ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А03-13275/15 от 03.08.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов

г. Барнаул

Дело № А03-13275/2015

03 августа 2016 года

Резолютивная часть определения объявлена 03 августа 2016 года

Полный текст определения изготовлен 03 августа 2016 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Донцовой А.Ю., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Симбирской А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы, г. Москва о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Алтай», с. Петухи (ОГРН 1022202315508, ИНН 2248004371) задолженности (с учетом уточнения) в размере 719 105 руб. 58 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя Шевчук Ж.А. по доверенности,

от конкурсного управляющего Ляпиной А.Н. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

26.04.2016 Федеральная налоговая служба, г. Москва обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Алтай», с. Петухи (ОГРН 1022202315508, ИНН 2248004371) требования в размере 753 627 руб. 15 коп.

Определением от 04.05.2016 заявление назначено к рассмотрению на 09.06.2016.

27.05.2016 от конкурсного управляющего поступили возражения на требование, согласно которым соглашения о реструктуризации долгов, списании пеней и штрафов, а также дополнительные соглашения к ним не определяют виды реструктуризируемых налогов, периоды их возниконовения, сроки, в которые они подлежат оплате до реструктуризации. Не представлены расчеты по начислению налогов, а также пени и штрафов. В связи с чем, просил в удовлетворении требований отказать.

Определением от 09.06.2016 рассмотрение заявления было отложено по ходатайству заявителя на 03.08.2016

До судебного заседания от заявителя поступило уточненное заявление о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 719 105 руб. 58 коп., в том числе 546 347 руб. 67 коп. основоного долга, 170 627 руб. 42 коп. пени и 2 130 руб. 49 коп. процентов.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя поддержал ранее поступившее уточненное заявление.

Уточненное заявление принято судом к рассмотрению.

Представитель конкурсного управляющего против удовлетворения заявления возражал.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Определением Арбитражного суда от 23.07.2015 на основании заявления открытого акционерного общества «Сбербанк России», г. Москва в лице филиала – Алтайского отделения № 8644, г. Барнаул возбуждено дело о банкротстве сельскохозяйственного производственного кооператива «Алтай», с. Петухи (ОГРН 1022202315508, ИНН 2248004371).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2016 сельскохозяйственный производственный кооператив «Алтай», с. Петухи (ОГРН 1022202315508, ИНН 2248004371) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кузовлев Александр Михайлович. Объявление о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсантъ» 12.03.2016.

В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 225 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статьями 100, 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику о включении в реестр требований кредиторов в течение двух месяцев со дня опубликования объявления о введении процедуры конкурсного производства в отношении должника. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (в редакции постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 года № 663) уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба, г. Москва, с требованием о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника обратилась в пределах срока, установленного статьей 100 Закона о банкротстве.

В своем Постановлении от 22 июня 2006 года № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Как следует из текста заявления, в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» между Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю и СПК «Алтай» было заключено соглашение о реструктуризации долгов от 10.01.2006 №20/530.

17.05.2006 было подписано дополнительное соглашение №20/530д к соглашению о реструктуризации долгов от 10.01.2006 №20/530 между Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, Комитетом администрации Ключевского района по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и СПК «Алтай» на сумму 935 567 руб. и соглашение о списании сумм пеней и штрафов от 11.01.2006 № 20/530п. от 18.05.2006, дополнительное соглашение о списании сумм пеней и штрафов от 11.01.2006 №20/530п.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов является возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.

В связи с возбуждением в отношении должника процедуры банкротства в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» соглашение о реструктуризации долгов было расторгнуто решением краевой межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Наличие и сумма реструктуризированной задолженности документально подтверждена материалами дела, в том числе соглашением о реструктуризации долгов, соглашением о списании сумм пеней и штрафов, дополнительными соглашениями, требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, решением о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика.

В соответствии со статьями 27, 28, 29 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» основанием для расторжения соглашения о реструктуризации долга является, в частности, возбуждение процедуры банкротства, в таком случае расторжение соглашения о реструктуризации долга происходит автоматически, а все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Доказательства погашения задолженности в материалы дела не представлены.

При этом, судом отклоняются как необоснованные возражения конкурсного упраавляющего, изложенные в отзыве.

В соответствии с нормами действующего законодательства реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.

В случае нарушения срока уплаты задолженности, восстановленной после расторжения соглашений, и после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности взыскание производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основанием для начала процедуры взыскания задолженности принудительном порядке является решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки уплаты.

В связи с тем, что восстановленная задолженность не была погашена налогоплательщиком, налоговый орган принял меры по принудительному взысканию.

В адрес СПК «Алтай» былс направлено требование об уплате налогов №338684 от 01.03.2016, решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика от 21.04.2016 № 23644. Доказательств оспаривания вышеуказанных требования и решения в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Указанные организации именуются налоговыми агентами.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, а также перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Из указанных норм следует, что выплата НДФЛ осуществляется непосредственно с выплатой заработной платы. Следовательно, при оплате труда лиц, продолжающих работу в процедуре банкротства предприятия, осуществляемой во вторую очередь текущих платежей, НДФЛ также подлежит перечислению в порядке второй очередности текущих платежей.

Данный вывод соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в пункте 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60.

При таких обстоятельствах, с учетом статей 4, 134, 137 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд признает требование заявителя обоснованным в полном объеме и включает его в сумме 257 926 руб. основного долга во 2-ю очередь реестра требований кредиторов, 621 467 руб. 96 коп. основного долга в 3-ю очередь реестра требований кредиторов должника по основной сумме задолженности, 75 738 руб. 70 коп. пени и штрафов учитывает отдельно от основной задолженности в составе требований кредиторов должника 3 очереди.

При таких обстоятельствах, с учетом статей 4, 134, 137 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд признает требование заявителя обоснованным в полном объеме и включает его в сумме 536 134 руб. основного долга во 2-ю очередь реестра требований кредиторов, 10 213 руб. 67 коп. основного долга в 3-ю очередь реестра требований кредиторов должника по основной сумме задолженности, 172 757 руб. 91 коп. пени и процентов учитывает отдельно от основной задолженности в составе требований кредиторов должника 3 очереди.

Руководствуясь статьями 4, 16, 100, 134, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы, г. Москва в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Алтай», с. Петухи (ОГРН 1022202315508, ИНН 2248004371) в следующем составе и размере:

536 134 руб. задолженности по НДФЛ во вторую очередь реестра требований кредиторов;

10 213 руб. 67 коп. задолженности по ЕСН в третью очередь реестра требований кредиторов по основной сумме задолженности;

172 757 руб. 91 коп. пени и процентов учесть отдельно от основной задолженности в составе требований кредиторов должника третьей очереди.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья А.Ю. Донцова