ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-130 от 29.04.2010 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Ленинский проспект 40

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства в предварительном судебном заседании

«29» апреля 2010 года                    Дело № А38-538/2010                          г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Рыбакова А.А.

рассмотрел исковое заявление и приложенные к нему документы государственного унитарного предприятия «Сернурское АТП»

к ответчику Республике Марий Эл в лице Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, в лице Министерства финансов Республики Марий Эл

о взыскании долга в сумме 791 300 рублей

с участием представителей:

от истца – ФИО1, конкурсный управляющий, выписка от 22.01.2010, ФИО2, по доверенности  от 5.04.2010,

от ответчика (Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл) – ФИО3, заместитель начальника отдела транспорта по доверенности от 11.01.2010, (Министерства финансов Республики Марий Эл) - ФИО4, главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности № 176 от 11.01.2010,

УСТАНОВИЛ:

Истец, государственное унитарное предприятие «Сернурское АТП», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением о взыскании с ответчика, Республики Марий Эл в лице Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и в лице Министерства финансов Республики Марий Эл, долга по государственному контракту на выполнение пассажирских перевозок от 12.01.2009 № 015-005-09 в сумме 791 300 руб.

В предварительном судебном заседании истец поддержал исковое требование в полном размере.

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, в предварительном судебном заседании поддержал изложенные в ранее представленном отзыве на исковое заявление  пояснения.

Министерство финансов Республики Марий Эл явку уполномоченного представителя в предварительное судебное заседание обеспечило, но отзыв на исковое заявление не представило, определение суда им не исполнено.

Ответчик заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с намерением урегулировать спор, заключив мировое соглашение.

Согласно части 2 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству сторон в случае их обращения за содействием к суду в целях урегулирования спора.

На этом законном основании арбитражный суд считает необходимым удовлетворить ходатайство ответчика, предложить сторонам совершить действия по заключению мирового соглашения по делу, что требует  отложения судебного разбирательства на новый срок.

Руководствуясь статьями 136, 158 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Приобщить представленный Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл отзыв на исковое заявление к материалам дела.

2. Окончить подготовку дела к судебному разбирательству и назначить судебное заседание арбитражного суда первой инстанции с надлежащим извещением сторон на «26» мая 2010 года на 9 час. 00 мин. в здании Арбитражного суда РМЭ, расположенном по адресу: <...> зал №10 (каб. 216).

Информацию о движении дела и о возможном объявлении перерыва в судебном заседании следует получать в Арбитражном суде РМЭ. Телефон <***> (канцелярия), 69-34-18/69-33-82 (помощник/секретарь судебного заседания), факс <***>. Сайт суда: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: arbitr@mari-el.ru.

3. При продолжении подготовки дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании истцу необходимо в срок до 26.05.2010 совершить следующие процессуальные действия:

а) дополнить исковое заявление мотивированным обоснованием по следующим правовым вопросам:

-Истцу предлагается уточнить предмет иска исходя из  природы отношений, возникших в связи с осуществлением истцом перевозок пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания, а также исходя из норм, изложенных в пункте 2 статьи 15 ГК РФ, пункте 5 статьи 790 ГК РФ. (Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 17 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, следует учитывать, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в связи с чем такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, и если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования).

- Перевозка каких категорий «льготников» согласована в государственном контракте № 015-005-09 от 12.01.2009? Назвать эти категории «льготников» и соответствующие законы, которыми установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа.

- В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Тем самым, истцу предлагается определить, к расходным обязательствам какого публично-правового образования (либо публично-правовых образований) относится возмещение расходов истца, возникших в связи с перевозкой пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания, а также, при необходимости, привлечь Российскую Федерацию в качестве второго ответчика в лице соответствующего государственного органа, выступающего от имени РФ.

- Пояснить, включен ли в размер цены иска (размер убытков) налог на добавленную стоимость?

б) представить дополнительные доказательства по существу заявленных исковых требований:

- представить расчеты, согласованные с соответствующими органами о сумме расходов, подлежащих возмещению истцу в соответствии с осуществлением им перевозок пассажиров для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания согласно государственному контракту № 015-005-09 от 12.01.2009 в подтверждение суммы 7 841 400 руб., указанной в названном контракте в пункте 2.1 и названной «сумма финансирования затрат на перевозку пассажиров, имеющих право на проезд по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования»; выделить расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, и расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет бюджета Республики Марий Эл;

- дополнительные доказательства вручения другой стороне копий документов, которые у нее отсутствуют;

4. При продолжении подготовки дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражный суд предлагает Республике Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл в срок до 26.05.2010 совершить следующие процессуальные действия:

а) составить в письменной форме отзыв на исковое заявление с соблюдением требований статьи 131 АПК РФ и включить в него ответы на следующие правовые вопросы:

- Признает ли ответчик в полном или частичном размере  заявленное исковое требование?

- За счет средств какого бюджета должны возмещаться расходы истца, возникшие в связи с перевозкой истцом (на основании государственного контракта от 12.01.2009) пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания? Какими нормами законов это установлено?

- Пояснить, со ссылками на нормативные акты, кто является главным распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых на возмещение затрат, связанных с перевозкой истцом (на основании госконтракта от 12.01.2009) пассажиров для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания.

- Согласована ли в государственном контракте от 12.01.2009 обязанность истца по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств Российской Федерации?

- Выделялись ли из бюджета Российской Федерацией бюджету Республики Марий Эл субвенции на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета? В каком размере должно было быть произведено такое выделение средств? В каком размере оно произведено? Какими документами это подтверждается?

- Имеются ли разногласия по объему оказанных истцом услуг?

- Имеются ли разногласия по сумме льготной составляющей?

