АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Барнаул | № А03-3027/2011 |
Резолютивная часть определения оглашена 16 мая 2012 года | |
Полный текст определения изготовлен 23 мая 2012г. |
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кальсиной А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Перминой Г.С., рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Москва о признании необоснованными расходов на проведение процедуры конкурсного производства в отношении должника,
При участии в заседании:
От заявителя – ФИО1 по доверенности № 16-39/00402 от 18.01.2012г.,
Конкурсного управляющего – ФИО2 по паспорту,
От конкурсного управляющего – ФИО3 по доверенности № 11 от 20.03.2012г., ФИО4 по доверенности от 18.04.2012г. (в судебном заседании 12.05.2012г.),
У С Т А Н О В И Л:
Решением арбитражного суда Алтайского края от 04 мая 2011г. общество с ограниченной ответственностью «Алтайская электрическая сетевая компания», г. Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано банкротом по упрощенной процедуре, как ликвидируемый должник и в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден ФИО2. Срок конкурсного производства продлен до 25.04.2012. и затем до 24 октября 2012 года.
29 февраля 2012 года в арбитражный суд Алтайского края поступило заявление Федеральной налоговой службы, в котором заявитель просит признать необоснованным:
1. Привлечение конкурсным управляющим Пупковым А.В. специалистов для обеспечения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей и проведение им выплат несопоставимых с объемом проделанной работы: бухгалтера, юриста, делопроизводителя, программиста, оператора абонентского отдела, бухгалтера абонентского отдела.
2. Оплату услуг главного бухгалтера в размере, превышающем 5 000 руб. в месяц.
3. Расходы конкурсного управляющего ФИО2 на проведение процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» в общей сумме 197 730 руб.
Учитывая различия и объём заявленных требований, суд определением от 04 апреля 2012 г. выделил в отдельные производство требования Федеральной налоговой службы о признании необоснованными расходов на проведение процедуры конкурсного производства в отношении должника.
В связи с представлением в материалы дела ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» дополнительных документов, подтверждающих понесенные расходы на процедуру конкурсного производства, уполномоченный орган уточнил заявленные требования и просит признать необоснованными расходы арбитражного управляющего ФИО2 на проведение конкурсного производства ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» в размере 109 440 руб. за период с 04.05.2011г. по 19.10.2011г., в том числе:
- ГСМ и содержание автомобиля 26 520 руб.,
- услуги по сбору средств от населения 38 390 руб.;
- услуги по формированию информации о задолженности 4 740 руб.;
- печать и доставка извещений, квитанций 24 190 руб.;
- изготовление печати и штампа 4 800 руб.;
- электронная сдача налоговой отчетности 10 800 руб.
Заслушав представителя заявителя и арбитражного управляющего, исследовав материалы дела, проверив расчеты, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" лицам, участвующим в деле о банкротстве, в целях защиты нарушенных
прав и законных интересов предоставлено право на подачу жалобы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в реестр требований кредиторов включено требование ФНС России в размере 9 563 750,45 руб., в том числе основной долг - 9 275 317,67 руб.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле банкротстве», органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено настоящим Законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счёт этого имущества вне очереди.
Учитывая, что в деле о банкротстве предполагается осуществление текущих расходов, связанных с проведением в отношении должника процедур банкротства также за счёт конкурсной массы, конкурсный управляющий обязан в силу закона производить такие расходы обоснованно, разумно.
Поскольку согласно статье 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, то предпринимаемые конкурсным управляющим в деле о банкротстве действия по расходованию имущества должника в виде денежных средств не должны нарушать прав и законных интересов кредиторов должника, в частности, на получение удовлетворения своих требований за счёт сформированной конкурсным управляющим конкурсной массы.
Вследствие чего, конкурсный управляющий не должен производить неоправданные расходы, необходимость в которых отсутствует.
Обращаясь с настоящим заявлением, уполномоченный орган считает, что конкурсный управляющий действовал недобросовестно, в нарушение интересов должника и кредиторов, заключив договор аренды автомобиля и понеся в период конкурсного производства расходы на ГСМ и содержание автомобиля в сумме 26 520 руб., поскольку, по мнению уполномоченного органа, представленные арбитражным управляющим чеки в обоснование расходов на ГСМ не подтверждают факт того, что расходы на ГСМ были связаны с необходимостью проведения процедуры конкурсного производства должника и
арбитражным управляющим ничем не подтверждена необходимость столь частых поездок по г.Барнаулу, не представлено документальное подтверждение территориальной протяженности г. Барнаула с учетом указанного в путевых листах километража.
По данным отчета конкурсного управляющего за период с 04.05.2011г. по 19.10.2011г. услуги по сбору средств от населения составили 38 390 руб., услуги по формированию информации о задолженности – 4 740 руб., печать и доставка извещений, квитанций – 24 190 руб., электронная сдача налоговой отчетности – 10 800 руб., изготовление печатей и штампов – 4 800 руб.
