ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-1440/20 от 17.06.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-1440/2020

17 июня 2021 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Е.А. Варламова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А. Колмаковым,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владторг» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

на действия (бездействие) конкурсного управляющего ФИО1 (вх. 61478 от 26.11.2020),

заинтересованные лица:

-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>);

- Ассоциация "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

с объявлением перерыва в судебном заседании 27.05.2021 до 03.06.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ,

при участии в заседании: лица, участвующие в деле, не явились, извещены;

установил:

Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.07.2020 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью «Амурторг28» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 675002, <...>, литер А16, этаж 2) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура применяемую в деле о банкротстве - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

ООО «Владторг» 26.11.2020 обратилось в Арбитражный суд Амурской области с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего ФИО1.

В соответствии с уточненными требованиями общество просило признать незаконными и нарушающими права и законные интересы кредиторов должника, следующие действия (бездействия) конкурсного управляющего ФИО1:

- непринятие мер к своевременному проведению анализа финансового состояния должника;

- непринятие мер к своевременному составлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства;

- непринятие мер по проведению собрания кредиторов и работников должника в сроки, установленные законом о банкротстве и не предоставлении кредиторам информации о ходе конкурсного производства;

- непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности;

- непринятие мер по истребованию имущества и документации должника у бывшего руководителя и ликвидатора ООО «Амурторг28» в срок, установленный Законом о банкротстве;

- непринятии мер по истребованию имущества должника у третьих лиц;

- непринятие мер по формированию конкурсной массы;

- непринятие мер по заключению договора дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего;

- ненадлежащее ведение отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства

- не направление отчета конкурсного управляющего, протокола собрания кредиторов с прилагаемыми документами в суд

- необоснованное расходование денежных средств должника

- нарушение порядка публикации в ЕФРСБ извещений о поступающих требованиях конкурсных кредиторов.

Заявитель также просил суд отстранить ФИО1 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Амурторг28».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в совокупности, суд установил.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.07.2020 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью «Амурторг28» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес местонахождения: 675002, <...>, литер А16, этаж 2) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура применяемую в деле о банкротстве - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Пунктом 3 статьи 60 Закона о банкротстве предусмотрено право конкурсных кредиторов обжаловать действия (бездействие) арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.

По смыслу статьи 60 Закона о банкротстве основанием для удовлетворения жалобы о нарушении прав и интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий законодательству о банкротстве и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов подателя жалобы.

Пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Рассмотрев доводы заявителя о непринятии мер по проведению собрания кредиторов и работников должника в сроки, установленные законом о банкротстве и не предоставлении кредиторам информации о ходе конкурсного производства, суд установил.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Статьей 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

На ЕФРСБ 16.11.2020 арбитражным управляющим ФИО1 опубликовано сообщение № 5747481 о проведении 17.12.2020 собрания кредиторов ООО «Амурторг28» в форме заочного голосования. Таким образом, собрание кредиторов проведено с пропуском срока проведения собрания кредиторов, установленного ст. 143 Закона о банкротстве.

Возражения ответчика со ссылкой на то, что проведение собрания кредиторов в установленные сроки привело бы к невозможности участия в нем кредитора, чьи требования были заявлены, но еще не рассмотрены, судом отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не освобождает конкурсного управляющего от обязанности по предоставлению конкурсным управляющим отчета конкурсным кредиторам о своей деятельности, обеспечивающему надлежащие условия контроля последних за такой деятельностью.

ООО «Амурторг28» 14.01.2019 в налоговый орган сданы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2019), аналогичные сведения за 2020 год сданы должником в налоговый орган 07.01.2020, согласно которым среднесписочная численность работников организации по состоянию на 01.01.2020 составила 144 человека, по состоянию на декабрь 2020 года среднесписочная численность работников организации составила 2 человека.

В соответствии с ч. 6 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства.

Согласно, п. 1 ст. 12.1 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Закона о банкротстве, в случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Согласно сведениям ЕФРСБ, сведения о проведении собрания работников ООО «Амурторг28» и его результатах конкурсным управляющим не опубликованы, работники должника о предстоящем увольнении не уведомлены.

