заявление ООО «Альпийские решения» о  наложении судебного штрафа на руководителя Управления принято к рассмотрению.  Определение органом связи вручено Управлению финансов 28 апреля 2016 года. 

Между тем, Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского  района Белгородской области обжаловало решение Арбитражного суда Центрального округа  от 20 января 2016 года по делу № А08-7785/15, которым присуждена компенсация в размере  30 000 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. 

Постановлением АС ЦО от 17 мая 2016 года решение от 20 января 2016 года оставлено  без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Суд кассационной инстанции в  постановлении указал, что исполнение судебного акта является публичной обязанностью  государства, в связи с чем именно на государственных органах, ответственных за исполнение  решения суда, лежит обязанность по своевременному совершению действий, направленных на  удовлетворение интересов взыскателя. 

В судебное заседание представители заявителя - ООО «Альпийские решения»,  Управления капитального строительства, Управления финансов не явились. 

В ходе рассмотрения заявления представитель заявителя настаивал на удовлетворении  заявления о наложении штрафа на должностное лицо. Сослался на отсутствие персональной  ответственности руководителя, ввиду длительного неисполнения судебного акта по делу. 


Позиция заявителя аргументирована тем, что начальник Управления финансов и бюджетной  политики Администрации Яковлевского района Белгородской области Дахова Т.И. в силу  должностных полномочий должна была предпринять все необходимые меры для исполнения  судебных актов в сроки, предусмотренные законодательством. Однако должностное лицо  данных действий не предпринимало. Считал, что бездействие должностного лица привело к  затягиванию исполнения судебного решения. Полагал целесообразным учитывать положения  п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года № 8-П. Сообщил, что  Дахова Т.И. должна была от имени Управления финансов и налоговой политики Яковлевского  района обратиться с иском о признании незаконным препятствующего исполнению судебного  акта решения Муниципального совета. 

Представитель Управления и начальник Управления финансов ФИО1 в отзывах и  пояснениях в удовлетворении заявление о наложении штрафа просили отказать. В  обоснование своей позиции пояснили, что Управление капитального строительства является  муниципальным казенным учреждением и бюджетополучателем, обсуживающемся в  финансовом органе администрации муниципального района «Яковлевский район». В связи, с  чем в Управлении УКСом как получателем районных бюджетных средств открыт лицевой  счет № <***>, открытый на лицевом счете бюджета Яковлевского района  02263010920 (бал.сч. 40204810400000000042, в ОТДЕЛЕНИИ Белгород, БИК 041403001). В  соответствии со ст. 242.5 БК РФ в адрес Управления поступил исполнительный лист серии АС   № 005431732 по делу № А08-9367/2014, выданный АСБО о взыскании с УКС администрации  Яковлевского района процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 242  473 руб. 40 коп. При этом в адрес должника направлено уведомление от 16 июня 2015 года   № 354 о поступлении в Управление финансов указанного исполнительного документа, а также  о предоставлении информации об источнике образования задолженности и о кодах  бюджетной классификации Российской Федерации. 

Между тем УКС администрации Яковлевского района требования исполнительного  документа АС № 005431732 по делу А08-9367/2014 не исполнены в течение трех месяцев со  дня поступления исполнительного документа. Сослалось на то, что в соответствии с п. 7 ст.  242.5 БК РФ осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах  должника, открытых в Управлении, приостановлены с 17 сентября 2014 года. Пояснило, что в  решении Муниципального совета Яковлевского района о бюджете муниципального района на  2015 года расходы для исполнения указанного судебного акта предусмотрены не были, смета  расходов УКС администрации Яковлевского района не утверждалась, поскольку  хозяйственная деятельность учреждения не ведется. Начальник управления финансов и  налоговой политики – ФИО1 сообщила, что с ее стороны предпринимаются все  возможные меры, направленные на исполнение исполнительного листа АС № 005431732 по  делу № А08-9367/2014 в связи, с чем читала, что основания для наложения судебного штрафа  отсутствуют, просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. 

В силу ст.156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей  заявителя (истца), Управления финансов и ответчика. 

Изучив представленные сторонами доказательства и отзыв начальника Управления  финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района ФИО1 суд,  приходит к следующему. 

