ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А03-6479/2021 от 02.09.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

по делу о банкротстве

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника

город Барнаул Дело № А03-6479/2021

Резолютивная часть определения объявлена 02 сентября 2021 года.

Полный текст определения изготовлен 09 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Фаст Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Камышевой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Федеральной налоговой службы (127381, Москва, улица Неглинная, дом 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Максима Горького, дом 36, ИНН 2225066879, ОГРН 1042202283551)о включении в реестр требований кредиторов Шнайдер Альберта Викторовича (08.08.1972 года рождения, место рождения: село Канна Табунского района Алтайского края, адрес регистрации: 658972, Алтайский край, Михайловский район, село Бастан, улица Ленина, дом 82, ИНН 225801925968, СНИЛС 05293621458) требования в размере 2 141,20 рублей,

в отсутствие участвующих в деле лиц (извещены),

установил:

06.05.2021 (сдано в организацию почтовой связи 26.04.2021) в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление Шнайдер Альберта Викторовича (08.08.1972 года рождения, место рождения: село Канна Табунского района Алтайского края, адрес регистрации: 658972, Алтайский край, Михайловский район, село Бастан, улица Ленина, дом 82, ИНН 225801925968, СНИЛС 052-936-214 58, далее - должник) о признании несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 12.05.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Определением суда от 10.06.2021 (резолютивная часть объявлена 03.06.2021) заявление Шнайдер Альберта Викторовича признано обоснованным, в отношении должника введена процедура реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим утвержден Стоян Роман Сергеевич.

Указанные сведения опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 15.06.2021 (сообщение № 6826346), в газете «Коммерсантъ» в печатной версии № 104 (7066) от 19.06.2021 (объявление № 77210804094).

27.07.2021 (сдано в организацию почтовой связи 24.07.2021) в арбитражный суд поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – заявитель, ФНС России, уполномоченный орган) о признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 2 141,20 рублей.

Определением суда от 02.08.2021 заявление принято к производству, судебное заседание по рассмотрению обоснованности требования кредитора назначено на 02.09.2021.

От ФНС России в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило уточненное заявление от 01.09.2021 о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника требования в размере 2 141,20 рублей: в том числе:

- во вторую очередь реестра требований кредиторов должника – 520,00 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2016, 2018 годы;

- в третью очередь реестра требований кредиторов должника – 1 457,00 рублей по земельному налогу физических лиц за 2017-2019 годы,

- пени и штрафы для отдельного учета в составе требований кредиторов третьей очереди – 164,20 рублей, просит рассмотреть заявление без участия представителя.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению уточненное заявление уполномоченного органа от 01.09.2021.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда первой инстанции не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15, 17, 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее - Постановление № 35), арбитражный суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы заявления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего 2 Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

Заявитель предъявил требование в установленный Законом о банкротстве срок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.

Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при выплате дохода налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Если по каким-либо причинам налоговый агент не смог удержать НДФЛ, налоговый агент должен сообщить налогоплательщику и налоговому органу до 1 марта следующего года о невозможности удержать налог, о размере налогооблагаемого дохода и о сумме неудержанного НДФЛ (подпункты 2, 5 статьи 226, пункт 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В этом случае, налогоплательщик должен уплатить налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости
и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Согласно статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают указанные налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом
он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации
или день окончания срока уплаты налога.

В абзаце 6 пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи71, пунктам 3- 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, арбитражный суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности
по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.

Как следует из материалов дела, у Шнайдер Альберта Викторовича образовалась задолженность по уплате обязательных платежей в общем размере 2 141,20 рублей, в том числе:

по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации:

- за 2016 год – 130,00 рублей, налоговый агент - СПК «Прогресс», КПП налогового агента – 225801001, сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом, – 3 999,96 рублей, код дохода – 1 400,00, налоговая ставка – 13,00 %; за несвоевременную уплату налога начислены пени в размере 40,98 рублей; за 2018 год – 390,00 рублей, за несвоевременную уплату налога начислены пени в размере 35,38 рублей;

по земельному налогу с физических лиц:

- за 2017 год – 00,00 рублей, объект налогообложения - земельный участок по адресу: Алтайский край, Михайловский район, участок расположен в границах территории Бастанского сельсовета, кадастровый номер – 22:28:000000:125, налоговая база – 41 119 772,00 рублей, налоговая ставка – 0,30 %, доля в праве – 2/371, количество месяцев владения в 2017 году – 12 месяцев; за несвоевременную уплату налога начислены пени в размере 18,18 рублей;