Довод о том, что работники были уволены еще в 2019 году конкурсным управляющим не подтверждено, на основании изложенного, суд установлено, что конкурсным управляющим было проведено собрание кредиторов с нарушением установленного законом срока, при этом управляющий не обращался в суд с изменением даты проведения собрания кредиторов на более позднюю. Так же управляющим не предпринимались меры по проведению собрания работников должника в сроки, установленные законом о банкротстве и не размещалась для кредиторов информация о ходе конкурсного производства. Указанное создает условия для затягивания процедуру банкротства, увеличения судебных расходов по делу о банкротстве.

Рассмотрев доводы заявителя о непринятии мер по истребованию имущества и документации должника у бывшего руководителя и ликвидатора ООО «Амурторг28» в срок, установленный Законом о банкротстве, непринятии мер к своевременному проведению анализа финансового состояния должника и своевременному составлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, непринятии мер по взысканию дебиторской задолженности, по формированию конкурсной массы, суд установил.

В соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Владторг» в своем заявлении указывает, что в рамках дела № А04-1440/2020 о банкротстве ООО «Амурторг28» конкурсным управляющим не подавались заявления об истребовании документов и имущества должника у бывшего руководителя, ликвидатора общества.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 20.07.2020 по делу № А04-1440/2020 (резолютивная часть) ликвидируемый должник

ООО «Амурторг28» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве, - конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Указанным решением Арбитражный суд Амурской области обязал ликвидатора ООО «Амурторг28» - ФИО2 в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Указанное обязательство ФИО2 не исполнено. Согласно отчету конкурсного управляющего от 02.12.2020, ФИО1 07.08.2020 в адрес ликвидатора направлено требование о передаче бухгалтерской документации, печатей, штампов и материальных ценностей. Требование исполнено частично 15.01.2021.

При таких обстоятельствах и доводах конкурсному управляющему следовало предпринять иные меры по истребованию документации должника, в числе прочего, у его контрагентов, в том числе предпринять меры к установлению круга лиц, сохраняющих контроль над документами должника, с учетом нераскрытия ФИО2 сведений о деятельности должника и отсутствия соответствующих документов продолжительный период времени.

Соответствующие действия им не произведены, за истребованием каких-либо документов в судебном порядке у ООО «Амурторг28» и его бывшего руководителя конкурсный управляющий на протяжении длительного периода времени не обращался, указывая на надлежащее принятие мер посредством вручения требования от 07.08.2020 бывшему руководителю, конкурсный управляющий вместе с тем не представил доказательств его своевременного исполнения, в том числе на момент обращения заявителя с настоящей жалобой.

Как следует из материалов настоящего дела, соответствующее ходатайство подано конкурсным управляющим в суд только 18.05.2021, т.е. спустя 10 месяцев с момента введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика в рассматриваемой части реально привело к затягиванию процедуры банкротства, что предполагает увеличение судебных расходов по делу о банкротстве, нарушает права конкурсных кредиторов.

Согласно п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан:

-принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

-включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

-привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

-принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

-принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

-уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

-предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

-заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

-вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

-передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

- исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

ООО «Амурторг28» 31.03.2020 в налоговый орган сдана бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год, согласно которой активы ООО «Амурторг28» составили 97 906,00 тыс. руб., в том числе: основные средства - 15 394,00 тыс. руб., запасы - 2 847,00 тыс. руб., дебиторская задолженность - 78 679,00 тыс. руб., денежные средства и денежные эквиваленты - 986,00 тыс. руб. Кредиторская задолженность составила 147 238,00 тыс. рублей.

На официальном сайте ЕФРСБ 29.10.2020 опубликовано сообщение № 5671414 о результатах инвентаризации, согласно которому наличные денежные средства, основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства на расчетных счетах должника отсутствуют, имеется дебиторская задолженность в размере 2 092 234,65 рублей.

Согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности от 02.12.2020, в период с 27.09.2020 по 27.10.2020 проведена инвентаризация имущества должника. В настоящее время конкурсным управляющим проводится дополнительная инвентаризация дебиторской задолженности, ввиду того, что обязанность по передаче должником документации производится частями. Оценка не проводилась конкурсным управляющим, ввиду отсутствия информации о зарегистрированных за ООО «Амурторг28» объектах движимого и недвижимого имущества.

