АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
г.Барнаул Дело № А03-1378/07-Б тр. 2 29.02.08
Резолютивная часть определения объявлена 05.02.08. Полный текст определения изготовлен 29.02.08.
Судья Арбитражного суда Алтайского края Кулик М.А., рассмотрев требование ФНС РФ, г.Москва о включении в реестр требований кредиторов ОАО «КЗК-Агро», с.Арбузовка Павловского района Алтайского края, при участии сторон: от конкурсного управляющего – ФИО1 по доверенности от 01.07.07, от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.06.07, от третьего лица (Минфин РФ) – ФИО3 по доверенности от 17.12.07, ФИО4 по доверенности от 19.09.07, ФИО5 по доверенности от 17.12.07,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная налоговая служба РФ обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО «КЗК-Агро» задолженности в сумме 3 084 466 822.17 руб., в том числе - 984 065 339.82 руб. основного долга, 1 126 135 230.59 руб. процентов за пользование кредитом, а также 974 266 251.76 руб. штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договоров. В качестве основания заявленных требований содержится указание на неисполнение должником своих обязательств по соглашениям о предоставлении целевых государственных кредитов от 27.12.1993, от 31.08.1995, от 04.04.1996 в редакции дополнительного соглашения от 10.10.1997. В качестве правового основания заявленных требований содержатся ссылки на ст.ст. 4, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (л.д.2 – заявление в суд).
Впоследствии от заявителя поступило уточнение суммы требований, в котором заявитель просил включить в реестр суммы по состоянию на дату введения конкурсного производства (13.06.2007), а именно 984 065 339.82 руб. основного долга, 1 172 117 823.00 руб. процентов за пользование кредитом, а также 1 052 614 949.41 руб. штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора (л.д. 58 – уточнение требований).
От должника поступил письменный отзыв, в котором он заявленные требования не признал. В письменном отзыве указано, что соглашения предусматривали возврат кредита лишь после оплаты покупателями из Ирака продукции Комбайнового завода. Подобное условие соглашений противоречит закону и влечет недействительность кредитных соглашений сторон. Полученные денежные средства являются неосновательным обогащением должника, однако срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательного обогащения пропущен (л.д. 49-52 - отзыв на требования кредитора).
В ходе судебного заседания представители ФНС РФ и Министерства финансов РФ требования поддержали в полном объеме.
Представитель Минфина РФ пояснил, что ст. 190 Гражданского кодекса РФ устанавливает лишь общее положение о сроках, которое более детально регламентируется другими нормами Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. В связи с изложенным, установление в указанных соглашениях срока исполнения обязательства по возврату предоставленных средств истечением 5-ти банковских дней после снятия эмбарго СБ ООН не противоречило гражданскому законодательству, а следовательно, указанное обстоятельство не может являться основанием недействительности названных соглашений. Несмотря на наличие эмбарго должник во исполнение заключенных контрактов только в 1993-1996 гг. поставил в Ирак 656 зерноуборочных комбайнов. Должник осуществлял реализацию своей продукции в том числе на территории России и стран СНГ, а следовательно, имел иные источники возврата денежных средств по предоставленным целевым государственным кредитам.
Представитель конкурсного управляющего поддержал возражения, изложенные в отзыве, а также признал, то обстоятельство, что ОАО «Красноярский завод комбайнов», указанное в соглашениях от 31.08.95 (л.д.7); от 04.04.96 (л.д. 10) является правопредшественником ОАО «КЗК-Агро», ст.Арбузовка. Признание указанных обстоятельств отражено в протоколе судебного заседания под роспись представителя конкурсного управляющего. Представитель конкурсного управляющего также пояснил, что первичная документация, подтверждающая задолженность отсутствует.
Выслушав представителей участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Арбитражный суд Алтайского края 13.06.07 принял решение о признании банкротом ОАО «КЗК-Агро». Конкурсным управляющим утвержден ФИО6
Согласно п.6 ст.16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Основанием для обращения ФНС РФ в суд послужило неисполнение должником своих обязательств по соглашениям о предоставлении целевых государственных кредитов от 27.12.1993, от 31.08.1995, от 04.04.1996 в редакции дополнительного соглашения от 10.10.1997.
(1) Согласно первому соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 27.12.1993 Министерство финансов РФ предоставило Красноярскому производственному объединению по зерноуборочным комбайнам кредит с декабря 1993 года в сумме 6 млрд. руб. (л.д. 4).
Факт передачи заемщику денежной суммы 6 млрд. руб., эквивалентной 4,8 млн. долларов США, подтверждается признанием данного обстоятельства представителем должника. В п.2.4. Соглашения о предоставление целевого государственного кредита от 04.04.1996 констатируется, что заемщик получил денежные средства в том числе по договору от 27.12.1993 (л.д. 11 – копия соглашения от 04.04.1996).
