649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об исключении имущества из конкурсной массы
город Горно-Алтайск
06 апреля 2022 года
Дело № А02-41/2022
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А. Н., при ведении протокола помощником судьи Канакаевой Н.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление ФИО1 (ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <...>) об исключении из конкурсной массы денежных средств
лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились (уведомлены),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.02.2022 ФИО1 (далее – должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утвержден ФИО2
ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением об исключении из конкурсной массы денежных средств, поступающих на основной счет должника в качестве социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ), государственной программой Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 №268, в размере 11 155 руб., начиная с даты признания должника несостоятельной (банкротом).
Финансовый управляющий в отзыве указал на отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства, просил провести судебное заседание в его отсутствие.
Должник, иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Суд оценил ходатайство должника и считает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением" при рассмотрении дел о банкротстве граждан суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными правами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно статьям 8, 8.1 Закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная социальная помощи на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта по поиску работы (приложение № 1.1 к государственной программе Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 № 268) определяет правила предоставления и размер государственной социальной помощи на основании социального контракта на оказание помощи по поиску работы и трудоустройству на территории Республики Алтай в соответствии с Законом № 178-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», за счет средств федерального бюджета, направляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, в пределах утвержденных на эти цели бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Право на получение государственной социальной помощи предоставляется гражданам, проживающим на территории Республики Алтай, относящимся к категориям, предусмотренным частью 1 статьи 7 Закона №178-ФЗ. В приоритетном порядке государственная социальная помощь оказывается гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Ежемесячный размер государственной социальной помощи составляет величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Республике Алтай в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай на год заключения социального контракта.
Как следует из материалов дела, должник относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с вышеуказанными правовыми актами.
01.12.2021 между Казенным учреждением Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» (далее – КУ РА «УПСН Усть-Канского района», учреждение) и ФИО1 заключен социальный контракт, в соответствии с которым учреждение представляет должнику социальную помощь в соответствии с Законом № 178-ФЗ, государственной программой Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 № 268.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 3.1 контракта социальная помощь оказывается на срок до 31.05.2022 в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 11 155 руб. за счет средств из федерального бюджета.
Согласно справке КУ РА «УПСН Усть-Канского района» от 15.03.2022 за период: декабрь 2021 года - февраль 2022 года должником получена государственная ежемесячная социальная помощь на основании социального контракта в общей сумме 33456 руб. (по 11155 руб. в месяц).
Таким образом, по совокупному смыслу вышеперечисленных норм законодательства, государственные социальные выплаты предоставлены должнику в качестве социальной помощи, имеют целевой характер и связаны с особыми условиями жизни (трудная жизненная ситуация).
Подобного рода ежемесячные денежные выплаты представляют собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки отдельных категорий граждан, по своей правовой природе направлены на восполнение потерь для граждан, являвшихся получателями социальной помощи, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
В соответствии с частью 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В силу пункта 20 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) не может быть обращено взыскание на денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что социальные выплаты не подлежат включению в конкурсную массу и не могут учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве, поскольку на них не может быть обращено взыскание на основании пункта 20 пункта 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ.
Соответствующий правовой режим действует в отношении спорной ежемесячной денежной выплаты на протяжении всего периода дела о банкротстве, то есть с момента введения процедуры реализации имущества гражданина.
Руководствуясь статьей 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
исключить из конкурсной массы ФИО1 (ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <...>) денежные средства, поступающие на счет должника в качестве социальных выплат в виде государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственной программой Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 № 268, в размере 11 155 рублей.
Определение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья
А.Н. Соколова