ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-27/08 от 05.02.2008 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675000, <...>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-27/08-11/2

февраля

Арбитражный суд в составе судьи

Голубевой С.В.

                                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Сковородинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства в лице конкурсного управляющего ФИО1

 (наименование  заявителя)                          

к

                                     (наименование ответчика)

о

взыскании 31 926 500 руб.

Протокол вел: без протокола

 (Фамилия И.О., должность лица)                          

При участии в заседании:

Истец: не явился, извещен з/п № 21702, № 21708, вручены

от МО «Сковородинский район»: ФИО2 по дов. от 09.01.2008 г. б/н, паспорт <...>

от Администрации: ФИО2 по дов. от 09.01.2008 г. б/н, паспорт <...>, ФИО3 по дов. от 02.02.2008 г. б/н паспорт <...>

от ОАО «РЖД»: ФИО4 по дов. от 20.12.2007 г. № НЮ-120Д, удост. № IV 051010

Управление государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области: не явилось, извещено з/п № 21705, вручено 06.01.2008 г.

от Финотдела: ФИО5 по дов. от 01.02.2008 г. б/н, паспорт  <...>

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Сковородинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее СМУП ЖКХ) в лице конкурсного управляющего ФИО1 с иском к Муниципальному образованию «Сковородинский район» в лице Сковородинского районного Совета народных депутатов, Администрации муниципального образования «Сковородинский район» о взыскании с муниципального образования «Сковородинский район» за счет казны муниципального образования убытков, причиненных незаконным бездействием органов местного самоуправления Сковородинского района, в сумме 31 926 500 руб.

Определением от 11.01.2008 г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  ОАО «Российские железные дороги» в лица филиала Забайкальской железной дороги, Управление государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области, Финансовый отдел администрации Сковородинского района.

Требования истца обоснованы тем, что 01.02.2002 г., Глава местного самоуправления Сковородинского района вынес постановление № 38 «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района», в котором в соответствии с постановлением главы администрации Амурской области № 660 от 18.10.2001 г. «Об исполнении федеральных стандартов перехода на новую систему оплату жилья и коммунальных услуг» и № 17 от 14.01.2002 г. «Об утверждении порядка предоставления дотации на проведение реформы ЖКХ на 2002 г.» постановил, установить предельный уровень платежей с населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг с 01.02.2002 г. в размере 80%.

Таким образом, были установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2002-2003 г.г.

13.01.2003 г. главой местного самоуправления Сковородинского района было вынесено постановление № 14 от 13.01.2003 г. «О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления района № 38 от 01.02.02 г. «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района» в котором, в связи с утверждением комитета цен Администрации Амурской области тарифов и в связи с увеличение себестоимости 1 м3 воды и канализации постановил внести изменения в постановление № 38 от 01.02.02 г., а именно установить тарифы за холодное водоснабжение в домах с водопроводом, канализацией и ванной с водонагревателем в размере 36 руб. 72 коп. с 1 человека; установить тарифы, на канализацию в размере 22 руб. 80 коп.

В период с 2004-2005 тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района не изменялись.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 02.06.2003 № 712-Р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность относящихся к федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» 01.06.2005 г. были переданы в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Данные объекты были переданы на баланс Сковородинского МУП ЖКХ и соответственно обязанности по обеспечению и обслуживанию данных объектов возложены на СМУП ЖКХ.

Тарифы для населения на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района в нарушение действующего законодательства не были своевременно пересмотрены и повышены и фактически действовали тарифы 2002 года.

Ранее в бюджете Сковородинского района предусматривались дотации для СМУП ЖКХ на покрытие «межтарифной разницы». Однако в последующем, в бюджете Сковородинского района денежные средства по дотации СМУП ЖКХ разницы в тарифах между себестоимостью и отпускной ценой для населения, не предусматривались, в связи с чем, за СМУП ЖКХ образовалась кредиторская задолженность порядка 80 млн. руб.

Таким образом, в результате незаконного бездействия по своевременному пересмотру тарифов на коммунальные услуги для населения Сковородинского района в отсутствие бюджетных дотаций на компенсацию убытков от разницы в тарифах, органами местного самоуправления Сковородинского района, СМУП ЖКХ были причинены убытки.

