ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А03-8596/20 от 22.11.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru   е-mail: а03.info@arbitr.ru

О  П  Р  Е  Д  Е  Л  Е  Н  И  Е

об уменьшении размера исполнительского сбора

г. Барнаул                             

22 ноября 2021 года                                                                          Дело № А03-8596/2020

Резолютивная часть определения оглашена 22 ноября  2021 года

Определение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2021 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Боярковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Евдокимовой Т.Ю., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству № 43816/21/22089-ИП от 14.09.2021, с привлечением к рассмотрению заявления в качестве заинтересованных лиц – МОСП по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, общества с ограниченной ответственностью «Терминал»,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя ФИО1, по доверенности от 03.11.2021, диплом 107724 2984252,

от заинтересованных лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай,                      г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству             № 43816/21/22089-ИП от 14.09.2021.

К участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованных лиц привлечены  МОСП по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, общество с ограниченной ответственностью «Терминал».

В обоснование заявления Территориальный орган указал, что не является специализированной организацией поремонту железнодорожных путей и не имеет в штате специалистов в указаннойобласти. Организации, которые осуществляли бы соответствующую деятельность на территории Алтайского края, отсутствуют. Указывает, что в адрес сторонних организаций были направлены запросы о возможности проведения ремонтных работ с указанием их стоимости. Ответов до настоящего времени не поступило. Кроме того, 20.10.2021 и 21.10.2021 (повторно с увеличением стоимости услуги) Территориальным органом были проведены закупки по проведению экспертизы категории ремонтных работ. Однако, ни одного предложения по соответствующему запросу не поступило. В связи с чем, до настоящего времени Территориальный орган не может определить тип работ (текущий, капитальный ремонт, реконструкция), поскольку от этого зависит статья расходов федерального бюджета, а также не имеет сметы предстоящего ремонта для того, чтобы запросить денежных средства у Росимущества. В связи с чем, просит уменьшить размер исполнительского сбора.

Определением суда от 11.11.2021 заявление принято к производству. Судебное заседание по рассмотрению назначено на 22.11.2021.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с п. 2 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд переходит к рассмотрению заявления в отсутствие заинтересованных лиц.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявления и уменьшении размера исполнительского сбора.

Выслушав заявителя, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, суд установил следующие обстоятельства.

 Общество с ограниченной ответственностью «Терминал», г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исправления наказания по Алтайскому краю», г. Барнаул Алтайского края о приведении в рабочее состояние железнодорожного пути и взыскании судебной неустойки, при неисполнении решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечено акционерное общество «Сибпромжелдортранс» в лице Филиала в Алтайском крае.

В связи с тем, что спорный железнодорожный путь, выбыл из оперативного управления ответчика, определением суда от 30.07.2020, произведена замена ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исправления наказания по Алтайскому краю» на надлежащего - Российская Федерация, в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственном имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В связи с заменой ответчика по делу, истец уточнил исковые требования. И  просил  - обязать Российскую Федерацию в лице Межрегионального Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом в Алтайском Крае и Республике Алтай привести, принадлежащий на праве собственности железнодорожный путь (<...> д. 26ЖД; кадастровый номер: 22:63:030508:1195), на участке от стрелочного переезда № 16 до ж.д переезда,  в соответствие с требованиями «Правил технической эксплуатации железных дорого РФ», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения суда: произвести замену негодных шпал в количестве 250 штук, установить подкладки в количестве 8 штук, произвести надлежащую установку костылей, произвести ремонт подкладок с выходом из реборды, устранить превышение ширины ж.д. колеи;

а также о взыскании с Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом в Алтайском Крае и Республике Алтай в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» денежные средства на случай неисполнения решения суда по настоящему делу по истечении месяца с момента его вступления в законную силу, исходя из расчета: 50 000,00 руб. за каждую неделю неисполнения судебного акта, начиная с первой недели, 100 000,00 руб. за вторую неделю неисполнения судебного акта по дату фактического исполнения судебного акта, 150 000,00 руб. за третью неделю и так далее из расчета, что каждая последующая неделя неисполнения подлежит оплате неустойкой путем увеличения неустойки за предыдущую неделю неисполнения судебного акта на 50 000 руб. до даты фактического исполнения судебного акта, с указанием, что неполная неделя неисполнения судебного акта в целях начисления судебной неустойки приравнивается к полной.

Определением суда от 14.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Алтайская Железнодорожная Компания» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656905, <...>; акционерное общество «Барнаултехоптторг (ИНН <***>; ОГРН <***>, адрес юридический: 656905, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Балкер» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656050, <...>; общество с ограниченной ответственностью «ТД «БАРНАУЛ БЕТОН» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656922, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Бетонстройсервис» (ИНН <***>; ОРГН 1192225013023; адрес юридический: 656045, <...>, помещение К.З; общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский шпалопропиточный завод» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 649113, Республика Алтай, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский шпалопропиточный завод» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 649113, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Вторчермет НЛМК Сибирь» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 630071, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий-30» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656905, <...> Е; общество с ограниченной ответственностью «Либра» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656062, <...>; общество с ограниченной ответственностью «Логистический центр» (ИНН <***>; ОГРН <***>; юридический адрес: 656905, <...>; общество с ограниченной ответственностью «МегаТранс» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656031, <...>; общество с ограниченной ответственностью ТК «СибирьПорт» (ИНН <***>; ОГРН <***>; адрес юридический: 656037, <...>.