Пункт 1.3 Соглашения предусматривает уплату процентов за пользование целевым государственным кредитом в размере 17% годовых за время с 01.01.1994 до срока окончательного платежа от суммы 4,8 млн. долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день, соответствующий дню платежа.
Пункт 2.2. Соглашения предусматривает погашение государственного целевого кредита в следующем порядке: до 01.04.1994 - 2,4 млн. долларов США, до 29.04.1994 года – 2,4 млн. долларов США, всего 4,8 млн. долларов США – эквивалент 6 млрд. руб. на 24.12.1993. В случае неуплаты в указанные сроки соответствующих сумм заёмщиком, Минфин РФ вправе применять штрафные санкции в размере 10 % годовых дополнительно к начисляемым в соответствие с п.1.3 процентам в течение всего срока неуплаты до 01.07.1994. После 01.07.1994, если заёмщик не исполнит взятых на себя обязательств, вступает в действие пункт 3 Соглашения (л.д. 4-5 - копия соглашения).
Пункт 3 Соглашения закрепляет правовой механизм обращения Минфином РФ бесспорного взыскания на денежные средства и на оборотные средства заемщика в случае невыполнения заемщиком обязательств по Соглашению.
Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что требования заявителя о включении задолженности и процентов по соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 27.12.1993. являются обоснованными на сумму долга 4,8 млн. долларов США и процентов за пользование кредитом на сумму 7708405.39 долларов США. При этом суд соглашается с расчетом процентов, представленным заявителем (л.д. 76 – расчет).
Требования заявителя о включении в реестр штрафных санкций являются обоснованными лишь частично на сумму 3177.64 долларов США. Как указывалось выше, Соглашение о предоставлении государственного целевого кредита от 27.12.1993 предусматривало возможность начисления штрафных санкций лишь в период с 01.04.2004 по 01.07.2004, а впоследствии после 01.07.2004 начисление штрафных санкций прекращается и кредитор получает возможность бесспорного взыскания задолженности и процентов. Согласно представленному заявителем расчета в период до 01.07.2004 начислена сумма штрафных санкций 3177.64 долларов США, которые и подлежат включению в реестр требований кредиторов (л.д. 59 – расчет суммы штрафных санкций).
(2) Согласно соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 31.08.1995 Министерство финансов РФ предоставило акционерному обществу «Красноярский завод комбайнов» кредит в сумме 6465000 долларов США (л.д. 7 – копия соглашения).
Факт передачи заемщику суммы 6465000 долларов США, подтверждается признанием данного обстоятельства представителем должника. В п.2.4. Соглашения о предоставление целевого государственного кредита от 04.04.1996 констатируется, что заемщик получил денежные средства в том числе по договору от 31.08.1995 (л.д. 11 – копия соглашения от 04.04.1996).
Пункт 1.3 Соглашения предусматривает уплату процентов за пользование целевым государственным кредитом в размере 12% годовых в долларах США.
Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что требования заявителя о включении задолженности и процентов по соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 31.08.1995. являются обоснованными на сумму долга 6465000 долларов США и процентов за пользование кредитом на сумму 7328653.15 долларов США. При этом суд соглашается с расчетом процентов, представленным заявителем (л.д. 84 – расчет).
Пункт 2.2. Соглашения от 31.08.1995. предусматривает погашение государственного целевого кредита после снятия эмбарго СБ ООН против Ирака в течение 5-ти банковских дней поле получения валютной выручки из Ирака за поставленные зерноуборочные комбайны.
Согласно пункту 2.5. Соглашения в случае неуплаты в указанные сроки соответствующих сумм заёмщиком, Минфин РФ вправе применять штрафные санкции в размере 10 % годовых дополнительно к начисляемым в соответствие с п.1.3 процентам в течение всего срока неуплаты (л.д. 4-5 - копия соглашения).
Таким образом, начисление штрафных санкций должно было производиться кредитором только в том случае, если заемщик получил денежные средства за поставленную в Ирак продукцию и не произвел оплату кредитору в течение 5 банковских дней.
В судебном заседании установлено, что заемщик не получил денежные средства за поставленную в Ирак продукцию, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя о включении в реестр требований кредиторов суммы штрафных санкций за надлежащее исполнение соглашения о предоставлении государственного целевого кредита от 31.08.1995., удовлетворению не подлежат.
Должником приведены доводы о том, что условие Соглашения о сроке оплаты является недействительным, поскольку оно противоречит требованию ч.2 ст.190 Гражданского кодекса РФ о том, что срок может определяться указанием на такое событие, которое должно неизбежно наступить.
