Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||||
675023, г.Благовещенск, ул.Ленина, 163 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||||||||||||||||
об отложении судебного разбирательства | ||||||||||||||||
г. Благовещенск | дело № | А04-3800/2022 | ||||||||||||||
“ | “ | июля | ||||||||||||||
арбитражный суд в составе судьи: Чумакова Павла Анатольевича, | ||||||||||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества золотодобывающего предприятия «КОБОЛДО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС России №4 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения в части третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, | ||||||||||||||||
при участии в заседании: от заявителя - ФИО1, паспорт., по дов. от 01.06.2022 № 37к, ФИО2, паспорт (главный бухгалтер); от ответчика – ФИО3 сл.уд., по дов. от 17.06.2022, ФИО4, сл.уд., по дов. от 17.06.2022; от третьего лица - ФИО3 сл.уд., по дов. от 01.04.2022 №07-08/46, ФИО5, сл.уд., по дов. от 12.06.2022 №07-08/47, ФИО6, сл.уд., по дов. от 12.06.2022 № 07-08/48, ФИО7, сл.уд., по дов. от 15.07.2022 № 07-08/52, | ||||||||||||||||
установил: | ||||||||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось АО золотодобывающее предприятие «КОБОЛДО» (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №4 по Амурской области (ответчик, Инспекция) от 21.01.2022 №1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления суммы недоимки по НДС в размере 2 667 523 руб. и соответствующих пеней, доначисления суммы недоимки по налогу на прибыль организаций за 2017 год в сумме 38 585 381 руб., в том числе в федеральный бюджет РФ - 5 787 807 руб., в бюджет субъектов РФ - 32 797 574 руб. и соответствующих пеней с учетом резерва на ремонт основных средств (187 159 142 х 20% = 37 431 828 рублей) и общехозяйственных расходов по налоговой реконструкции ООО «ЗДК «Феникс» (5 767 765 х 20% = 1 153 553 рублей). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит признать налоговый убыток за 2018 год в сумме 62 595 468 руб., за 2019 год в сумме 83 147 826 руб. (с учетом уточнений).
В обоснование требований заявитель ссылается на несоблюдение процедуры вынесения оспариваемого решения, незаконное увеличение срока рассмотрения материалов налоговой проверки без участия налогоплательщика.
Кроме того, заявитель настаивает на реальности сделки по с ООО «ЗДК «Феникс» по геологоразведке ввиду наличия соответствующей лицензии, рабочего персонала, несение и документальное подтверждение общехозяйственных расходов.
При этом, по мнению заявителя, общество выполнило все нормы статьи 324 НК РФ по созданию резерва предстоящих расходов, в том числе производило списание всех расходов на ремонт ОС за счет созданного резерва, как на текущий ремонт, так и на дорогостоящий капитальный ремонт.
Ответчик, УФНС сослались на законность оспариваемого решения, ввиду установления инспекцией обстоятельств, свидетельствующих о нарушении заявителем положений п. 1 ст. 54.1 НК РФ, выразившихся в уменьшении налогооблагаемой базы по НДС в результате создания формального документооборота с взаимозависимым контрагентом ООО «ЗДК «Феникс».
По мнению инспекции и управления, АО ЗДП «Коболдо» в действительности в спорные периоды не осуществляло формирование резервов на текущий ремонт основных средств сумме 200 308 087 рублей и на капитальный ремонт основных средств в сумме 167 254 608 руб. (всего - 367 562 695 рублей), а внесло изменения в учетную политику и оформило документы по созданию резервов, только после получения акта проверки.
Как следует из расчетов заявителя при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2017 год обществом начислены резервы на текущий ремонт в сумме 200 308 087 рублей, на капитальный ремонт в сумме 167 254 608 рублей. Согласно представленным расчетам в 2017 году налогоплательщиком понесены затраты только на текущий ремонт в сумме 190 606 439 рублей, капитальный ремонт в 2017 году не производился.
Таким образом, согласно расчету остаток резерва на текущий ремонт за 2017 год составил 9 701 649 рублей; резерв на капитальный ремонт за 2017 год в сумме 167 254 608 рублей обществом не использован и перенесен на 2018 год.