В соответствии с действующим законодательством, вопросы установления тарифов на коммунальные услуги для муниципальных унитарных предприятий относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В целях обеспечения оказания коммунальных услуг населению Сковородинского района, СМУП ЖКХ с ОАО «РЖД» (поставщик услуг) были заключены следующие договоры:

- № 221 от 10.08.2005г. - теплоснабжение жилых домов от котельной ж.д. больницы;

- № 223 от 10.08.2005г. - теплоснабжение жилых домов от котельной ДК;

- № 224 от 10.08.2005г. - теплоснабжение жилых домов от котельной КЕ-25;

- № 225 от 10.08.2005г. - теплоснабжение жилых домов ст. Ульручьи;

- № 226 от 10.08.2005г. - теплоснабжение жилого дома ст. Встречный;

- № 212 от 01.06.2005г. - отпуск питьевой воды по ст. Встречный;

- № 210 от 01.06.2005г. - услуги горячего водоснабжения для населения;

- № 211 от 01.06.2007г. - отпуск питьевой воды и прием сточный вод для г.Сковородино, ст. Ульручьи.

Согласно указанным договорам, СМУП ЖКХ производит ОАО «РЖД» оплату за полученные коммунальные услуги по тарифам, установленным Управлением Государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области.

За период действия договоров (с июня 2005 года по сентябрь 2006 года) ОАО «РЖД» по установленным тарифам были предъявлены счета на общую сумму 41718,05 тыс. рублей, из них по оказанию услуг населению на сумму 41502,10 тыс. рублей.Правомерность предъявления данной суммы подтверждается судебными решениями о взыскании с предприятия в пользу ОАО «РЖД» задолженности за оказанные услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Оказывая в период договорных отношений коммунальные услуги населению, СМУП ЖКХ руководствовалось действующими тарифами, утвержденными Постановлением Главы местного самоуправления Сковородинского района № 14 от 13.01.2003 г. «О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления района № 38 от 01.02.2002 г. «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района».

В результате незаконного бездействия органов местного самоуправления Сковородинского района, тарифы на коммунальные услуги для населения Сковородинского района своевременно не были пересмотрены и доведены до уровня фактической себестоимости оказываемых услуг. Поэтому, оказывая коммунальные услуги населению в 2005 - 2006 годах, предприятие было вынуждено применять тарифы на коммунальные услуги 2002 года.

В этой связи, сбор коммунальных платежей с населения по действующим тарифам, не покрывал расходы СМУП ЖКХ связанные с оказанием услуг. В результате, образовалась «межтарифная разница», которая должна возмещаться за счет средств бюджета Сковородинского района. Покупая коммунальные услуги у ОАО «РЖД» СМУП ЖКХ даже при 100% сборе платежей с населения не имело возможности исполнить свои обязательства по оплате полученных услуг.

Со стороны органов местного самоуправления Сковородинского района не принято никаких мер по возмещению СМУП ЖКХ межтарифной разницы, в результате чего у СМУП ЖКХ возникли убытки вследствие регулирования тарифов, что в свою очередь повлекло образование кредиторской задолженности.

В предварительное судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.

Ответчики письменные отзывы на иск не представили, представитель ответчиков исковые требования не признал, пояснил, что представленный истцом расчет убытков, предъявленных к взысканию, неосбоснован.

Представитель третьего лица -  ОАО «РЖД» в лица филиала Забайкальской железной дороги, указал, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Третье лицо - Управление государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области, не явилось, письменный отзыв на иск не представило.

Представитель третьего лица - Финансового отдела администрации Сковородинского района поддержал позицию изложенном в представленном отзыве на иск, в котором в частности указал, что с предъявленными истцом исковыми требованиями не согласен, поскольку в связи с тем, что тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района не были приняты, районный бюджет был вынужден нести расходы по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства района и направлять денежные средства на возмещение убытков, на возмещение выпадающих доходов по жилищно-коммунальному хозяйству района, в том числе и на компенсацию убытков от разницы в тарифах; компенсацию расходов на приобретение оборудования и т.п.