Арбитражный суд Алтайского края 28.12.2020 принял следующее решение:

Обязать Российскую Федерацию в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул привести принадлежащий на праве собственности Российской Федерации железнодорожный путь, расположенный по адресу: <...> д. 26ЖД, кадастровый номер: 22:63:030508:1195 на участке от стрелочного переезда № 16 до железнодорожного переезда в соответствие c требованиями «Правил технической 16 эксплуатации железных дорог РФ», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, путем замены негодных шпал в количестве 250 штук, подкладок в количестве 8 штук, произвести надлежащую установку костылей, произвести ремонт подкладок с выходом из реборды, убрать превышение железнодорожной колеи.

В случае неисполнения решения суда в установленный судом срок взыскивать с Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай г. Барнаул в пользу общества с ограниченной ответственностью «Терминал», г. Барнаул по 50 000 руб. за каждый месяц неисполнения решения суда.

В остальной части требований о взыскании судебной неустойки отказать.

Вышестоящие инстанции решение от 28.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 8596/2020 оставили без изменения.

11.08.2021 судом по делу выдан исполнительный лист Серии ФС № 034415839.

На основании исполнительного листа № ФС 034415839 от 11.08.2021, выданного Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-8596/2020, межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производства по Алтайскому краю Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю 01.09.2021 возбуждено исполнительное производство № 43816/21/22089-ИП.

В связи с тем, что в установленный срок исполнительный документ должником не был исполнен, 14.09.2021 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производства по Алтайскому краю Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю вынесено постановление № 22089/21/167156 о взыскании с   Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай г. Барнаул исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Новый срок должнику для исполнения требований исполнительного документы установлен до 17.01.2022 (том 6, л.д. 37).

Не согласившись с  размером исполнительского сбора, Территориальный орган обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении  размера исполнительского сбора.

В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается, что Территориальный орган не является специализированной организацией поремонту железнодорожных путей и не имеет в штате специалистов в указаннойобласти. Настаивает, что организации, которые осуществляли бы соответствующую деятельность на территории Алтайского края, отсутствуют.

Указывает, что в адрес сторонние организаций были направлены запросы о возможности проведения ремонтных работ с указанием их стоимости, что подтверждается письмами от 06.09.2021 № ЕХ-7368, от 06.09.2021 № ЕХ-7367, от 06.09.2021 № ЕХ- 7366. Ответов до настоящего времени не поступило. Кроме того, 20.10.2021 и 21.10.2021 (повторно с увеличением стоимости услуги) Территориальным органом были проведены закупки по проведению экспертизы категории ремонтных работ. Однако, ни одного предложения по соответствующему запросу не поступило. Таким образом, до настоящего времени Территориальный орган не может определить тип работ (текущий, капитальный ремонт, реконструкция), поскольку от этого зависит статья расходов федерального бюджета, а также не имеет сметы предстоящего ремонта для того, чтобы запросить денежных средства у Росимущества.

Также указывает, что в силу ограниченности выделяемых средств на содержание объектов казны, что подтверждается поручением Росимущества от 20.05.2021 № ОМ-07/16232, законтрактованности денежных средств, выделенных на 2021 год, реализоватьремонт железнодорожных путей в текущем году не представляется возможным.

Территориальный орган считает, что принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, что является основанием для уменьшения исполнительского сбора. Органом были представлены все доказательства невозможности исполнения решения суда в добровольном порядке в сроки, указанные в постановлении о возбуждении исполнительного производства. В связи с чем, полагает, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Как установлено частями 11 и 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судебный  пристав  исполнитель  вынес  постановление  от 14.09.2021  о  взыскании  с  заявителя  50000 рублей.

Право должника на обращение в порядке, установленном Законом № 229-ФЗ, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Как установлено частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, суд вправе, с учетом степени вины должника, в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из приведенного следует, что установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор, представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Учитывая, что территориальный орган не является специализированной организацией поремонту железнодорожных путей и не имеет в штате специалистов в указаннойобласти.  При этом по мнению суда, должник предпринимает меры для исполнения решения суда относительно определения соответствующей организации для проведения необходимых работ. Учитывая ограниченные выделяемые средства на содержание объектов казны, отсутствие денежных средств у должника, выделенных на 2021 год,  суд счел возможным снизить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей.

Руководствуясь статьями 184, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей.

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                                                         Т.В. Бояркова