ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А02-1320/08 от 29.03.2010 АС Республики Алтай

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, 1.                                                      Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)

e-mail:arbsyd@arb.gorny.ruhttp://www.altai.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о рассрочке исполнения решения суда

г. Горно-Алтайск                                                                                          Дело № А02-1320/2008

29 марта 2010 г. 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Гутковича Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Яблонцевой Е.А., рассмотрел в судебном заседании заявление Правительства Республики Алтай

о рассрочке исполнения решения суда от 16 марта 2009 г.  по делу № А02-1320/2008

В судебном заседании принятии участие представители:

от взыскателя – ФИО1 по доверенности от 02.11.2009;

от должника ФИО2 главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы ГПУ по  доверенности от  18.01.2010; ФИО3 зам. начальника юридического отдела Минфина РА по доверенности Правительства РА  № 274 от 04.02.2010

от ГУ «Управление по обеспечению деятельности мировых судей» - не явился;

от УФК по РА – ФИО4 по доверенности от 25.02.2010.

Суд установил:

Решением от 16 марта 2009 года по делу № А02-1320/2008 был удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Система» (далее ООО «УК «Система», взыскатель) о взыскании с бюджета Республики Алтай, в лице Правительства Республики Алтай (далее Правительство РА, должник) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам  ГУ «Управление по обеспечению деятельности мировых судей» 30381531 рубль. Постановлением Седьмого арбитражного апелляионного суда от 10 декабря 2009 года по делу № 07 АП-3457/09 (А02-1320/2008) решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Правительства РА без удовлетворения.

Арбитражным   судом Республики Алтай взыскателю выдан исполнительный лист серия  АС № 000426283 от 28.12.2009, который  он предъявил для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее УФК по РА).

Уведомлением от 29.12.2009 УФК по РА известило должника о поступлении исполнительного документа и необходимости совершения действий, предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 24.02.2010 суд отказал в удовлетворении заявления Правительства РА о предоставлении рассрочки исполнения решения  суда по предложенному им графику погашения задолженности: в марте 2010  года – 500000 руб.; в марте 2011 года – 2000000 руб.; в марте 2012 года – 2000000 руб.; в марте 2013 года – 12700000 руб.; в марте 2014 года – 13181531 руб.

Правительство РА 15.03.2010 обратилось в суд с новым заявлением о рассрочке исполнения решения, предложив новый график погашения задолженности: 01.03.2011 – 20000000 руб. и 01.03.2012 – 8381531 руб.

В заявлении указано, что в силу части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации  выделение бюджетных ассигнований  на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Правительство принимает все возможные меры к погашению долга, в доказательство чего перечислило взыскателю 2000000 руб.

Единовременное исполнение решения суда не возможно по причине того, что республиканский бюджет на 2011 и 2012 годы полностью сформирован и сбалансирован. Принятие новых видов расходов требует определения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и сокращения бюджетных ассигнований.

Взыскатель отзывом возражает против предоставления рассрочки исполнения решения на предложенных должником условиях. В отзыве на заявление указано, что должник до 25 декабря 2009 имел реальную возможность внести поправки в проект бюджета на 2010 год, направленные на исполнение решения суда и в настоящее время должник всячески уклоняется от исполнения, злоупотребляя своими процессуальными правами. Лишь реальная угроза блокирования счетов вынудила должника уплатить 2000000 руб., хотя до этого по графику обещали уплатить только 500000 руб.

В судебном заседании Правительство РА изменило свое заявление и ходатайствует о предоставлении отсрочки исполнения решения в части перечисления оставшейся суммы долга 28359687,79 руб. до 01 февраля 2011 года.

Заявление мотивировано теми же обстоятельствами, которые были указаны в заявлении  от 15 марта 2010 года.

Представители Правительства РА дополнительно пояснили, что согласно представленной справке по доходам республиканского бюджета в соответствии с Законом РА от 25.12.2009 № 90-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены следующие основные характеристики бюджета на 2010 год: доходы 8400165200 руб.; расходы 8543436200 руб., дефицит бюджета составил 8,77% от доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Доходы бюджета  на 30,7% ниже фактического исполнения республиканского бюджета в 2009 году (12122642390 руб.) Доля налоговых и неналоговых доходов 1629402700 руб. в общей сумме доходов бюджета составляет всего 19,4%, а на долю межбюджетных трансфертов приходится 80,5%.

Представитель ООО «УК «Система» считает, что ходатайство Правительства РА о предоставлении отсрочки также не подлежит удовлетворению. Ни один из предложенных взыскателем вариантов урегулирования вопроса погашения задолженности ответственными должностными лицами Правительства РА не был рассмотрен. Действия должника направлены только на уклонение от исполнения обязательств по решению суда, вступившего в законную силу.

