ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А02-2633/2015 от 16.04.2018 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай  649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс) 

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства 

город Горно-Алтайск Дело № А02-2633/2015  16 апреля 2018 года 

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Новиковой О.Л., при  ведении протокола судебного заседания секретарем Приваловым А.Ю., рассмотрев в  судебном заседании материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью "РОДНИК" (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Гоголя, д.  25 "А", с.Кош-Агач, Кош-Агачский район, Республика Алтай) к Администрации  муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН <***>, ИНН  <***>, ул. Советская, 65, с. Кош-Агач, Кош-Агачский район, Республика Алтай),  Администрации муниципального образования "Село Кош-Агач" (ОГРН <***>,  ИНН <***>, ул. Пограничная, 13, с. Кош-Агач, Кош-Агачский район, Республика  Алтай) и Министерству финансов Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН  <***>, ул. Чаптынова, 24, г.Горно-Алтайск), Правительству Республики Алтай  (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск) о  взыскании убытков и неосновательного обогащения в размере 2406768 руб., 

при участии:

от истца – ФИО1, представитель (доверенность в деле),  от Минфина РА – ФИО2, представитель (доверенность в деле), 

от Правительства РА – ФИО3, представитель (доверенность в деле),

от Администрации МО «Кош-Агачский район» - ФИО4, представитель  (доверенность в деле), 

иные лица, участвующие в деле – не явились,

установил:

согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской  Федерации ( далее- ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности  состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных правовых  актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов 


субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности  принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить  ГрК РФ. 

В силу пункта 19 части 1, части 3 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального  закона от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 и  части 1 статьи 32 ГрКРФ утверждение правил землепользования и застройки  относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым  представительным органом местного самоуправления сельского поселения  принимаются муниципальные правовые акты. 

Правила землепользования и застройки являются документом  градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются  территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого  документа и порядок внесения в него изменений ( пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). 

Составной частью правил землепользования и застройки является карта  градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая  границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). 

В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки  включают в себя: 

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности  каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование  одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в  различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как  правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4  статьи 30 ГрК РФ). 

В силу части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне  устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов  капитального строительства. 

В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее - ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям  принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. 


Как следует из пунктов 1 и 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила  землепользования и застройки разрабатываются в целях как создания условий для  устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения  окружающей среды и объектов культурного наследия, так и в целях обеспечения  прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе  правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. 

 Согласно позициям Верховного Суда Российской Федерации, при разрешении  споров в градостроительной сфере суд должен руководствоваться принципом  необходимости соблюдения при осуществлении градостроительной деятельности  баланса частных и публичных интересов (Апелляционное определение Верховного  Суда РФ от 17.08.2017 № 4-АПГ17-21). 

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию  принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции  находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения  требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения  устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами  землепользования и застройки. 

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ)  установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми  собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и  арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав  на земельные участки. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и  застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной  зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также  возможности территориального сочетания различных видов использования земельных  участков ( жилого, общественно- делового, производственного и иных видов  использования земельных участков). 

Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются  документом градостроительного зонирования………, в котором устанавливаются  территориальные зоны, градостроительные регламенты………. Под градостроительным  зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в  целях определения территориальных зон и установления градостроительных  регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых в правилах 


землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные  регламенты. 

Функциональные зоны устанавливаются документами территориального  планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (  пункт 5 статьи 1 ГрК РФ). 

Генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного  территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения  ( часть 11 статьи 9, статья 18, статья 23 ГрК РФ). 

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор обязан  пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора,  если они не определены, в соответствии с назначением имущества. 

При этом арендатор получает право использования земельного участка по  указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного  использования, предусмотренные градостроительным регламентом для  соответствующего земельного участка. 

В соответствии со статьей 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков,  равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и  используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов  капитального строительства определяется градостроительным регламентом. 

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического  использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах  территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной  зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных  участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и  характеристик их планируемого развития, определенных документами  территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных  зон ( статья 36 ГрК РФ). 

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2017,  разрешение на строительство предоставляет собой документ, подтверждающий  соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана  земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания  территории ( в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий  застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов  капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным  Кодексом. 


Статьей 51 ГрК РФ установлены перечень документов, подлежащих  направлению застройщиком вместе с заявлением о выдаче разрешения на  строительство и основания, при наличии которых может быть отказано в выдаче  разрешения на строительство. 

Одним из таких оснований является несоответствие представленных документов  требованиям градостроительного плана земельного участка. 

Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено,  что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в  составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. 

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления  указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного  участка и утверждает его ( статьи 44, 46 ГрК РФ). 

Применительно к вышеуказанным положениям закона, суд определил  юридически значимые обстоятельства, при рассмотрении данного дела: соблюдение  сторонами требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и  Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды  земельного участка, при получении разрешения на строительство, при сносе  недостроенного объекта. 

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих:  получение истцом градостроительного плана земельного участка, заключения им  договора на выполнение проектных работ, с получением положительного заключения  на проект, выданный компетентными органами, что выбор земельного участка с  определением вида разрешенного использования, указанного в договоре аренды,  состоялся на основе градостроительного регламента, суд предложил истцу  представить дополнительные пояснения с нормативным обоснованием и со ссылками  на доказательства. 

Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

определил:

отложить судебное разбирательство по делу № А02-2633/2015 на 14 часов 00  минут 22 мая 2018 года в помещении Арбитражного суда Республики Алтай по ул.  Ленкина, 4, каб. № 309Б, тел. <***> (помощник). 

Информацию о дальнейшем движении дела разместить на сайте Арбитражного  суда Республики Алтай http://www.altai.arbitr.ru/. 

Судья О.Л. Новикова