В соответствии с п.1.1, п.3.1 Положения «Об управлении финансов и налоговой  политики администрации муниципального района «Яковлевский район», утвержденного  решением Муниципального совета Яковлевского района Белгородской области от 27 апреля  2011 года № 1, Управление финансов и налоговой политики администрации муниципального  района «Яковлевский район» является финансовым органом администрации Яковлевского  района, к задачам и функциям которого относится открытие и закрытие лицевого счета для  всех учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности,  финансируемых из районного бюджета. 


политики администрации района, в порядке перевода из Муниципального совета  Яковлевского района. 

Согласно должностной инструкции заместителя главы администрации района –  начальника Управления финансов и налоговой политики администрации района,  утвержденной распоряжением администрации муниципального района «Яковлевский район»  от 29 ноября 2012 года № 1858-р, в своей работе заместитель главы администрации района  руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства  финансов РФ, законами Белгородской области, постановлениями и распоряжениями  Губернатора области, приказами и распоряжениями начальника департамента финансов и  бюджетной политики Белгородской области, Уставом Яковлевского района, нормативными  правовыми актами органов местного самоуправления района, положением об управлении  финансов и налоговой политики администрации района, а также настоящей должностной  инструкцией (п.1.5. должностной инструкции). 

Согласно п.1.6 должностной инструкции к основным задачам заместителя главы  администрации района, в том числе, относятся организация исполнения действующего  законодательства Российской Федерации, Белгородской области, муниципальных правовых  актов по вопросам, относящимся к компетенции управления; осуществление работы по  формированию и исполнению консолидированного бюджета Яковлевского района;  мониторинг исполнения консолидированного бюджета Яковлевского района; реализация мер  по повышению эффективности использования бюджетных средств. 

В силу п.3.1. должностной инструкции заместитель главы администрации, в том числе,  обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные  законы, иные нормативно-правовые акты РФ, (уставы), законы и иные нормативные правовые  акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые  акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с  должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и  законные интересы граждан и организаций. 

Заместитель главы администрации, исходя из задач своей деятельности, в том числе,  организует формирование, утверждение бюджета муниципального района «Яковлевский  район» и контролирует исполнение бюджета района; утверждает приказом по управлению  финансов и налоговой политики администрации района рекомендательные и  распорядительные документы, относящиеся к составлению и исполнению бюджета района,  обязательные для реализации бюджетными, казенными и автономными учреждениями;  оперативно информирует главу администрации района об исполнении доходной и расходной  частей бюджета района; рассматривает письменные и устные обращения по вопросам  относящимся к компетенции управления финансов и налоговой политики администрации  района(п.3.2. должностной инструкции). 

Заместитель главы администрации несет ответственность за нарушение им Конституции  РФ, федеральных законов, устава Белгородской области, законов Белгородской области,  устава муниципального района «Яковлевский район» (п.5.1. должностной инструкции). 

Согласно Положения «Об Управлении финансов и налоговой политики администрации  муниципального района «Яковлевский район» утвержденного решением Муниципального  совета Яковлевского района от 27 апреля 2011 года № 1 управление финансов, в том числе,  организует в соответствии с законодательством РФ работу по составлению проекта бюджета  района, составляет проект бюджета и представляет его на утверждение Муниципальному  совету района, организует исполнение и осуществляет кассовое исполнение бюджета района,  готовит проекты постановлений и распоряжений главы администрации района по финансово- бюджетным вопросам, в качестве администратора источников внутреннего финансирования  дефицита бюджета осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает  кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени  администрации района муниципальные гарантии, осуществляет иные бюджетные полномочия  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением. 


Частью 1 статьи 182, частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) предусмотрено, что  судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную  силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном этим  Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного  производства, в частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный  кодекс), Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном  производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). 

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля  2005 года № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность  получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а  не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными  органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на  обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их  должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его  неисполнению. 

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок  исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств  соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается  бюджетным законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов  производится в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской  Федерации. 

Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ,  предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным  обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе  взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи  242.1 настоящего Кодекса, в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов  муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также  средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее  - в настоящей статье орган). 

Орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа  направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его  приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2  статьи 242.5). 

Статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено, что должник в течение 10  рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий  открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об  источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств  местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о  кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть  произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа  применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового  года. 

