ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А03-16689/16 от 13.02.2017 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в утверждении мирового соглашения

г. Барнаул Дело № А03-16689/2016 

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении  протокола судебного заседания секретарем Казанцевой А.В., рассмотрев в судебном  заседании ходатайство Министерства здравоохранения Алтайского края об  утверждении мирового соглашения по делу № А03-16689/2016 по заявлению  Министерства здравоохранения Алтайского края; к Администрации Каменского  района Алтайского края, к Администрации г. Камень-на-Оби. Алтайского края, к  Комитету по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г. Камень-на  Оби, Комитету администрации Каменского района Алтайского края по финансам,  налоговой и кредитной политике о признании незаконными действий муниципального  образования г. Камень-на-Оби в лице Администрации г. Камень-на-Оби выразившиеся  в неисполнении требований исполнительного документа, о признании незаконными  действий Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г.  Камень-на Оби, выразившиеся в неисполнении требований исполнительного  документа, о признании незаконными действий Комитета по финансам, налоговой и  кредитной политики администрации Каменского района, выразившиеся в  неисполнении требований исполнительного документа. 

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, удостоверение, доверенность от 10.01.2017 № 04- 05/02, 

от заинтересованных лиц – не явились,
от третьих лиц – не явились,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической  деятельности (далее – заявитель, Министерство здравоохранения) обратилось в  арбитражный суд с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации г. Камень-на Оби, Комитету администрации Каменского  района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике,  Администрации Каменского района, Муниципальному образованию г. Камень-на-Оби  в лице Администрация г. Камень-на-Оби, Управлению Федерального казначейства по  Алтайскому краю о признании незаконными действия Управления Федерального  казначейства по Алтайскому краю, выразившиеся в неисполнении требований 


исполнительного документа, о признании незаконными действия муниципального  образования г. Камень-на-Оби в лице Администрации г. Камень-на-Оби выразившиеся  в неисполнении требований исполнительного документа, о признании незаконными  действия комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г.  Камень-на Оби, выразившиеся в неисполнении требований исполнительного  документа, о признании незаконными действия комитета по финансам, налоговой и  кредитной политики администрации Каменского района, выразившиеся в  неисполнении требований исполнительного документа; об обязании управление  Федерального казначейства по Алтайскому краю исполнить требования  исполнительного документа и приостановить операции по расходованию средств на  всех лицевых счетах Администрации города Камень-на-Оби, включая лицевые счета ее  структурных подразделений, в том числе обособленных, об обязании Администрацию  Каменского района Алтайского края и комитет администрации Каменского района  Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике исполнить требования  исполнительного документа в течение 10 календарных дней с даты вступления  решения в законную силу. 

Исполнительным документом, действия по ненадлежащему исполнению которого  оспариваются, является исполнительный лист Арбитражного суда Алтайского края  серии ФС № 012882768 от 31.03.2016, выданный по делу № А03-18907/2014 о  взыскании с муниципального образования «Город Камень-на-Оби Алтайского края» в  лице администрации г. Камень-на-Оби в пользу заявителя 9918048 руб. за счет средств  казны муниципального образования «Город Камень-на-Оби Алтайского края». 

Определением от 20.12.2016 суд принял к рассмотрению уточненное заявление о  признании незаконными действий комитета по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации г. Камень-на Оби, выразившихся в неисполнении требований  исполнительного документа, о признании незаконными действий комитета по  финансам, налоговой и кредитной политики администрации Каменского района,  выразившихся в неисполнении требований исполнительного документа, об обязании  комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации г. Камень-на  Оби исполнить требования исполнительного документа в течение 10 календарных дней  с даты вступления решения в законную силу и в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к  участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований,  Администрацию Каменского района и Администрацию г. Камень-на-Оби. 

Определением от 23.01.2017 суд принял уточнение наименования заявителя -  Министерство здравоохранения Алтайского края, а также в порядке статьи 49 АПК РФ  принял к рассмотрению уточненные требования о признании незаконными действий  муниципального образования г. Камень-на-Оби в лице Администрации г. Камень-на- Оби выразившиеся в неисполнении требований исполнительного документа, о  признании незаконными действий комитета по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации г. Камень-на Оби, выразившиеся в неисполнении требований  исполнительного документа, о признании незаконными действий комитета по  финансам, налоговой и кредитной политики администрации Каменского района,  выразившиеся в неисполнении требований исполнительного документа; об обязании  Администрацию Каменского района Алтайского края и комитет администрации  Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике 


исполнить требования исполнительного документа в течение 10 календарных дней  с даты вступления решения в законную силу. 

