АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
г. Барнаул | Дело № А03-13355/2008 | 27 сентября 2010 года |
Резолютивная часть определения объявлена 21 сентября 2010 года.
Полный текст определения изготовлен 27 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Зверевой В.А., при личном ведении протокола, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФНС России, г. Москва, о признании недействительным решения собрания кредиторов открытого акционерного общества «ФИО1 завод химических реактивов» от 16.07.2010г.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2, по доверенности № 14-32/07291 от 27.05.2010г.,
от внешнего управляющего – ФИО3, по доверенности от 05.04.2010г.,
от кредитора ООО «Алтайэнергосбыт» - ФИО4, по доверенности № 29-Р от 01.06.2010г.,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю, р.п. Благовещенка Алтайского края, обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества «ФИО1 завод химических реактивов», р.п. Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края, в связи с наличием у последнего просроченной более трех месяцев задолженности, превышающей 100 000 руб.
Определением суда от 05.12.2008 года заявление уполномоченного органа принято к производству.
Определением арбитражного суда от 25.12.2009 г. в отношении открытого акционерного общества «ФИО1 завод химических реактивов», р.п. Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края, введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО5
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2009 в отношении открытого акционерного общества «ФИО1 завод химических реактивов», р.п. Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края, (ОГРН <***>, ИНН <***>), введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - внешнее управление. Внешним управляющим утверждён ФИО5.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.06.2010 г. (резолютивная часть объявлена 21.06.2010 г.) открытое акционерное общество «ФИО1 завод химических реактивов», р.п. Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края, ОГРН <***>, ИНН <***>, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве, - конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО5.
Определением суда от 13.08.2010 г. (резолютивная часть объявлена 09.08.2010 г.) ФИО5 утвержден конкурсным управляющим ОАО «ФИО1 завод химических реактивов».
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, в котором просит признать недействительным решение собрания кредиторов ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введённой в отношении должника - ОАО «МЗХР».
Определением арбитражного суда Алтайского края от 24.08.2010г. судебное заседание по рассмотрению заявления ФНС России принято к производству и назначено на 21 сентября 2010 года.
В обоснование требований заявитель указал, что принятое решение по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» противоречит положениям ст. 105 Федерального закона, поскольку нарушает права и законные интересы кредиторов тем, так как по данным финансового анализа, имущества должника достаточно для финансирования процедуры конкурсного производства. Также принятие данного решения нарушает права и законные интересы налогового органа тем, что оплата текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «МЗХР» за счет средств и.о. конкурсного управляющего, конкурсного управляющего с последующей компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника в дальнейшем может привести к затягиванию процедуры банкротства, наращиванию текущей задолженности и неудовлетворению требований кредиторов.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований согласно обстоятельствам, изложенным в заявлении, пояснил, что принятое 16.07.2010г. решение собрания кредиторов противоречит ст. 27, 20.6. Закона о банкротстве, представил в материалы дела выписку по счёту за период с 01.12.2008 по 07.08.2010. На вопросы суда пояснил, что конкурсным управляющим уже сдано в аренду имущество должника.
Конкурсный управляющий отзывом на заявление считает заявленные требования незаконными и необоснованными, просит в их удовлетворении отказать. В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы выражают свою согласованную позицию по тем или иным вопросам на собрании кредиторов. Таким образом, закон прямо предоставляет собранию кредиторов право решать вопрос о финансировании процедур банкротства. Следовательно, довод заявителя о том, что собрание кредиторов при решении вопроса о финансировании процедуры конкурсного производства вышло за пределы своей компетенции противоречит п. 1 ст. 59 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 128 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования. В соответствии с п. 2 ст. 129, ст. 130 закона конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Кроме того, в процессе ведения конкурсного производства необходимо нести расходы по оформлению прав на недвижимое имущество, по содержанию и сохранности имущества должника. Проведение собраний кредиторов так же требует затрат на почтовые расходы, канцелярские товары и т.п. Перед продажей имущества должника есть затраты, которые конкурному управляющему необходимо произвести. Например, до проведения оценки продажа имущества не возможна, а оценщики работают на условиях частичной предоплаты. Удовлетворение заявления ФНС приведет к невозможности ведения процедуры конкурсного производства, что нарушит права иных кредиторов.