- за 2018 год – 481,00 рублей, объект налогообложения - земельный участок по адресу: Алтайский край, Михайловский район, участок расположен в границах территории Бастанского сельсовета, кадастровый номер – 22:28:000000:125, налоговая база – 36 750 247,00 рублей, налоговая ставка – 0,30 %, доля в праве – 2/371, количество месяцев владения в 2018 году – 1 месяц; объект налогообложения - земельный участок по адресу: Алтайский край, Михайловский район, участок расположен в границах территории Бастанского сельсовета, кадастровый номер – 22:28:000000:125, налоговая база – 41 119 772,00 рублей, налоговая ставка – 0,30 %, доля в праве – 2/371, количество месяцев владения в 2018 году – 11 месяцев; за несвоевременную уплату налога на имущество начислены пени в размере 53,52 рублей;

- за 2019 год – 594,00 рублей, объект налогообложения - земельный участок по адресу: Алтайский край, Михайловский район, участок расположен в границах территории Бастанского сельсовета, кадастровый номер – 22:28:000000:125, налоговая база – 36 750 247,00 рублей, налоговая ставка – 0,30 %, доля в праве – 2/371, количество месяцев владения в 2019 году – 12 месяцев; за несвоевременную уплату налога на имущество начислены пени в размере 16,14 рублей;

За 2020 год – 382,00 рублей, объект налогообложения - земельный участок по адресу: Алтайский край, Михайловский район, участок расположен в границах территории Бастанского сельсовета, кадастровый номер – 22:28:000000:125, налоговая база –23597527,31 рублей, налоговая ставка – 0,30 %, доля в праве – 0,00539, количество месяцев владения в 2020 году – 12 месяцев.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченным органом в обоснование заявленного требования представлены: налоговые уведомления № 50913466 от 21.08.2018, № 335618 от 15.08.2019, № 8794238 от 03.08.2020, требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 390133 по состоянию на 07.12.2018, № 46441 по состоянию на 25.06.2019, № 4886 по состоянию на 04.02.2020, № 29515 по состоянию на 29.06.2020, № 10701 по состоянию на 17.06.2021.

Факт владения в 2017 - 2019 годах объектом налогообложения, указанным в налоговых уведомлениях № 50913466 от 21.08.2018, № 335618 от 15.08.2020, № 8794238 от 03.08.2020, периоды начисления налога, размер налоговой базы, примененные в расчете налоговые ставки, неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей за заявленный период материалами дела подтверждены и должником не оспариваются.

Наличие задолженности Шнайдер Альберта Викторовича по НДФЛ за 2016, 2018 год в сумме 520,00 руб. подтверждается налоговыми уведомлениями от 21.08.2018 № 50913466, от 15.08.2019 № 335618 и не оспаривается должником, финансовым управляющим.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что представленных документов достаточно для определения состава и размера задолженности по обязательным платежам.

Расчеты налогов и пени за заявленные налоговые периоды проверены судом и признаны арифметически правильными; должником не оспаривается факт просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, контррасчет не представлен.

Доказательства погашения задолженности по обязательным платежам, а также возражения по сумме заявленного требования в материалы дела не представлены.

Уполномоченным органом соблюден порядок предъявления требований по уплате обязательных платежей, возможность принудительного взыскания вышеуказанной задолженности в установленном налоговым законодательством порядке на момент предъявления требования в арбитражный суд не утрачена.

Возражений по расчету задолженности от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Учитывая изложенное, арбитражный суд признает требование ФНС России обоснованным и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Очередность удовлетворения требований кредиторов и уполномоченного органа определяется судом по правилам статьи 213.27 Закона о банкротстве с учетом положений статей 134, 137 Закона о банкротстве.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве, требования уполномоченного органа по обязательным платежам подлежат включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.

Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди.

По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

С учетом изложенного, арбитражный суд признает требование уполномоченного органа подлежащим включению в размере 520,00 руб. задолженности по НДФЛ за 2016,2018 годы во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, в размере 1 457,00 рублей задолженности по земельному налогу за 2017-2020 годы в третью очередь реестра требований кредиторов должника,164,20 рублей пени учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности кредиторов третьей очереди.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 4, 16, 71, 134, 137, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 156, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы (127381, Москва, улица Неглинная, дом 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) и включить его в реестр требований кредиторов Шнайдер Альберта Викторовича (08.08.1972 года рождения, место рождения: село Канна Табунского района Алтайского края, адрес регистрации: 658972, Алтайский край, Михайловский район, село Бастан, улица Ленина, дом 82, ИНН 225801925968, СНИЛС 05293621458) в следующем составе и размере:

520 рублей 00 копеек задолженности по обязательным платежам во вторую очередь реестра требований кредиторов должника по основной сумме задолженности;

1 457 рублей 00 копеек задолженности по обязательным платежам в третью очередь реестра требований кредиторов должника по основной сумме задолженности;

164 рублей 20 копеек пени для отдельного учета в составе требований кредиторов должника третьей очереди.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано
в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий десяти дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья Е.В. Фаст