Указанным определением суд, в порядке ст. 46 АПК РФ по заявлению  Министерства здравоохранения привлек в качестве заинтересованных лиц  Администрацию Каменского района и Администрацию г. Камень-на-Оби, исключив их  из числа третьих лиц. 

В судебном заседании 13.02.2017 был представлен проект мирового соглашения,  заключенного между Министерством здравоохранения Алтайского края и  Администрацией Каменского района Алтайского края, Администрацией города  Камень-на-Оби Алтайского края, Комитетом по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации г. Камень-на Оби Алтайского края, Комитетом  администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и  кредитной политике. Представитель Министерством здравоохранения Алтайского края  ходатайствовал об утверждении мирового соглашения в соответствии с условиями  которого: 

-до 28 февраля 2017г. - 1 110 ООО (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;

-до 31 марта 2017г. - 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  - до 30 апреля 2017г. -1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  -до 31 мая 2017г. - 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  -до 30 июня 2017г. - 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  - до 31 июля 2017г. - 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  - до 31 августа 2017г.-1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.;  -до 30 сентября 2017г. - 1 110 000 (Один миллион сто десять тысяч) руб. 00 коп.; 

- до 31 октября 2017г. - 1 118 048 (Один миллион сто восемнадцать тысяч сорок восемь)  руб. 00 коп. 

Исследовав материалы дела, условия мирового соглашения суд не находит  оснований для его утверждения на основании следующего. 


Согласно части 1 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд принимает меры для  примирения сторон, содействует им в урегулировании спора. 

В соответствии с частью 2 указанной статьи стороны могут урегулировать спор,  заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры.  Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не  предусмотрено настоящим Кодексом и иным федеральным законом. 

Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и  противоречить закону (часть 3 статьи 139 АПК РФ). 

Согласно части 1 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение заключается в  письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у  них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в  доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя. 

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в определении от 24.02.2004 N 1-О, мировое соглашение представляет  собой соглашение сторон о прекращении спора на основе добровольного  урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок, что является  одним из процессуальных средств защиты субъективных прав. 

Таким образом, из смысла и содержания норм, регламентирующих  примирительные процедуры, а также исходя из задач судопроизводства в арбитражных  судах следует, что утвержденное судом мировое соглашение по своей природе является  таким процессуальным способом урегулирования спора, который основывается на  примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, что влечет за собой ликвидацию  спора о праве в полном объеме. 

По итогам использования примирительной процедуры стороны могут заключить  мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований, которое  утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 141 Кодекса.  (пункт 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в  арбитражном процессе") 

Кодексом не предусматривается возможность утверждения мирового соглашения  в части, изменение или исключение из мирового соглашения каких-либо условий.  Следовательно, в целях соблюдения принципов диспозитивности и добровольности  примирения сторон арбитражный суд, рассматривая вопрос об утверждении мирового  соглашения, не вправе утверждать такое соглашение в части, изменять или исключать  из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Вместе с тем суд вправе  предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия,  противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц  (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в  арбитражном процессе"). 

Согласно статье 190 АПК РФ экономические споры, возникающие из  административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы  сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем  заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если  иное не установлено федеральным законом. 


В данном случае применяется правило об утверждении мирового  соглашения. Однако соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если  оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат  закону. 

При применении указанной нормы арбитражным судам необходимо исходить из  того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не  вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными  правовыми актами, регулирующими их деятельность (пункт 17 Постановления  Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 (ред. от 17.11.2015) "О некоторых вопросах,  связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации"). 

Как следует из материалов дела, 28.12.2015 Арбитражным судом Алтайского края  было рассмотрено дело № А03-18907/2014. Согласно принятого решения, исковые  требования Министерства здравоохранения удовлетворены в полном объеме и  взыскана с муниципального образования г. Камень-на-Оби в лице Администрации г.  Камень-на-Оби за счет средств казны сумма неосновательного обогащения в размере  9918048,00 рублей. 

Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю 11.05.2016 был  возвращен исполнительный лист заявителю с указанием на то, что в исполнительном  документе указано на необходимость взыскания денежных средств за счет средств  казны муниципального образования «г. Камень-на-Оби», а, следовательно, его  исполнение осуществляется в рамках исполнительного производства. 

Посчитав, что должником безосновательно не осуществляется исполнение  требований исполнительного документа, что нарушает права истца, противоречит  действующим нормам Бюджетного кодекса РФ, регулирующим правоотношения по  исполнению требований исполнительного документа, Министерство здравоохранения  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании действий  муниципальных образований и их комитетов по финансам. В ходе рассмотрения дела  лица, участвующие в деле, обратились к суду с ходатайством об утверждении мирового  соглашения. 

По сути условия мирового соглашения сводятся к утверждению графика  погашения задолженности, утверждением такого соглашения может быть урегулирован  спор по требованию о взыскании задолженности в рамках дела № А03-18907/2014. 


В рамках рассмотрения требований по настоящему спору судом проверяется  законность действий муниципального образования г. Камень- на-Оби в лице  Администрации г. Камень-на-Оби выразившиеся в неисполнении требований  исполнительного документа, действий Комитета по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации г. Камень-на Оби, выразившиеся в неисполнении требований  исполнительного документа, действий Комитета по финансам, налоговой и кредитной  политики администрации Каменского района, выразившиеся в неисполнении  требований исполнительного документа и на решение этого вопроса не могут повлиять  те или иные договоренности между заявителем и заинтересованными лицами. 

Требование об обязании Администрации Каменского района Алтайского края и  комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой  и кредитной политике исполнить требования исполнительного документа в течение 10  календарных дней с даты вступления решения в законную силу в силу ст. 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является способом  восстановления нарушенного права заявителя, не является самостоятельным,  заявленным к рассмотрению требованием, по которому может быть урегулирован спор  мировым соглашением. Представленное на утверждение мировое соглашение спорные  правоотношения с учетом предмета требования – оспаривания законности действий  органов местного самоуправления, урегулировать не может. 

В силу части 2 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение должно содержать  согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения  обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. В мировом  соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения  обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном  прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия,  не противоречащие федеральному закону. 

В рассматриваемом в рамках настоящего дела спора условия мирового  соглашения не содержат условия об исполнении обязательств между заявленными  сторонами спора, фактически исполнение соглашения осуществляется только одним из  четырех ответчиком перед заявителем, с учетом рассрочки исполнения обязательства,  установленного в рамках другого спора. 

Положения ст. 139 АПК РФ указывают на возможность заключения мирового  соглашения и на стадии исполнения судебного акта. При этом Министерством  здравоохранения указано на обращение с заявлением по делу № А03-18907/2014 о  процессуальном правопреемстве, в связи с передачей полномочий внутри  муниципальных образований Каменский район и г. Камень-на-Оби. 

Лица, участвующие в деле не лишены права ходатайствовать перед судом об  утверждении мирового соглашения по условиям которого оплата задолженности будет  осуществляться в рассрочку согласно установленного графика в рамках дела № А03- 18907/2014, решением по которому в пользу заявителя взыскана задолженность в  размере 9918048,00 рублей. 

Также суд обращает внимание лиц, участвующих в деле, на то, что исходя из  положений АПК РФ другими самостоятельными результатами примирения сторон,  помимо мирового соглашения, могут быть также частичный или полный отказ от иска  (часть 2 статьи 49 Кодекса), его частичное или полное признание (часть 3 статьи 49  Кодекса), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои 


требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела (статья 70  Кодекса) (пункт 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении  сторон в арбитражном процессе"). 

Таким образом, суд находит условия мирового соглашения не соответствующими  требованиям статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и неподлежащими утверждению с заявленными условиями по настоящему  спору. 

Руководствуясь статьями 139 - 141, 184 - 188 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 В утверждении мирового соглашения, заключенного между Министерством  здравоохранения Алтайского края и Администрацией Каменского района Алтайского  края, Администрацией города Камень-на-Оби Алтайского края, Комитетом по  финансам, налоговой и кредитной политики администрации г. Камень-на Оби  Алтайского края, Комитетом администрации Каменского района Алтайского края по  финансам, налоговой и кредитной политике отказать. 

Определение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в  арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Алтайского края. 

Судья В.В. Синцова