За 2005 год расходы консолидированного бюджета района в целом по жилищно-коммунальному хозяйству согласно годового отчета составили 134 927 146 руб. 29 коп.

СМУП ЖКХ за 2005 год перечислено денежных средств с районного бюджета 118 059 958 рублей 32 копеек, из них:

- полученная дотация из областного бюджета на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления за 2005 год 21 600 000 рублей;

- бюджетная ссуда, полученная из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва, направлена СМУП ЖКХ в сумме  2 566 000 рублей    для    проведения   расчетов с Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД», при этом с районного бюджета были выплачены областному бюджету   за счет средств районного бюджета проценты за предоставленный кредит;

- за  счет  средств районного  бюджета  СМУП ЖКХ направлены субсидии на возмещение убытков, на возмещение выпадающих доходов по жилищно-коммунальному хозяйству района, в сумме 82 972 305 руб. 71 коп.;

- за  счет  средств районного  бюджета  субсидии  на  возмещение убытков выпадающих доходов от   содержания бань    1 639 000 рублей, по коду бюджетной классификации;

- средства   областного   бюджета   на   мероприятия   в   области коммунального хозяйства для заготовки топлива на отопительный период 2005-2006гг. - 3 913 000 рублей;

- 460 488 руб. 61 коп. — средства районного бюджета на мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений;

- 3 309 164 руб. - средства районного бюджета на мероприятия в области   коммунального хозяйства по развитию, реконструкции и   замене инженерных сетей;

- субвенции из областного бюджета на выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг 1 600 000 рублей (фонд софинансирования социальных расходов).

Таким образом, СМУП ЖКХ за период 2005 года полностью было обеспечено денежными средствами и полностью могло рассчитаться с ОАО «РЖД» по договорным обязательствам по оказанию коммунальных услуг населению Сковородинского района, по приобретению всех необходимых материалов и оборудования, при этом средства направленные из бюджета на приобретение техники освоены не в полном объеме, т.е. денежные средства, перечисленные предприятием СМУП ЖКХ поставщикам в 2005 году по состоянию на 01.12.2007 года на расчетный счет СМУП ЖКХ не возвращены, техника от поставщиков не поступила, не возвращены денежные средства и на расчетный счет районного бюджета.         Сумма убытков, предъявленная СМУП ЖКХ к муниципальному образованию Сковородинский район по межтарифной разнице за 2005 год в размере 13 195,4 тыс. руб. с районного бюджета возмещена в полном объеме.

За 2006 год расходы консолидированного бюджета района в целом по жилищно-коммунальному хозяйству согласно годового отчета  составили 100 896 539 руб. 59 коп.

СМУП ЖКХ за 2006 год перечислено денежных средств за счет районного и областного бюджетов 26 837 200 рублей, на которое были возложены функции по обслуживанию и содержанию жилищно-коммунального хозяйства района, так как объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся в ведении органа местного самоуправления Сковородинского района, в том числе за счет средств районного бюджета СМУП ЖКХ направлены субсидии на возмещение убытков, на возмещение выпадающих доходов в сумме 587 200 руб., денежные средства, поступившие из областного бюджета на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в 2006 году направлены СМУП ЖКХ в сумме 23 750 000 руб., бюджетная ссуда полученная из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва направлена СМУП ЖКХ в сумме 2 500 000 рублей для проведения расчетов за топливо с Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД», при этом с районного бюджета были выплачены областному бюджету за счет средств районного бюджета проценты за предоставленный кредит.

Из вышеуказанного следует, за период работы предприятия СМУП ЖКХ в 2006 году с районного бюджета полностью покрыты убытки от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет средств полученных из бюджета в сумме  26 837 200 рублей, из них на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления по подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» 18 098 000 руб., по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» 4 667 200 руб. СМУП ЖКХ за период своей работы в 2006 году полностью могло рассчитаться с ОАО «РЖД» по договорным обязательствам по оказанию коммунальных услуг населению Сковородинского района.