Представитель кредитора поддержал возражения конкурсного управляющего, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе процедуры конкурсного производства ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» исполняющим обязанности конкурсного управляющего 16 июля 2010 года проведено собрание кредиторов, на котором кредиторами с числом голосов 100 % процентов от общего количества, рассмотрен первый вопрос по повестке дня об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введённой в отношении ОАО «ФИО1 завод химических реактивов».
И.о. конкурсного управляющего ФИО5 указал, что у должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» в настоящее время отсутствуют денежные средства, а ведение процедуры конкурсного производства предполагает оплату труда привлеченным конкурсным управляющем лицам, оплату услуг оценщика, оплату расходов по оформлению прав собственности на недвижимое имущество, оплату публикации о проведении торгов по продаже имущества и иные платежи, без осуществления которых процедура будет необоснованно затянется, в связи с чем предложил производить оплату текущих расходов процедуры конкурсного производства за счет собственных средств с последующей компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
Большинством голосов (79,43 %), с учётом отказа ФНС России от голосования, было принято решение производить оплату текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» за счет средств и.о. конкурсного управляющего, с последующей компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивируя его тем, что решение не соответствует требованиям ст. 105 Закона о банкротстве, поскольку согласно данным финансового анализа, имущества должника достаточно для финансирования процедуры конкурсного производства, принятие данного решения нарушает права и законные интересы налогового органа тем, что оплата текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «МЗХР» за счет средств и.о. конкурсного управляющего, с последующей компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника в дальнейшем может привести к затягиванию процедуры банкротства, наращиванию текущей задолженности и неудовлетворению требований кредиторов.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Уполномоченный орган считает, что вопрос повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» противоречит требованиям Федерального закона в связи с тем, что, в силу ст. 20.7 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий несет расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве за счет средств должника.
За счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.
Согласно ст. 20.6 Закона о банкротстве, балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно ст. 130 Закона о банкротстве, при оценке движимого имущества должника, должна быть определена балансовая стоимость на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, при решении вопроса о введении соответствующей процедуры банкротства, проводится финансовый анализ имущества должника, который был проведен в отношении ОАО «МЗХР».
Согласно проведённому финансовому анализу средств должника для покрытия расходов, связанных с проведением процедуры банкротства достаточно.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2009 года в отношении ОАО «МЗХР» введена процедура внешнего управления.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.06.2010 г. (резолютивная часть объявлена 21.06.2010 г. открытое акционерное общество «ФИО1 завод химических реактивов», р.п. Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края, (ОГРН <***>, ИНН <***>), .) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура, применяемую в деле о банкротстве, - конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Как следует из отчета внешнего управляющего о результатах проведения процедуры внешнего управления в отношении ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» за период с 26.06.2009г. по 28.05.2010г. следует, что сумма дебиторской задолженности составляет 4000,455 тыс. руб., следовательно, предполагается поступление денежных средств на расчетные счета предприятия за счет взыскания дебиторской задолженности. Также осуществляется поступление денежных средств за счет арендных платежей по договорам аренды, заключенными ОАО «МЗХР» с ООО «Алтайсода» и с ООО Торговый дом Малиновое Озеро, размер арендной платы в которых установлен не менее 150 тыс. руб. в месяц.
Согласно справкам об остатках денежных средств по состоянию на 29 июня 2010г. на расчетном счете «МЗХР» в ООО «Сибсоцбанк» имеются денежные средства в размере 15719руб. 17 коп., на расчетном счете в ОАО «Россельхозбанк» остаток денежных средств составляет 3434 руб. 34 коп. В период с мая 2010г. по июль 2010г. проводились операции по снятию денежных средств со счетов указанных банков.
Действия арбитражного управляющего в интересах кредиторов должны быть направлены на то, чтобы наиболее полно удовлетворить требования кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Это, в частности в наблюдении - обеспечение сохранности имущества должника; во внешнем управлении - восстановление платежеспособности должника, обеспечивающее полное погашение задолженности перед
кредиторами; в конкурсном производстве - соразмерное удовлетворение требований
кредиторов.