Уполномоченный орган полагает, что данные расходы необоснованы в силу того, что конкурсным управляющим привлечены специалисты: оператор абонентского отдела с вознаграждением 8 543 руб. и бухгалтер абонентского отдела с вознаграждением 9 759 руб. для сверки задолженности по коммунальным платежам по обращениям граждан, для подготовки и выдачи справок о задолженности. Также конкурсным управляющим привлечен программист с вознаграждением 24 094 руб., при этом расходы по электронной сдаче налоговой отчетности составили 10 800 руб.
По данным организаций, оказывающих услуги по передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС, стоимость годового обслуживания услуг по электронной сдаче отчетности при заключении договора с фирмой составляет для юридических лиц от 3 000 руб. до 4 200 руб.
Согласно п.3.5. дополнительного соглашения от 25.07.2011 к договору присоединения к системе сбора и обработки платежей «Город» (далее-Система) от 24.12.2008 № 806/К/А конкурсный управляющий поручает Системе осуществлять перечисление 10% от суммы всех платежей плательщиков на расчетный счет ООО «ВЦ ЖКХ». При этом по договору от 24.12.2008 № 806/К/А, заключенному ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» общий размер вознаграждения за обслуживание в Системе составлял 3% от суммы всех платежей плательщиков. Стоимость услуг по сбору средств от населения составила 38 390 руб.
Кроме того, конкурсным управляющим ФИО2 был заключен договор возмездного оказания услуг от 20.07.2011 с ООО «ВЦ ЖКХ» по формированию и предоставлению информации о размере начислений, оплате и задолженности потребителей за жилищно-коммунальные услуги, стоимость оказанных услуг составила четыре рубля за каждый лист сформированных выписок и отчетных форм. Стоимость услуг по формированию информации по задолженности составила 4 740 руб.
Также конкурсным управляющим Пупковым А.В. заключен договор на оказание услуг по доставке извещений-квитанций от 29.08.2011 № НПУдс/6-11 с ФГУП «Почта России», стоимость услуг составила 12 240.49 руб.
Согласно счету от 29.08.2011 № 4723 ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» оплачено КГУП Газета «Алтайская правда» за печать бланков квитанций по теплоэнергии в размере 1577 руб., по счет-фактуре от 06.09.2011 № 3254 оплачено за печать требования о погашении долга в размере 10000 руб.
Кроме того, конкурсным управляющим ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» понесены расходы по изготовлению штампов, печатей, факсимиле на автоматической оснастке в размере 4 800 руб. При этом конкурсным управляющим не представлены документы, подтверждающие необходимость приобретения данных предметов (в количестве 2 штук каждого вида) и их использование на нужды конкурсного производства.
Таким образом, ФНС России полагает, что понесенные конкурсным управляющим расходы в сумме 82 920 руб., в том числе: по сбору средств от населения в размере 38 390 руб., по формированию информации о задолженности в размере 4 740 руб., печать и доставка извещений, квитанций в размере 24 190 руб., по электронной сдаче налоговой отчетности в размере 10 800 руб., по изготовлению печатей и штампов в размере 4 800 руб. нельзя признать разумными в целях конкурсного производства, поскольку необходимости в этом не было.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что основными видами деятельности ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» являлись: передача, распределение электроэнергии, производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, удаление и обработка сточных вод, твердых отходов, организация перевозок грузов, транспортная обработка грузов и т.д.
Общество имело два филиала: «Алейский» и «Первомайский», что предполагает территориальную особенность должника и создает соответствующую специфику и трудности при осуществлении мероприятий при банкротстве должника.
Вид деятельности должника - оказание коммунальных услуг населению и организациям, расположенным на территории Алейского и Первомайского районов предполагает осуществления ряда действий на территории эти районов, в частности обращении в суды по месту нахождения ответчиков согласно правилам подсудности.
По договорам хранения с правом использования имущества между МУП ТВС «Первомайское», МУП г. Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» и ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» с целью предоставления потребителям Первомайского района Алтайского края и г. Алейска услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, канализованию, вывозу твердых бытовых отходов, обществу было передано имущество в виде зданий котельных, гаражей, складов, транспортных средств, сооружений в виде водозаборов, скважин, водонапорных башен, водопроводов, теплотрасс, оборудования общим количеством по Первомайскому району 697 позиций, по г. Алейску 572 позиции.
На предприятии, согласно штатному расписанию, числилось в филиале «Первомайском» 503 работника, филиале «Алейском» 202 работника, аппарате управления - 25 человек.
Таким образом, предприятие в течение нескольких лет полностью отапливало, поставляло воду и оказывало другие коммунальные услуги населению г. Алейска и 40 населенных пунктов Первомайского района.
С 01 января 2011 года предприятие прекратило деятельность, работники уволились. 04 мая 2011 года предприятие было признано несостоятельным (банкротом).