Согласно отчету конкурсного управляющего от 02.12.2020, представленному к собранию кредиторов, конкурсным управляющим предъявлены требования к 31 дебитору в общем размере 2 092,23 тыс. рублей.

Однако доказательств, подтверждающих данные обстоятельства – наличие дебиторской задолженности, в материалах дела не имеются.

В дополнениях к возражениям на жалобу арбитражный управляющий сослался на то, что 20.01.2021 им был составлен акт инвентаризации, в соответствии с которым у должника была выявлена дебиторская задолженности на общую сумму 69 175 092,60 рублей. При этом в данном акте вся задолженность указана как не подтвержденная кредиторами, ввиду предоставления бывшим руководителем списка дебиторов ООО «Амурторг28» без всей документации. Впоследствии арбитражным управляющим был получен доступ к программе 1С, в котором обнаружена ОСВ по счету 71 за 9 месяцев 2020 года, согласно которой размер дебиторской задолженности составляет также 69 175 092,60 рублей, однако список дебиторов отличается от ранее полученного списка. В этой связи, как указывает ответчик, им подано заявлением об истребовании документации у бывшего руководителя должника.

Учитывая изложенное суд отмечает, что действуя добросовестно арбитражный управляющий, располагая неподтвержденной документально информацией о наличии дебиторской задолженности, должен был в целях незатягивания процедуры банкротства, в т.ч. обеспечения своевременного и наиболее полного формирования конкурсной массы (предполагающего, в частности, выявление имущества должника в максимально короткие сроки) обратиться как за истребованием документации у бывших руководителей должника (соответствующее обращение подано в арбитражный суд, как указано выше, 18.05.2021, что нельзя признать своевременным), так и принять меры к получению соответствующей информации у предполагаемых дебиторов, доказательств чего представлено не было.

При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о непринятии ответчиком надлежащих и своевременных мер к формированию конкурсной массы признаны судом обоснованными.

Поскольку судебным актом Арбитражного суда Амурской области в отношении ООО «Амурторг28» введено конкурсного производство сроком на четыре месяца, то конкурсный управляющий, руководствуясь принципами порядочности, объективности, компетентности, профессионализма, должен был в указанный период принять все необходимые меры, направленные на своевременное получение информации об имуществе должника. Конкурсным управляющим ООО «Амурторг28» данные меры не предприняты в срок, предусмотренный ст. 129 Закона о банкротстве, все необходимые мероприятия в рамках процедуры банкротства не проведены.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что управляющим не приняты все необходимые меры к получению информации и документов, касающихся деятельности должника, и, как следствие, нарушен принцип информированности об имущественном состоянии должника, что, в конечном счете лишает кредиторов возможности оценить перспективы дела о банкротстве должника и возможности удовлетворения их требований за счет взыскания дебиторской задолженности, оспаривания сделок, взыскания убытков и привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности.

Вместе с тем, суд отмечает, что поскольку в настоящее время рассмотрение спора об истребовании документации должника у бывшего руководителя и ликвидатора ООО «Амурторг28» еще не завершено, доказательств передачи ответчику первичных документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности не представлено, основания для признания обоснованной жалобы в части доводов о непринятии мер по взысканию дебиторской задолженности у суда отсутствуют, поскольку само наличие такой дебиторской задолженности, а соответственно, возможность совершения арбитражным управляющим действий по ее взысканию не доказаны.

Пунктом 1 статьи 225 Закона о банкротстве определено, что арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Следовательно, в рамках банкротства ликвидируемого должника проведение финансового анализа и установление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства являются обязанностью конкурсного управляющего в связи с введением в отношении должника первой процедуры - конкурсное производство.

По смыслу Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила N 367), Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее - Временные правила N 855) соответствующие анализ и заключение должны быть подготовлены в письменном виде. Проверка финансового состояния должника, наличия признаков преднамеренного/фиктивного банкротства направлена на реализацию возможности пополнения конкурсной массы должника, и ее результат может повлиять на права кредиторов в деле о банкротстве.