Сумма убытков, предъявленная СМУП ЖКХ к муниципальному образованию Сковородинский район по межтарифной разнице за 2006 год, в размере 18 731,1 тыс. руб. с районного бюджета возмещена в полном объеме.

Суд установил, что дело не подготовлено к судебному разбирательству, в связи с чем, считает необходимым отложить предварительное судебное заседание.

       Руководствуясь ст.ст. 136, 185 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отложить предварительное судебное заседание на 27 февраля 2008 г. на  14 час. 30 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, кааб. 231.

К судебному заседанию предложить представить:

Истцу: уточнить исковые требования к каждому из ответчиков и надлежащих ответчиков по делу; представить доказательства вины ответчиков, причинной связи в причинении убытков, экономически обоснованным расчетом доказать размер предъявленных убытков;  представить доказательства обжалования в установленном законом порядке - ст.198 АПК РФ незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, повлекших, по мнению истца, убытки; указать - какие меры были предприняты в целях недопущения возникновения убытков и представить доказательства принятия соответствующих мер, представить для обозрения подлинные документы, приложенные к иску; другие документы, имеющие отношение к делу, доказательства возбуждения 10.04.2007 г. прокурором Сковородинского района уголовного дела № 766220 в отношении Сковородинского МУП ЖКХ по ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство,  утвержденные на 2005-2006 г.г. тарифы на коммунальные услуги, нормативы потребления и уровни платежей за коммунальные услуги   для населения Сковородинского района, постановление Главы местного самоуправления Сковородинского района от 01.02.2002 г. № 38, 13.01.2003 г. № 14, Решения Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.06.2005 г. № 133, 27.12.2005 г. № 243, от 10.02.2006 г. № 270,  Решения Сковородинского районного суда от 07.02.2006 г.,  Приказ ФСТ РФ от 29.12.2005 г. № 853-э/4, все выставленные за 2005-2006 г.г. истцу счета на оплату коммунальных услуг и все выставленные истцом населению счета на оплату коммунальных услуг в спорный период времени, доказательства сбора денежных средств с населения в счет оплаты коммунальных услуг в спорный период времени, доказательства обращения в органы местного самоуправления в период с 2003 г. по настоящее время  с требованием о принятии экономически обоснованных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района с приложением обоснованных расчетов.

Ответчикам:представить копии документов о статусе юр. лиц, в том числе   копию Устава муниципального образования,  и постановке, утвержденные на 2005-2006 г.г. тарифы на коммунальные услуги, нормативы потребления и уровни платежей за коммунальные услуги   для населения Сковородинского района, постановление Главы местного самоуправления Сковородинского района от 01.02.2002 г. № 38, 13.01.2003 г. № 14, Решения Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.06.2005 г. № 133, 27.12.2005 г. № 243, от 10.02.2006 г. № 270,  Решения Сковородинского районного суда от 07.02.2006 г.,  Приказ ФСТ РФ от 29.12.2005 г. № 853-э/4, все выставленные за 2005-2006 г.г. истцу счета на оплату коммунальных услуг, доказательства обращения истца  в органы местного самоуправления в период с 2003 г. по настоящее время  с требованием о принятии экономически обоснованных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района с приложением обоснованных расчетов, протест прокурора от 11.10.2005г. №4453; бюджет района на 2005-2006 г. г. и отчеты об исполнении бюджетов за 2005-2006 г., документально обосновать потребность района в денежных средствах в 2005-2006 г. г. на возмещение расходов по предоставление коммунальных услуг  населению по сниженному тарифу; данные о наличии в 2005-2006 г.  г. в бюджете района средств,  достаточных для покрытия убытков при предоставлении коммунальных услуг  населению по сниженному тарифу,  письменные отзывы на  исковое заявление, все  возражения подтвердить обоснованными доводами;  другие документы, имеющие отношение к делу.

Истцу и ответчикам составить акт сверки расчетов, в котором отразить объем и сумму услуг оказанных истцом населению и предъявленных истцу к оплате предприятиями ЖКУ счетов  в спорный период времени.

Обязанность по составлению акта сверки возложить на истца.

Явка лиц, участвующих в деле, и представление запрошенных документов обязательны.

Судья                                                                           Голубева С.В.