АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу о банкротстве
о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника
город Барнаул Дело № А03-11340/2020
Резолютивная часть определения объявлена 21 декабря 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 25 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Фаст Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Вишняковой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела
по заявлению Федеральной налоговой службы (127381, Москва, улица Неглинная, дом 23, ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю (658130, <...>) о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: город Семипалатинск Казахской ССР, адрес регистрации: 659070, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>) требования в размере 406 рублей 97 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: без участия, извещен;
от должника: без участия, извещен;
от финансового управляющего: без участия, извещен;
установил:
19.08.2020 (нарочно) в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: город Семипалатинск Казахской ССР, адрес регистрации: 659070, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>)
и ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: поселок Козулька Козульского района Красноярского края, адрес регистрации: 659070, <...>,
ИНН <***>, СНИЛС <***>) о признании их несостоятельными (банкротами).
Определением суда от 21.08.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должников, судебное заседание назначено на 22.09.2020.
Определением суда от 22.09.2020 (резолютивная часть объявлена 22.09.2020)
заявление ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признано обоснованным и в отношении них введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - реструктуризация долгов. Финансовым управляющим утвержден ФИО3 (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих - 44, адрес для корреспонденции: 656015, Алтайский край, город Барнаул, а/я), из числа членов Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» (далее – саморегулируемая организация, ПАО ЦФО, адрес: 109316, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>).
Сообщение о введении в отношении ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) процедуры реструктуризации долгов опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве от 23.09.2020 сообщение № 5508434,
в газете «Коммерсантъ» от 10.10.2020 № 186 (6907) сообщение № 77231245623.
03.11.2020 (сдано в организацию почтовой связи 30.10.2020) в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – заявитель, ФНС России, уполномоченный орган) о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 406, 97 руб.
Определением суда от 09.11.2020 заявление оставлено без движения,
как поданное с нарушением статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в срок до 04.12.2020.
Определением суда от 27.11.2020 заявление принято к производству, судебное заседание по рассмотрению обоснованности требования кредитора назначено
на 21.12.2020.
До судебного заседания от ФНС России в арбитражный суд поступило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя уполномоченного органа.
От финансового управляющего поступил отзыв на заявление, в котором он против удовлетворения заявленных требований по существу не возражал, просил рассмотреть требование в его отсутствие, отзыв приобщен арбитражным судом к материалам дела на основании статьи 131 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда первой инстанции не обеспечили,. На основании статьи 156 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15, 17, 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее – Постановление № 35), арбитражный суд счел возможным рассмотреть заявление
в отсутствие неявившихся лиц и по имеющимся материалам дела.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства
и материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва, арбитражный суд пришел
к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона
от 26.10.2002 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон
о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан
и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона
о банкротстве).
В соответствии со статьей 34 Закона о банкротстве, уполномоченные органы отнесены к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации
№ 257 от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», ФНС России с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2004 № 257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, ФНС России, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
Заявитель предъявил требование в установленный Законом о банкротстве срок.
Из материалов дела следует, что на дату возбуждения дела о банкротстве за должником числится задолженность: по земельному налогу с физических лиц в общем размере 372 рубля 00 копеек, начисленных за 2017, 2018 годы (по 186 рублей за каждый год), по пени в размере 34 рубля 97 копеек.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ уполномоченным органом в подтверждение задолженности по обязательным платежам предоставлены: налоговые уведомления № 50757166 от 21.08.2018 и № 592657 от 27.06.2019, требования № 26006 по состоянию на 21.03.2019 и № 4663 по состоянию на 13.01.2020.
Наличие указанной задолженности послужило основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с заявленным требованием.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьёй 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по исчислению земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают указанные налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (статья 52 НК РФ).
В соответствии со статьей 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов
и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится
в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Обзора судебной практики
по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве
и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии
у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом
он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
В абзаце 6 пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным
с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3- 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований
в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности
по обязательным платежам.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.
Согласно представленным налоговым уведомлениям № 50757166 от 21.08.2018, № 592657 от 27.06.2019 земельный налог начислен на объект недвижимости: земельный участок кадастровый номер 22:49:020105:84, по адресу: 659070, <...>, из расчета – доля в праве – 1/4, налогооблагаемая база (кадастровая стоимость) - 248 023 руб., налоговая ставка 0, 30 %, период начисления - 12 месяцев, сумма исчисленного налога – по 186 рублей за каждый налоговой период – 2017, 2018 годы.
С учетом положений статьи 397, пунктов 1, 7 статьи 6.1 НК РФ, земельный налог с физических лиц за 2017 год должен быть уплачен не позднее – 03 декабря 2018 года, за 2018 год – не позднее 02 декабря 2019 года.
Факты наличия объекта налогообложения, указанного в налоговых уведомлениях № 50757166 от 21.08.2018, № 592657 от 27.06.2019, период владения земельным участком, размер доли и период начисления земельного налога, налоговая ставка, примененная в расчете, период просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2017, 2018 годы, материалами дела подтверждены и должником не оспариваются.
Порядок направления требований, предусмотренный статьями 69, 70 НК РФ, налоговым органом соблюден.
Основания взыскания задолженности по обязательным платежам в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, у налогового органа не возникли, поскольку общая сумма задолженности по обязательным платежам не превысила 3 000 рублей, возможность принудительного взыскания задолженности по земельному налогу и пени за заявленные налоговые периоды, к моменту введения первой процедуры банкротства в отношении должника, налоговым органом не утрачена.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что представленных документов достаточно для определения состава и размера задолженности по обязательным платежам.
Расчеты земельного налога и пени за заявленные налоговые периоды проверены судом и признаны арифметически правильными; должником не оспаривается факт просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за 2017, 2018 годы, контррасчет не представлен.
Доказательства погашения задолженности по обязательным платежам
(по земельному налогу, пени), а также возражения по сумме заявленного требования
в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признает требование ФНС России обоснованным и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Состав и размер задолженности по обязательным платежам определен уполномоченным органом до даты введения в отношении должника первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, - реструктуризации долгов гражданина в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве; обязанность должника по уплате обязательных платежей возникла до принятия к производству заявления о признании должника банкротом, следовательно, не является текущей (пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве.
Очередность удовлетворения требований кредиторов и уполномоченного органа определяется арбитражным судом по правилам статьи 213.27 Закона о банкротстве.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве, требования, возникшие вследствие неисполнения должником денежного обязательства
по гражданско-правовым сделкам, подлежат включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций учитываются отдельно
в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Учитывая изложенное, требование уполномоченного органа в размере 372 рубля 00 копеек основной задолженности по земельному налогу за 2017, 2018 годы подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника, 34 рубля 97 копеек пени учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности кредиторов третьей очереди.
Руководствуясь статьями 4, 16, 71, 134, 137, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 65, 71, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>, 127381, Москва, улица Неглинная, дом 23)
и включить его в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: город Семипалатинск Казахской ССР, адрес регистрации: 659070, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>) в следующем составе и размере:
372 рубля 00 копеек основной задолженности по обязательным платежам
в третью очередь реестра требований кредиторов должника по основной сумме задолженности,
34 рубля 97 копеек пени для отдельного учета в составе требований кредиторов должника третьей очереди.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано
в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий десяти дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья Е. В. Фаст