Представитель  УФК по РА пояснила, что 30 марта истекает трехмесячный срок уведомления, поэтому, если заявление Правительства РА не будет удовлетворено, Управление в соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановит расходные операции по лицевым счетам Управления по обеспечению деятельности мировых судей РА, Правительства РА и подведомственных ему учреждений.

Исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд, оценив рассмотренные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает  заявление Правительства Республики Алтай подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта входит в компетенцию суда, принимающего решение.

Статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлен конкретный перечень оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь предусмотрены общие критерии их определения.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд исходит из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.

В обоснование невозможности исполнения решения суда, Правительство Республики Алтай указывает на дотационность республиканского бюджета. Данное обстоятельство действительно имеет место с момента образования Республики Алтай, однако, не может рассматриваться как  освобождающее публично-правовое образование от ответственности по обязательствам органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений. Как следует из Закона РА от 25.12.2009 № 90-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы»  республиканский бюджет на указный в законе период продолжает оставаться дотационным, доходы бюджета формируются в основном за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Поступление налогов и неналоговых доходов на 2010 год сокращается к уровню 2009 года.        

Ответчик не представил доказательств реальности исполнения решения суда до 1 февраля 2011 года. Не указал источники, позволяющие  реально исполнить решение суда к указанному сроку.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» указано (пункт 7 мотивировочной части), что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. На необходимость сокращения сроков реального исполнения  судебных актов неоднократно указывалось и в практике применения статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Суд оценил доводы взыскателя о том, что Правительство РА имело реальную возможность внести соответствующие изменения в бюджет Республики Алтай на 2009 год и считает, что требования  ООО «УК «Система» в этой части не обоснованы. Суд не принимает во внимание довод взыскателя о том, что обязательства Правительства РА выплатить взыскателю 30381531 руб. возникли с момента вступления в законную силу решения суда от 19 марта 2008 года по делу № А02-398/2006. В соответствии с пунктом 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации  субсидиарная ответственность главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находится бюджетное учреждение наступает с момента вступления в законную силу решения  суда о привлечении главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности, а не с момента взыскания задолженности с бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона Республики Алтай от 27.11.2007 № 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай» проект закона Республики Алтай о внесении изменений в закон о республиканском бюджете рассматривается Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай в течение 25 дней со дня его внесения.

Пятнадцатидневный срок предусмотрен только для случаев, когда проект закона Республики Алтай о внесении изменений в закон о республиканском бюджете вносится в связи с необходимостью принятия оперативных мер в целях минимизации негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Алтай.

 Следовательно, с момента вступления в законную силу решения суда от 16.03.2009 Правительство РА не имело реальной возможности представить Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай проект закона о внесении изменений в бюджет Республики Алтай на 2009 год, а тем более исполнить его до конца финансового года.

Суд оценил второй довод должника о невозможности единовременного исполнения оставшейся части долга в апреле 2010 года.

В силу части 1 статьи 324 и в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств невозможности единовременного исполнения судебного акта возлагается на должника.

Необходимые меры по исполнению решения суда, вступившего в законную силу 10 декабря 2009 года,  возможны только путем увеличения расходных обязательств бюджета Республики Алтай на 2010 год в порядке, предусмотренном главой III Закона РА «О бюджетном процессе в Республике Алтай» с соблюдением требований статей 83 и 92.1  Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что дефицит бюджета Республики Алтай на 2010 год утвержден на уровне 8,77 процента от доходов без учета безвозмездных поступлений, перечисление 28359687,79 руб. приведет к превышению дефицита бюджета сверх  10 % предела, установленного пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на то, что  Правительство РА в первом квартале 2010 года не принимало должных мер, предусмотренных законом, к изысканию средств для погашения обязательств, возникших на основании решения суда от 16 марта 2009 года, суд считает возможным в порядке исключения предоставить должнику отсрочку исполнения решения суда на период, необходимый для внесения изменений в закон о республиканском бюджете и изыскания необходимых источников погашения возникших долговых обязательств.

При этом суд исходит из того, что блокирование расходных операций по лицевым счетам Правительства РФ и его подведомственных учреждений может привести к невозможности осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнения своих функций.

Руководствуясь статьями 185-187, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     определил:

1. Заявление Правительства РА удовлетворить частично.

2. Предоставить Правительству  Республики Алтай отсрочку исполнения решения суда от 16 марта 2009 года по  делу № А02-1320/2008 до 22 ноября 2010 года.

            Определение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                            Е.М. Гуткович