АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011
http://sevastopol.arbitr.ru E-mail: info@sevastopol.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь
Арбитражный суд города Севастополя в составе судей: Погребняка А.С.,
Васильченко О.С., Головко В.О., рассмотрев материалы дела №919/05/2014-РФ
по иску Терновского сельского Совета Балаклавского района города
Севастополя (299716, г. Севастополь, <...>)
к Коллективному сельскохозяйственному предприятию «Память Ленина»
(299716, г. Севастополь, <...>)
к Обслуживающему кооперативу «Садоводческое товарищество «Родное-1»
(99716, г. Севастополь, <...>)
при участиив качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, на стороне истца:
Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя
(Севреестр) (ОГРН <***>, <...>, sevreestr@bk.ru),
Главного управления имущественных и земельных отношений (299011, г.
Севастополь, ул. Луначарского, 5, ОГРН <***>, дата внесения записи о создании
юридического лица 02.06.2014),
о признании договора аренды недействительным
При участии представителей:
Истца: ФИО1 – доверенность от 23.07.2014;
Ответчиков: не явились;
Третьих лиц: не явились;
установил:
Терновский сельский Совет Балаклавского района города Севастополя (далее – истец) обратился в Хозяйственный суд города Севастополя с иском к Коллективному сельскохозяйственному предприятию «Память Ленина» (далее – ответчик - 1), к Обслуживающему кооперативу «Садоводческое товарищество «Родное-1» (далее – ответчик 2) о признании договора аренды недействительным.
Определением от 09.04.2015 дело принято к производству Арбитражного суда города Севастополя с присвоением ему номера А84-5/2014.
От Главного управления имущественных и земельных отношений поступило ходатайство о замене стороны – истца по делу: Терновского сельского совета на Главное управление имущественных и земельных отношений (Севимущество).
Ходатайство мотивировано тем, что Севимущество является исполнительно- распорядительным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом, в том числе, землей города Севастополя.
В подтверждение заявленного ходатайства Севимущество ссылается на Закон города Севастополя № 3-ЗС от 23.04.2014 «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Закон города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Устав города Севастополя, Закон города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 «О Правительстве Свастополя», а также на Распоряжение Правительства
Севастополя № 129 от 15.08.2014, которым утверждено Положение о Главном управлении имущественных и земельных отношений.
В судебном заседании 22.05.2015 представитель Терновского сельского совета возражал против удовлетворения ходатайства Главного управления имущественных и земельных отношений о замене стороны по делу, заявил ходатайство о привлечении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ФИО2 заявленные ходатайства, суд пришёл к следующим выводам.
В рамках данного дела подан иск о признании недействительным договора аренды земли, заключенного 15.09.2011 между КСП «Память Ленина» и ОК «Садоводческое товарищество «Родное-1».
Истцом по иску выступил Терновский сельский Совет Балаклавского района города Севастополя, действовавший как орган местного самоуправления в рамках полномочий по принятию решений в области земельных отношений, закреплённых Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
Нормами статьи 27 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 “О Правительстве Севастополя” определены основные полномочия Правительства Севастополя в сфере градостроительства и землепользования, к которым, в частности, относится управление в области земельных отношений.
Указом исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя № 06 от 24.05.2014 “Об образовании Главного управления имущественных и земельных отношений” образован исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом – Главное управление имущественных и земельных отношений.
Распоряжением Правительства Севастополя № 129 от 15.08.2014 утверждено Положение о Главном управлении имущественных и земельных отношений, согласно пункту 2.1 которого, основными задачами Главного управления имущественных и земельных отношений является разработка и реализация государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Севастополя, приватизации имущества города Севастополя, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Севастополя, использования и учета земель на территории города Севастополя.
Согласно п.1 ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исследовав факт выбытия одной из сторон (Терновского сельского совета) в правоотношении по реализации прав собственника земельного участка, суд обращает внимание на следующее.
В соответствии со ст. 19 Федеральный конституционный закон “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской
Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя” № 6-ФКЗ от 21.03.2014, местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания ст. 3 Закона города Севастополя № 102-ЗС усматривается, что для целей настоящего Закона используется такое понятие, как внутригородское муниципальное образование города Севастополя - часть территории города Севастополя, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы и иные органы местного самоуправления (далее - внутригородское муниципальное образование).
Ст. 9 Закона города Севастополя № 102-ЗС закреплены полномочия органов местного самоуправления - внутригородских муниципальных образований города города Севастополя.
При этом, за внутригородскими муниципальными образованиями города Севастополя не закреплены какие-либо полномочия в сфере земельных отношений, в том числе полномочия по реализации прав собственника земли.
В соответствии со ст.3 Закона города Севастополя № 17-ЗС от 03.06.2014 «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» образовано внутригородское муниципальное образование в границах административно- территориальной единицы - Балаклавского района города Севастополя: Терновский муниципальный округ.
Решением Совета Терновского муниципального округа № 20 от 19.03.2015 утвержден Устав внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела, на территории города Севастополя такой орган, как Терновский сельский совет, полномочия которого определялись Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», не действует. При этом, действует Терновский муниципальный округ, который не обладает
полномочиями в сфере земельных отношений, в связи с чем, не может выступать как истец по иску о защите прав собственника земли.
Поскольку такие полномочия на территории города Севастополя реализует Главное управление имущественных и земельных отношений, суд приходит к выводу о выбытии одной из сторон (Терновского сельского совета) в спорном правоотношении и наличии оснований для процессуального правопреемства в виде замены истца по данному делу.
При этом, ходатайство о привлечении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора не может быть удовлетворено исходя из содержания п. 1 ст. 50 АПК РФ, согласно которой третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции.
Вступление в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, предполагает наличие воли самого третьего лица, однако, такая воля не была выражена путём подачи в суд соответствующего заявления.
П. 2, 3 ст. 48 АПК РФ закреплено, что на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Руководствуясь статьями 48, 50, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
ХодатайствоТерновского сельского совета Балаклавского района города Севастополя о привлечении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, оставить без удовлетворения.
Ходатайство Главного управления имущественных и земельных отношений о замене стороны по делу удовлетворить.
В порядке процессуального правопреемства заменить истца по делу - Терновский сельский совет Балаклавского района города Севастополя, на Главное управление имущественных и земельных отношений.
Определение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.С. Погребняк
Судья О.С. Васильченко
Судья В.О. Головко