Законом о банкротстве не установлен предельный срок проведения анализа финансового состояния, проверки наличия/отсутствия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Между тем, срок конкурсного производства установлен судом до 30.11.2020, конкурсный управляющий должен принять все возможные меры для реализации возложенных на него в процедуре конкурсного производства задач в пределах указанного периода времени.

В соответствии с пунктом 2, 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Наряду с анализом финансово-хозяйственной деятельности должника арбитражный управляющий обязан исполнить проверку наличия у должника признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, которая осуществляется в соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее - Правила N 855).

Пунктом 3 Правил N 855 установлено, что необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией (п. 4 Правил N 855).

В силу п. 6 Правил N 855 выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае установления существенного ухудшения значений таких коэффициентов арбитражный управляющий обязан провести второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения (п. 7 Правил N 855). В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме (п. 8 Правил N 855). Согласно п. 9 Правил N 855 к сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся: а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным; б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника; в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества; г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях. По результатам анализа коэффициентов и сделок должника делается вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства или об отсутствии таких признаков (п. 10 Правил N 855).

В соответствии с п. 2 Правил N 855 период проведения арбитражным управляющим проверки - не менее 2 лет предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства. При проведении проверки арбитражный управляющий обязан исследовать договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника (пп. "в" п. 2 Правил N 855).

Согласно ст. 67 Закона о банкротстве, п. 14 Правил N 855, по результатам проверки арбитражный управляющий обязан составить заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, которое должно быть рассмотрено на собрании кредиторов.

Таким образом, при осуществлении анализа экономического состояния должника арбитражный управляющий обязан установить наличие или отсутствие оснований для оспаривания сделок должника и представить данные сведения собранию кредиторов.

Как следует из п.п. 5 и 15 Правил N 855, признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Следовательно, порядок определения признаков преднамеренного банкротства, установленный разделом 2 Правил N 855, не ограничивает необходимость проведения проверки наличия признаков преднамеренного банкротства какой-либо определенной процедурой банкротства.

Следовательно, конкурсный управляющий был обязан в соответствии с п.п. 7, 8 Правил N 855 проанализировать сделки должника и действия, контролирующих должника лиц на предмет того, могли ли они стать причиной такого ухудшения.

Однако, вопреки доводам управляющего, доказательств надлежащего выполнения своих обязанностей в указанной части в материалы дела, за период предшествовавший подачи жалобы на бездействие арбитражного управляющего, не представлено.

Анализ финансового состояния должника, а также заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства ООО «Амурторг28» были проведены за период с августа 2020 года по январь 2021 года и составлены 08 февраля 2021 года.

В связи с тем, что конкурсный управляющий не использовал все возможные способы по истребованию у бывшего руководителя, ликвидатора документации должника, управляющим несвоевременно были подготовлены анализ финансового состояния должника и заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, указанное бездействие, не соответствующее закону, в т.ч. требованиям разумности, добросовестности к деятельности арбитражного управляющего, и нарушающее права кредиторов, очевидно имеет своим последствием и затягивание процесса формирования конкурсной массы.

Рассмотрев доводы заявителя о непринятии мер по заключению договора дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего, суд установил.

Согласно ст. 24.1 Закона о банкротстве минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет десять миллионов рублей в год. В течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает сто миллионов рублей), внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих. Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не может быть менее чем: три процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей.

ООО «Амурторг28» 31.03.2020 в налоговый орган сдана бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год, согласно которой активы ООО «Амурторг28» составили 97 906,00 тыс. руб., в том числе: основные средства - 15 394,00 тыс. руб., запасы - 2 847,00 тыс. руб., дебиторская задолженность - 78 679,00 тыс. руб., денежные средства и денежные эквиваленты - 986,00 тыс. руб. Кредиторская задолженность составила 147 238,00 тыс. рублей.

Таким образом, конкурсный управляющий не должен был принимать меры по заключению договора дополнительного страхования ответственности арбитражного управляющего, в связи с чем жалоба конкурсного кредитора в данной части признана судом необоснованной.