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в  результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход  деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган,  осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных  учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка  средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган,  осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных 


учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций  по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его  структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем  открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за  исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением  должника и его структурных (обособленных) подразделений. 

Согласно пунктам 4, 5 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности  соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или)  объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения  исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю)  средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о  необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств  (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения  исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий  открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный  распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня  поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение  лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов  бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в соответствии с запросом-требованием. 

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что должник обязан представить в орган,  осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных  учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для  полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего  рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по  соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с  абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 

В силу пункта 7 указанной статьи при неисполнении должником в течение трех месяцев  со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и  ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении  должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по  исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера,  данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций  по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его  структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем  открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за  исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением  должника и его структурных (обособленных) подразделений. 

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со  дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов  муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об  этом взыскателя. 

Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм,  обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования  организационно- технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся  на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не  парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к  нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина. 

В адрес должника направлено уведомление о поступлении в Управление финансов и  налоговой политики Яковлевского района Белгородской области указанного выше  исполнительного документа. 


Управлением финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской  области в соответствии с п. 7 ст. 242.5 БК РФ приостановлено осуществление операций по  расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Управлении  финансов и налоговой политики Яковлевского района Белгородской области, о чем в адрес  должника 22 сентября 2014 года направлено извещение № 362. 

Из материалов дела следует, что Управление финансов и налоговой политики  администрации Яковлевского района в 2015 году неоднократно обращалось в  представительный орган муниципального района «Яковлевский район» с предложением о  внесении изменений и дополнений в бюджет муниципального района «Яковлевский район» на  2015 год в части выделения должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств  (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения  исполнительного листа АС № 005431732 по делу А08-9367/2014. 

Решениями Муниципального совета Яковлевского района Белгородской области от 10  июля 2015 года № 4, от 29 сентября 2015 года № 4 в виду недостаточных поступлений  собственных налоговых и неналоговых доходов, дополнительных доходов в бюджет района в  2015 году, а также необходимостью срочного исполнения принятых бюджетных обязательств  социального назначения, отсутствием утвержденной сметы доходов и расходов УКС  администрации Яковлевского района на 2015 год, во внесении вышеуказанных изменений и  дополнений Управлению было отказано. 

 Кроме того, согласно решения Арбитражного суда Центрального округа от 20  января 2016 года по делу № А08-7785/2015 ООО «Еврохим» присуждена компенсация в  размере 30 000 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок постановления  Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2013 года по делу № А08- 2829/2012 о взыскании с Управления капитального строительства администрации  Яковлевского района Белгородской области в пользу заявителя 2 741 103 руб. 79 коп.  задолженности. 

 На момент присуждения компенсации судом учтено, что срок неисполнения  обязательств по делу № А08-2829/2012 составляет два года десять месяцев. 


Между тем, Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского  района Белгородской области обжаловало решение Арбитражного суда Центрального округа  от 20 января 2016 года по делу № А08-7785/15. 

Постановлением АС ЦО от 17 мая 2016 года решение от 20 января 2016 года оставлено  без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Суд кассационной инстанции в  постановлении указал, что исполнение судебного акта является публичной обязанностью  государства, в связи, с чем именно на государственных органах, ответственных за исполнение  решения суда, лежит обязанность по своевременному совершению действий, направленных на  удовлетворение интересов взыскателя. 

Факт длительного неисполнения судебного акта по делу № А08-9367/2014 также  подтвержден материалами дела. 

Между тем согласно представленного в материалы дела заявителем письма от 19  февраля 2015 года № 117 заместитель главы администрации Яковлевского района  Белгородской области - начальник Управления финансов и налоговой политики  администрации Яковлевского района Белгородской области ФИО1 сообщила, что на  2015 год в бюджете муниципального района «Яковлевский район» средства на содержание  управления капитального строительства не предусмотрены. 

В силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и статьи 198 АПК РФ Управление  финансов и налоговой политики и соответственно должностное лицо – начальник Управления  должно доказать, что предпринимало все предусмотренные законом действия, направленные  на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Бездействие руководителя  Управления финансов и налоговой политики, выразившееся в неисполнение возложенной на  него законом обязанности по исполнению судебного акта в трехмесячный срок - противоречит  статье 16 АПК РФ и статье 242.2 БК РФ и, следовательно, является незаконным. 

Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного  суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат  исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а  также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность,  установленную настоящим кодексом и другими федеральными законами. 

Статьей 332 Кодекса предусмотрено, что за неисполнение судебного акта арбитражного  суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами,  организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть  наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере,  установленном федеральным законом. Уплата судебного штрафа не освобождает от  обязанности исполнить судебный акт. 

По смыслу указанной нормы арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении  судебного штрафа за неисполнение судебного акта, определяет наличие оснований для  применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на понуждение  его к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. При  этом наложение штрафа является правом суда и не носит обязательного характера. 

По правилам ст. 119 Кодекса судебные штрафы налагаются арбитражным судом в  случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на  должностных лиц, не может превышать - пять тысяч рублей. 

Суд приходит к выводу, что должностное лицо - начальник Управления финансов и  налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области, ссылаясь на  решения Муниципального Совета Яковлевского района, не принимает должных мер по  исполнению вступившего в законную силу судебного акта в течение более 3 месяцев. 

Факт неисполнения судебного акта подтвержден материалами дела.  

Доказательств, обосновывающих уважительность причин, наличие которых  свидетельствует о невозможности своевременного исполнения указанного решения суда, в  материалы дела не предоставлено (ст. 65 АПК РФ). 

При принятии решения по заявлению ООО «Альпийские решения» Арбитражный суд  принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, 


изложенную в Постановлениях от 30 июля 2001 года № 13-П, от 15 января 2002 года № 1-П,  от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 26  февраля 2010 года № 4-П и от 14 мая 2012 года № 11-П, в соответствии с которыми  исполнение судебного решения по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской  Федерации следует рассматривать как элемент судебной защиты, соответственно, защита  нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, а  также позицию Европейского Суда по правам человека, изложенной в пункте 1 статьи 6  Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой исполнение  решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда"  в смысле данной статьи Конвенции и что право каждого на судебную защиту стало бы  иллюзорным, если бы правовая система государства допускала, чтобы окончательное,  обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон. 

При таких обстоятельствах, поскольку должностное лицо Управления финансов и  налоговой политики администрации Яковлевского района Белгородской области не доказало,  что имеются обстоятельства, свидетельствующие о наличии препятствий к надлежащему и  своевременного исполнению им судебного акта, отсутствие его вины в неисполнении, суд  находит заявление ООО «Альпийские решения» обоснованным. 

С учетом этого, суд считает необходимым наложить на должностное лицо -начальника  Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района  Белгородской области судебный штраф за неисполнение решения Арбитражного суда  Белгородской области по делу № А08-9367/2014. 

Определяя размер штрафа, суд учитывает положения ч.1 ст.119 АПК РФ, в силу  которого штраф, наложенный на должностное лицо, не может превышать 5000 рублей. 

Учитывая приведенные выше фактические обстоятельства, в том числе вступившее в  законную силу решение Арбитражного суда Белгородской области от 10 марта 2015 года по  делу № А08-9904/2014, которым признано незаконным бездействие Управления финансов и  налоговой политики Белгородской области, выразившееся в неисполнении исполнительного  документа в установленный срок, неоднократность допущенного муниципальным органом  нарушения, длительность неисполнения судебного акта, суд, руководствуясь внутренним  убеждением, находит разумным и справедливым заявление удовлетворить частично и  назначить штраф на должностное лицо в размере 1 500 рублей. 

Руководствуясь статьями 16, 119, 120, 184-186, 332 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление ООО «Альпийские решения» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  удовлетворить частично. 

Взыскать с заместителя главы администрации Яковлевского района Белгородской  области - начальника Управления финансов и налоговой политики администрации  Яковлевского района Белгородской области ФИО1 (зарегистрированная  по адресу: <...>;  дата и место рождения: 17.08.1968, п. Строитель, Яковлевского района, Белгородской  области) в доход федерального бюджета судебный штраф в сумме 1 500 руб. 

В остальной части заявления отказать.
Исполнительный лист выдать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в  Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке, через  Арбитражный суд Белгородской области. 

Судья М.П.Каверина