Эти доводы не могут повлиять на существо принимаемого судом решения. Во-первых, ст.ст.810, 819 Гражданского кодекса РФ не исключают возможность заключения кредитного договора без указания срока возврата. Во-вторых, в отношении должника введено конкурсное производство, поэтому в силу ст.126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срок исполнения всех обязательств должника наступил с даты открытия конкурсного производства. Кроме того, недействительность условия о сроке возврата долга также влечет необоснованность требований заявителя о включении в реестр штрафных санкций.
(3) Согласно соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 04.04.1996 Министерство финансов РФ предоставило акционерному обществу «Красноярский завод комбайнов» кредит в сумме 26611200 долларов США (л.д. 10 – копия соглашения).
Факт передачи заемщику части денежной суммы в размере 11,5 млн. долларов США, подтверждается признанием данного обстоятельства представителем должника. В п.1 дополнительного соглашения от 10.10.1997 к Соглашению о предоставление целевого государственного кредита от 04.04.1996 констатируется, что заемщик получил денежные средства по соглашению от 31.08.1995, за исключением 15611200 долларов США, причем в тексте дополнения содержится неоговоренное исправление указанной выше суммы на сумму 15111200 долларов США (л.д. 13 – копия дополнительного соглашения от 10.10.1997).
Представители заявителя и Минфина РФ признали, что фактически была перечислена сумма 11,5 млн. долларов США, долг кредитора перед заемщиком по состоянию на 10.10.1997 составлял 15111200 долларов США (л.д. 86 – расчет задолженности).
Таким образом, суд приходит к выводу, что кредитор передал заемщику сумму 11,5 млн. долларов США.
Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что требования заявителя о включении задолженности и процентов по соглашению о предоставлении государственного целевого кредита от 04.04.1997 являются обоснованными на сумму долга 11,5 млн. долларов США.
Между тем, суду не представлены допустимые доказательства относительно передачи заемщику остальной суммы 15111200 долларов США. Суд находит возможным в остальной части (в части долга 15111200 долларов США и в части процентов по соглашению от 04.04.1996 на сумму 30077190.78 долларов США) выделить требования заявителя в отдельное производство на основании ст.130 АПК РФ, предоставив заявителю возможность представить дополнительные доказательства передачи заемщику 15111200 долларов США, а также составить дополнительный раздельный расчет процентов по соглашению на суммы 11.5 млн. долларов США и на 15111200 долларов США.
В части требований о включении в реестр сумм штрафных санкций суд отказывает за необоснованностью с мотивировкой, аналогичной мотивировке по соглашению от 31.08.1995, поскольку начисление штрафных санкций должно было производиться кредитором только в том случае, если заемщик получил денежные средства за поставленную в Ирак продукцию и не произвел оплату кредитору в течение 5 банковских дней, однако в судебном заседании установлено, что заемщик не получил денежные средства за поставленную в Ирак продукцию, штрафные санкции начислены заявителем неправомерно.
Таким образом, в реестр включается сумма задолженности по трем кредитным соглашениям на общую сумму 22765000 долларов США, или с учетом курса доллара США по состоянию на 13.06.2007 (дата введения конкурсного производства – 25,9811) - 591459741.50 руб.
Проценты по двум соглашениям (от 27.12.1993 и от 31.08.1995) составляют 15037058.54 долларов США или 390679321.60 руб.
Штрафные санкции по соглашению от 27.12.1993 составляют 3177.64 долларов США или 82558.58 руб.
Доводы конкурсного управляющего о пропуске срока исковой давности по требованиям заявителя судом отклоняются, поскольку Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности применения сроков исковой давности по требованиям Российской Федерации, возникшим, в частности в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков ( п.4 ст.93.4 Бюджетного кодекса РФ).
Суд относит заявленные требования к третьей очереди с учетом требований ст. ст. 134, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 100, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 807-821 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.130, 184-188 АПК РФ, арбитражный суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Включить требование Федеральной налоговой службы Российской Федерации, г.Москва в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «КЗК-Агро», с.Арбузовка Павловского района Алтайского края в следующем составе и размере:
591459741.50 руб. основного долга и 390679321.60 руб. процентов за пользование кредитом в 3 (третью) очередь.
82558,58 руб. штрафных санкций в 3 (третью) очередь учитываемых отдельно в реестре требований кредиторов и подлежащих удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Выделить в отдельное производство требование ФНС РФ по основному долгу 392605598.30 руб. и процентам 781438501.30 руб., начисленных по соглашению от 04.04.1996 с назначением судебного заседания на 06.03.08 на 14 час. 15 мин.
В остальной части требований отказать.
Заявителю предоставить дополнительные доказательства передачи заемщику 15111200 долларов США, а также составить дополнительный раздельный расчет процентов по соглашению на суммы 11,5 млн. долларов США и на 15111200 долларов США.
Определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в течении 10 дней с даты изготовления полного текста определения.
Судья М.А. Кулик