- Согласен ли ответчик с расчетом суммы убытков?

- Пояснить, включен ли в сумму 7 841 400 руб., указанную в государственном контракте в пункте 2.1 и названную «сумма финансирования затрат на перевозку пассажиров, имеющих право на проезд по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования» налог на добавленную стоимость?

- Какими документами подтверждается каждое из возражений по существу заявленного искового требования?

Отзыв на исковое заявление с приложением документов необходимо направить в арбитражный суд и всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить непосредственно таким образом чтобы обеспечить возможность надлежащего и полного ознакомления с отзывом и документами до начала предварительного судебного заседания. Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

б) представить дополнительные доказательства по существу заявленных исковых требований:

- доказательства, подтверждающие полномочия руководителя;

- представить расчеты, согласованные с соответствующими органами о сумме расходов, подлежащих возмещению истцу в соответствии с осуществлением им перевозок пассажиров для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания согласно государственному контракту № 015-005-09 от 12.01.2009 в подтверждение суммы 7 841 400 руб., указанной в названном контракте в пункте 2.1 и названной «сумма финансирования затрат на перевозку пассажиров, имеющих право на проезд по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования»; выделить расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, и расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет бюджета Республики Марий Эл;

- представить расчет и подтверждающие документы о произведенном истцу возмещении его расходов, связанных с перевозкой граждан для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания (проезд по льготным тарифам или бесплатно), отдельно по региональным полномочиям, отдельно по федеральным полномочиям;

- подтвердить направление или вручение всем лицам, участвующим в деле документов, которые у них отсутствуют.

5. При продолжении подготовки дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражный суд предлагает Республике Марий Эл в лице Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл в срок до 26.05.2010 совершить следующие процессуальные действия:

а) составить в письменной форме отзыв на исковое заявление с соблюдением требований статьи 131 АПК РФ и включить в него ответы на следующие правовые вопросы:

- Признает ли ответчик в полном или частичном размере  заявленное исковое требование?

- За счет средств какого бюджета должны возмещаться расходы истца, возникшие в связи с перевозкой истцом (на основании государственного контракта от 12.01.2009) пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания? Какими нормами законов это установлено?

- Пояснить, со ссылками на нормативные акты, кто является главным распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых на возмещение затрат, связанных с перевозкой истцом (на основании госконтракта от 12.01.2009) пассажиров для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания.

- Согласована ли в государственном контракте от 12.01.2009 обязанность истца по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств Российской Федерации?

- Выделялись ли из бюджета Российской Федерацией бюджету Республики Марий Эл субвенции на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета? В каком размере должно было быть произведено такое выделение средств? В каком размере оно произведено? Какими документами это подтверждается?

- Пояснить, включен ли в сумму 7 841 400 руб., указанную в государственном контракте в пункте 2.1 и названную «сумма финансирования затрат на перевозку пассажиров, имеющих право на проезд по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования» налог на добавленную стоимость?

Отзыв на исковое заявление с приложением документов необходимо направить в арбитражный суд и всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить непосредственно таким образом чтобы обеспечить возможность надлежащего и полного ознакомления с отзывом и документами до начала предварительного судебного заседания. Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

б) представить дополнительные доказательства по существу заявленных исковых требований:

- доказательства, подтверждающие полномочия руководителя;

- согласованные расчеты о сумме расходов, подлежащих возмещению истцу в соответствии с осуществлением им перевозок пассажиров для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания согласно государственному контракту № 015-005-09 от 12.01.2009 в подтверждение суммы 7 841 400 руб., указанной в названном контракте в пункте 2.1 и названной «сумма финансирования затрат на перевозку пассажиров, имеющих право на проезд по льготным тарифам или бесплатно на транспорте общего пользования»; выделить расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, и расходы, возникшие в связи с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет бюджета Республики Марий Эл;

- представить расчет и подтверждающие документы о произведенном истцу возмещении его расходов, связанных с перевозкой граждан для которых установлены меры социальной поддержки в области транспортного обслуживания (проезд по льготным тарифам или бесплатно), отдельно по региональным полномочиям, отдельно по федеральным полномочиям;

- сведения о выделении из бюджета Российской Федерацией бюджету Республики Марий Эл субвенций на осуществление расходов лицам, имеющим право на меры социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета (в отношении перевозки граждан - «федеральных льготников»);

- сведения о необходимом размере такого выделения средств;

- сведения о фактическом выделении средств (подтвердить документально);

- подтвердить направление или вручение всем лицам, участвующим в деле документов, которые у них отсутствуют.

6. Арбитражный суд, исходя из содержания исковых материалов, существа и размера исковых требований, предлагает истцу и ответчику с участием руководителей или уполномоченных ими лиц провести вне судебного заседания обсуждение всех спорных вопросов по иску и при урегулировании в добровольном порядке разногласий представить в арбитражный суд мировое соглашение либо письменные предложениякаждой из сторон о его отдельных условиях, на которых мировое соглашение может быть исследовано и утверждено арбитражным судом. Форма и содержание  мирового соглашения должны соответствовать требованиям, установленным статьей 140 АПК РФ.

При отказе одного из участников спора от подписания мирового соглашения или при несогласии с предложенными другой стороной условиями это лицо обязано немедленно письменно уведомить арбитражный суд о невозможности закончить дело мировым соглашением.

7. Сторонам обеспечить явкув судебное заседаниеруководителя организации или уполномоченных представителей.

8. Если присутствующие в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не будут возражать против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд вправе завершить предварительное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Определение обжалованию не подлежит.

При направлении документов ссылаться на номер дела А38-538/2010-2-130 и дату заседания.

Судья                                                                                                                   А.А. Рыбаков

4 пнв