Рассмотрев доводы заявителя о не направлении отчета конкурсного управляющего, протокола собрания кредиторов с прилагаемыми документами в суд, о ненадлежащем ведении отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства, установлено.

17.12.2020 было назначено проведение собрание кредиторов ООО «Амурторг28».

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона о банкротстве протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов ООО «Амурторг28» с приложением бюллетеней и иных сведений в суд не направлялся.

Согласно ч. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства.

В Арбитражный суд Амурской области поступили неподписанные конкурсным управляющим копии отчетов в формате Мicrosoft Word.

Как следует из п.п. 11, 13 Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" r отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.

К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

Поступившие в суд отчеты не подтверждены первичными документами, что делает невозможным проверку сведений отраженных в отчетах конкурсного управляющего.

Отчеты конкурсного управляющего представлены в несброшюрованном виде, отсутствуют все сведения, являющиеся обязательными при составлении отчета, а также отсутствует подпись арбитражного управляющего на всех страницах отчета.

В отзыве на жалобу конкурсный управляющий ссылается на поступление от претензионной работы 1,6 тыс. руб., отчет конкурсного управляющего не содержит сведений о таких поступлениях и об источнике поступлений.

На основании пункта 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Законно банкротстве.

В отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства информация о текущих расходах на проведение процедуры конкурсного производства отражается не полностью, а именно:

- отсутствуют сведения о сумме текущих обязательств по обязательным платежам должника, их назначения, основания их возникновения, размер обязательства и непогашенного остатка;

-отсутствуют сведения об основаниях возникновения текущих расходов, не расшифрованы виды расходов, такие как "публикация объявлений", "почтовые расходы";

Отчет конкурсного управляющего датирован 02.12.2020, следовательно, указанный отчет на утверждение собранию кредиторов не представлялся.

Данное обстоятельство подтверждается датой направления отчета в суд 16.12.2020, до проведения собрания кредиторов 17.12.2020.

Таким образом, суд считает, что конкурсный управляющий допустил не направление в установленные сроки и порядке, соответствующего закону отчета конкурсного управляющего, протокола собрания кредиторов с прилагаемыми документами в суд, ненадлежащее ведение отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства. Более того, фактически отчет конкурсного управляющего при первоначально установленной судом дате его рассмотрения 30.11.2020 был представлен только 16.12.2020, как указано выше в ненадлежащей форме и без приложения необходимых документов, что свидетельствует о допущенном конкурсным управляющем недобросовестном, незаконном бездействии.

Рассмотрев доводы заявителя о непринятии мер по истребованию имущества должника у третьих лиц, суд установил.

Согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности от 02.12.2020, в период с 27.09.2020 по 27.10.2020 проведена инвентаризация имущества должника. Конкурсным управляющим проводится дополнительная инвентаризация дебиторской задолженности, ввиду того, что обязанность по передаче должником документации производится частями. Оценка не проводилась конкурсным управляющим, ввиду отсутствия информации о зарегистрированных за ООО «Амурторг28» объектах движимого и недвижимого имущества.

В материалах дела отсутствуют документы, обосновывающие уменьшение активов ООО «Амурторг28».

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ФНС России, информация о зарегистрированных за должником объектах движимого и недвижимого имущества отсутствует.

Вывод имущества за последние три года, предшествующие возбуждению дела о банкротстве № А04-1440/2020 ООО «Амурторг28», не производился.

В связи с тем, что за должником не зарегистрированы объекты движимого и недвижимого имущества и последние три года, предшествующие возбуждению дела о банкротстве вывод имущества не осуществлялся, доводы заявителя о непринятии мер по истребованию имущества должника у третьих лиц, судом отклоняется, как неподтвержденный в настоящее время документально.

Указания в отчете конкурсного управляющего о наличии во владении ранее у должника имущества, полученного в рамках договора лизинга, не свидетельствует об обоснованности доводов заявителя в данной части, поскольку передача имущества во временное владение по договору лизинга не предполагает возникновение у должника прав собственности на такое имущество.

Рассмотрев доводы заявителя о необоснованном расходовании денежных средств должника, суд установил.