Доводы уполномоченного органа о том, что принятое решение по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» противоречит положениям ст. 105 Закона о банкротстве, судом оцениваются критически в силу следующего.
В соответствии со ст. 105 Закона о банкротстве, решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Указанная норма права распространяется на вопросы регулирования фондов потребления должника в процедуре внешнего управления (глава 6. Закона. Внешнее управление), 23.06.2010 в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства.
Заявитель указывает, что решение принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, поскольку по данным финансового анализа, имущества должника достаточно для финансирования процедуры конкурсного производства.
Также принятие данного решения нарушает права и законные интересы налогового органа тем, что в дальнейшем может привести к затягиванию процедуры банкротства, наращиванию текущей задолженности и неудовлетворению требований кредиторов.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве, в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве, кредиторы выражают свою согласованную позицию по тем или иным вопросам на собрании кредиторов.
Таким образом, Закон о банкротстве прямо предоставляет собранию кредиторов право решать вопрос о финансировании процедур банкротства.
Порядок принятия решений определен ст. 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, по результатам голосования кредиторами большинством голосов (79, 43 %) принято указанное решение. Собрание в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» было правомочно, кворум для его проведения имелся.
Вопросы, рассмотренные на собрании, отнесены к компетенции собрания кредиторов в силу статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Таким образом, довод заявителя о том, что собрание кредиторов при решении вопроса о финансировании процедуры конкурсного производства вышло за пределы своей компетенции, суд находит необоснованным и противоречащим п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве, указанное решение принято с учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 15 и статьи 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»..
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве, опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном ст. 28 настоящего закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
В соответствии с п. 2 ст. 129, ст. 130 Закона конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, в процессе ведения конкурсного производства необходимо нести расходы по оформлению прав на недвижимое имущество, по содержанию и сохранности имущества должника, проведению(затраты на почтовые расходы, канцелярские товары и т.п.)
Как следует из отчета конкурсного управляющего за период с 21.06.2010 г. по 31.07.2010 г. стоимость оценки имущества составляет 780 000 руб., на расчетный счет предприятия поступило 1 408 267 руб. 52 коп., израсходовано 1 484 301 руб. 64 коп., в кассу предприятия поступило 23 473 руб. 67 коп., израсходовано 16 177 руб. 30 коп. Согласно выписке по счету в ОАО «Россельхозбанк» с 23.06.2010 г. (даты введения конкурсного производства) на расчетный счет поступило 42 000 руб., 325000 руб., 415 105 руб. , 617 070 руб. от ООО «Торговый до Малиновое озеро», 72272 руб. 11 коп. от КГУ ЦЗН Михайловского района.
Как следует из буквального толкования содержания формулировки принятого на собрании кредиторов решения, оплата текущих расходов процедуры конкурсного производства в отношении ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» за счет средств и.о. конкурсного управляющего с последующей компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника будет производиться при отсутствии денежных средств у должника.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве, заявления и ходатайства, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда судьёй единолично.
Из материалов дела усматривается, что в нарушение ст. 4 АПК РФ, п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве, уполномоченным органом не представлены достоверные доказательства нарушения прав ФНС России как кредитора указанным решением собрания кредиторов.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что принятое решение по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» не противоречит требованиям ст. 15 Закона о банкротстве, кроме того, заявителем не указаны какие права ФНС России как кредитора нарушаются указанным решением собрания кредиторов, а также доказательства нарушения компетенции собрания кредиторов по решению вопросов о финансировании процедур банкротства, ст. 105 Закона о банкротстве не подлежит применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах, заявление ФНС России о признании недействительным решение собрания кредиторов от 16.07.2010г. по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 15, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), статьями 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать ФНС России, г. Москва, в удовлетворении заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов от 16.07.2010г. по вопросу повестки дня «Об определении источника финансирования текущих расходов процедуры конкурсного производства, введенной в отношении должника ОАО «ФИО1 завод химических реактивов».
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня его принятия.
Судья В.А.Зверева