Конкурсную массу в основном составила дебиторская задолженность населения г.Алейска, Первомайского района и юридических лиц - потребителей теплоэнергии Первомайского района (40 сел и поселков) на сумму 12 882,33 тыс. руб. (3 964 физ. лиц) и г. Алейска на сумму 1 714,21 тыс. руб. (387 чел.).
Необходимость спорных расходов именно на первоначальном этапе конкурсного производства (за период с 04.05.2011г. по 19.10.2011г.) обусловлена необходимостью организации судебной работы в судах г. Алейска и г. Новоалтайска, а также Арбитражном суде Алтайского края, выполнения мероприятий по организации почтовых отправок, организации взаимодействия с вычислительными и расчетными организациями по вопросам квартплаты и выполнения других функций, возложенных на конкурсного управляющего.
После введения конкурсного производства конкурсным управляющим было совершено несколько выездов в место нахождения должника, его документов и имущества с целью их приема, осмотра и инвентаризации, в почтовые отделения для отправки корреспонденции и ее получения по месту регистрации должника (<...>). В связи с значительным количеством кредиторов, заявивших свои требования, требовались выезды в Арбитражный суд Алтайского края (для представления документов, отзывов и др., для участия в судебных заседаниях и др.). Для организации начала и проведения работы по судебному взысканию дебиторской
задолженности были необходимы регулярные поездки (не реже 1 раза в неделю) в г.Алейск и в г. Новоалтайск (в суды, в отделы судебных приставов и др.).
Данные расходы отражены конкурсным управляющим в типовых формах отчетов конкурсного управляющего (приложения 4,5), утвержденных приказом Минюста РФ №195 от 14 августа 2003 года на основании постановления правительства РФ № 299 от 22 мая 2003 года и подтверждаются представленными первичными документами - путевыми листами, соответствующими Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Расходы по изготовлению печати, штампов обусловлены необходимостью заверения значительного количества копий документов, представляемых в суды и службу судебных приставов. Данные средства были переданы юристам по работе с населением г.Новоалтайска и г. Алейска, что и объясняет их изготовление в двух экземплярах.
Услуги по сбору средств от населения, по формированию информации о задолженности, печать и доставка извещений, квитанций, электронная сдача налоговой отчетности вызваны необходимостью выполнения конкурсным управляющим обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве по сбору дебиторской задолженности в целях формирования конкурсной массы. Как уже указывалось выше, в конкурсную массу включена задолженность населения: Первомайского района (40 сел и поселков) на сумму 12 882,33 тыс. руб. (3 964 физ. лиц) и г. Алейска на сумму 1 714,21 тыс. руб. (387 шт.).
В целях повышения эффективности сбора долгов и минимизации расходов были заключены соответствующие договоры с ФГУП «Почта России», ООО «ПКПК», ООО «Вычислительный центр». Оплата услуг данных организаций находится в зависимости от фактически поступающих денежных средств, что позволяет значительно экономить денежные средства. Размещение операторов в каждом населенном пункте (либо их части) могло повлечь более значительные расходы.
Расходы на печать и доставку Извещений о наличии задолженности и требований о ее погашении и Квитанций произведены в целях информирования населения Первомайского района и г. Алейска о наличии задолженности, о необходимости ее погашения, доведения до населения реквизитов, на которые необходимо перечислять денежные средства.
Конкурсный управляющий указал, что расходы на проведение указанных мероприятий являются необходимостью и оправданы с экономической точки зрения. Так, в результате проведения названных мероприятий, при минимальных затратах за рассматриваемый период поступило денежных средств от населения в размере 882 тыс. руб.
Согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Среднесписочная численность ООО «Алтайская электрическая сетевая компания» за 2010 год составила 583 человека. Таким образом, сдача отчетности в электронной форме является обязанностью должника.
Конкурсный управляющий отмечает, что использование какой-либо другой (альтернативной) системы документооброта (кроме СБИС++) могло привести к полной утере информации (отчетности) предыдущих периодов, поскольку в «добанкротный» период организация использовала именно эту систему.
Цена на использование лицензии сформирована исходя из необходимости сдачи отчетности в налоговые органы и по месту нахождения головной организации и по местам нахождения филиалов (Первомайский, Алейский) - корпоративная лицензия. Согласно распечаткам с системы СБИС++ за 2 и 3 кв. 2011 года сдано 44 декларации в налоговый орган, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу абзаца 7 пункта 2 статьи 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления расходов, связанных с исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей, возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Доказательств, исключающих необходимость осуществления расходов, указанных в заявлении, а также достаточных доказательств того, что расходы на проведение конкурсного производства в сумме 109 440 руб. были направлены на достижение иных целей, не связанных с проведением процедуры конкурсного производства должника, уполномоченным органом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что действия конкурсного управляющего отвечают принципам добросовестности, разумности и произведены в интересах должника, кредиторов и общества.
Руководствуясь статьями 2, 59, 60, 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение 10 дней в апелляционном порядке.
Судья | А.В. Кальсина |
1
2
3
4
5
6
7
8
9