Денежные средства в размере 17,2 тыс. рублей были перечислены на лицевой счет ООО «Амурторг28» на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве. При этом, данные денежные средства были перечислены для своевременного размещения сообщений. При оплате сообщений с расчетного счета должника денежные средства на счет ЕФРСБ поступают в течении 3-х дней, вследствие чего нарушается срок для размещения информации.

За счет средств ООО «Амурторг28» в размере 17,2 тыс. рублей были опубликованы два сообщения иных должников, данное обстоятельство произошло по технической ошибке, данные денежные средства были возвращены конкурсным управляющим 04.02.2021 на расчетный счет ООО «Амурторг28», что подтверждается платежным поручением №462228.

Денежные средства в размере 19,4 тыс. рублей - это компенсация расходов в деле о банкротстве ООО «Амурторг28»: 1) расходы на публикацию сведений в газете «Коммерсантъ» и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве о признании должника банкротом и введения процедуры конкурсного производства на общую сумму 11679 рублей 89 копеек; 2) расходы на пополнение лицевого счета Единого Федерального реестра сведений о банкротстве для публикации сообщений в отношении ООО «Амурторг28» на общую сумму 8689 рублей 54 копейки. Все вышеуказанные расходы отражены в отчете о движении средств на сайте ЕФРСБ и были понесены за счет личных средств, которые в последствии и были компенсированы после выполнения мероприятий по переоформлению карточки подписей в кредитном учреждении.

Денежные средства в размере 4536 рублей были перечислены на счет 17.11.2020 в целях несения расходов на уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов, в том числе отправка почтовой корреспонденции и приобретение конвертов на общую сумму 4536 рублей, что подтверждается квитанциями об отправке и их оплате.

Таким образом, конкурсный управляющий необоснованно израсходовал денежные средства должника в размере 17,2 тыс. рублей, в ходе непреднамеренных действий, которые в последующем были возмещены управляющим.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика в данной части не привели к нарушении прав конкурсных кредиторов и должника, повлекли негативные последствия для конкурсной массы, обратного заявителем жалобы не доказано и не обосновано, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что жалобы конкурсного кредитора в данной части удовлетворению не подлежит.

Рассмотрев доводы заявителя о нарушении порядка публикации в ЕФРСБ извещений о поступающих требованиях конкурсных кредиторов, судом установлено.

В абзаце втором пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний (конкурсный для конкурсного производства) управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в ЕФРСБ сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

При изучении информации размещенной на сайте ЕФРСБ, судом не обнаружены публикации о поступлении требований следующих кредиторов:

-Определением от 28.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора ООО «Дикт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.47385 от 21.09.2020),

-Определением от 25.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора «Профмаркет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.47385 от 21.09.2020),

-Определением от 22.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора ООО «Водокол» (ОГРН<***>, ИНН <***>) о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.46878 от 17.09.2020),

-Определением от 22.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора ООО «АЛЬПИНА -ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.46258 от 15.09.2020),

-Определением от 11.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора ООО «Негоциант Стандарт Дистрибьюшн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.45047 от 08.09.2020),

-Определением от 11.09.2020 принято к производству судом заявление кредитора Государственной инспекции труда в Амурской области о включении требования в реестр требований кредиторов (вх.44517 от 07.09.2020).

Указанное бездействие является нарушением требований ч. 2 ст. 100 Закона о банкротстве, не устранено конкурсным управляющим, что свидетельствует об обоснованности жалобы в данной части.

При этом суд учитывает, что обязанность управляющего включать соответствующие сведения в ЕФРСБ напрямую закреплена в Законе о банкротстве.

Установленный порядок публикации (информационный ресурс, сроки) обеспечивает право и законные интересы лиц, участвующих в деле, процессе по делу, быть своевременно уведомленным и без неоправданных затруднений получить юридически значимую информацию для реализации своих (потенциально существующих) прав и обязанностей.

При наличии прямо определенного законом информационного ресурса оснований для розыска сведений о требованиях кредиторов не имеет оснований. Такой поиск может производиться, но не привести к получению информации в необходимые сроки и полноте.

Указанная норма права (п.2 ст.100 Закона) предписывает определенный порядок поведения управляющего, исполнения которого ожидают заинтересованные лица.

Отсутствие в ЕФРСБ сведений о подаче заявлений является для всех достаточным сигналом об отсутствии таких событий.

Соответственно, отсутствие публикаций в отношении состоявшихся фактов подачи заявлений не просто создает дефицит соответствующей информации, возможно, восполнимый из других источников, но прямо вводит в заблуждение по поводу таких фактов и их существа.

Отсутствие такой информации создает предпосылки пропуска сроков обжалования судебных актов, которым такое право предоставлено или затягивания осуществления этих действий с обременением дополнительными расходами и рисками неблагоприятного изменения ситуации.

Таким образом, установленное нарушение п.2 ст.100 Закона о банкротстве свидетельствует о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим обязанностей и о нарушении данным незаконным бездействием прав и законных интересов заинтересованных лиц, в т.ч. конкурсных кредиторов.

С учетом изложенного, следует признать неправомерными действия (бездействия) конкурсного управляющего, выразившиеся в следующем:

- непринятие мер по истребованию имущества и документации должника у бывшего руководителя и ликвидатора ООО «Амурторг28» в срок, установленный Законом о банкротстве;

- непринятие мер к своевременному проведению анализа финансового состояния должника;

- непринятие мер к своевременному составлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства;

- непринятие мер по проведению собрания кредиторов и работников должника в сроки, установленные законом о банкротстве и не предоставлении кредиторам информации о ходе конкурсного производства;

- непринятию мер по формированию конкурсной массы;

- ненадлежащее ведение отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства;

- не направление отчета конкурсного управляющего, протокола собрания кредиторов с прилагаемыми документами в суд;

- нарушение порядка публикации в ЕФРСБ извещений о поступающих требованиях конкурсных кредиторов.

В остальной части суд оснований для признания обоснованными доводов жалобы не установил по вышеприведенным основаниям.

Рассмотрев требования заявителя об отстранении ФИО1 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, суд установил.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей является основанием для отстранения такого управляющего по ходатайству собрания (комитета) кредиторов либо лица, участвующего в деле о банкротстве (абзац второй пункта 3 статьи 65, абзацы шестой и седьмой пункта 5 статьи 83, абзацы второй и третий пункта 1 статьи 98 и абзацы второй и третий пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве).

Отстранение арбитражного управляющего по данному основанию связано с тем, что арбитражный управляющий утверждается для осуществления процедур банкротства и обязан при их проведении действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (статья 2 и пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), а неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, выражающееся в нарушении им законодательства при осуществлении своих полномочий, приводит к возникновению обоснованных сомнений в способности данного управляющего к надлежащему ведению процедур банкротства.

При этом как указано судом выше, в настоящее время конкурсным управляющим подано заявление об истребовании документации и имущества должника у бывших руководителей должника, приняты меры по оспариванию сделок должника.

С учетом изложенных норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о совершении конкурсным управляющим существенных нарушений, приведших к причинению вреда кредиторам, а также о том, что ответчиком предприняты меры к устранению нарушений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отстранения ФИО1 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд

определил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владторг» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично, признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Амурторг28» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1, выразившиеся в следующем:

- непринятии мер к своевременному истребованию имущества и документации должника у бывшего руководителя и ликвидатора ООО «Амурторг28»;

- непринятии мер к своевременному проведению анализа финансового состояния должника;

- непринятии мер к своевременному составлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства;

- непринятии мер по проведению собрания кредиторов и работников должника в сроки, установленные законом о банкротстве и не предоставлении кредиторам информации о ходе конкурсного производства;

- непринятии мер по формированию конкурсной массы;

- ненадлежащем ведении отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства;

- ненаправлении отчета конкурсного управляющего, протокола собрания кредиторов с прилагаемыми документами в суд;

- нарушении порядка публикации в ЕФРСБ извещений о поступающих требованиях конкурсных кредиторов;

в остальной части в удовлетворении жалобы отказать.

Определение подлежит исполнению немедленно и может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Е.А. Варламов