В 2018 налогоплательщиком в счет резерва на капитальный ремонт также начислен 167 254 608 рублей. Таким образом, общая сумма резерва на капитальный ремонт за 2017, 2018 г.г., составила 334 509 216 рублей. По данным заявителя, сумма фактических затрат на все виды ремонта в 2018 году, списанных за счет резервов составила 224 366 597 рублей, после чего резерв на текущий ремонт составил 0,00 рублей, а резерв на капитальный ремонт- 110 142 619 рублей.
Следовательно, обществом, в противоречие требованиям ст. 324 НК РФ, неправомерно израсходована в 2018 году часть резерва на капитальный ремонт в сумме 224 366 55 рублей, учитывая, что резерв формировался на проведение капитального ремонта в 2016 году.
При этом, учитывая, что в 2018 году капитальный ремонт основных средств налогоплательщиком не производился, накопления на дорогостоящий ремонт созданные 2017 и 2018 тт. (всего 334 509 216 рублей) подлежали переносу на 2019 год (период проведения капитального ремонта).
По расчетам заявителя, фактические затраты на капитальный ремонт основных средств в 2019 году составили 11.0 142 619 рублей. Таким образом, при списан и указанных сумм затрат за счет резерва на капитальный ремонт основных средств, остаток неиспользованного резерва на капитальный ремонт составит 224 366 597 рублей (334 5С 216 рублей - 110 142 619 рублей), которые в силу положения ст. 324 НК РФ налогоплательщик должен восстановить при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2019 год.
При таких обстоятельствах, примененная заявителем методика создания использования резервов на ремонты основных, средств противоречит положениям ст. 324 ПК РФ.
Документы, позволяющие сопоставить фактически понесенные расходы текущий и капитальный ремонт основных средств с величиной соответствующих резервов налогоплательщиком в инспекцию не представлено (в том числе, по требованию от 15.10.2021 №325). Не представлены соответствующие документы и с апелляционной жалобой.
По факту проведения ремонтов в материалах проверки имеются только копии актов на списание запасных частей, представленные по требованию от 01.03.2021 № 84. отношении которых инспекцией сделан вы вол об их формальности. Операции по данным актам не отражены налогоплательщиком на счете 10 «Материалы». Помимо этого, проведение капитального ремонта основных средств не нашло отражения на счетах 01 и 83 налогоплательщика.
При этом инспекцией приняты в расходы суммы материальных расходов АО ЗДП «Коболдо» на проведение текущего ремонта: - за 2017 год в сумме 170 701 905 рублей (в том числе, 168 906 332 руб. запасные части, 1 795 573 рубля - услуги организаций по ремонту); за 2018 год в сумме 234 035 138 рублей (в том числе 160 694 638 рублей запасные части, 2 904 620 рублей - услуги организаций по ремонту, 19 903 918 рублей запасные чисти, отнесенные на счет 97 в 2017 году, 50 531 962 рубля - запасные части, отнесенные на счет 97 в 2018 году); за 2019 год в сумме 137 596 216 рублей (в том: числе, 90 691 513 рубля – запасные части, 4 946 675 рублей - услуги организаций по ремонту, 7 301 568 рублей – запасные части, отнесенные на счет 97 в 2018 году, 34 656 460 рублей - запасные части отнесенные на счет 97 в 2019 году).
В судебном заседании 27.07.2022 представители УФНС по Амурской области дополнительно указали, что в нарушение ст. 324 НК РФ налогоплательщиком в 2018 году не был создан резерв на текущий ремонт основных средств при фактически произведенных расходах на текущий ремонт основных средств, фактические расходы списываются за счет резерва на капитальный ремонт. В 2019 году создание резерва на текущий ремонт не осуществляется, часть фактических затрат списывается за счет остатка резерва на капитальный ремонт 2018 года;
фактические расходы списываются на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базы по налогу на прибыль по факту их фактического осуществления;
в смете расходов на капитальный ремонт сумма расходов указана в разрезе самоходной техники и оборудования и определена помесячно без разбивки по годам. Таким образом, из представленной сметы невозможно определить налоговый период, на который запланировано проведение ремонта, график выполнения капитальных ремонтов составлен только на 2019 год;
обществом не велся учет затрат по видам ремонтов (текущего, капитального).
Разъяснения по применению ст. 324 НК РФ даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 03-03-06/1/14637, в которых указывается, что по окончании налогового периода налогоплательщик сравнивает в обязательном порядке фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств и расходы на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств с величиной соответствующей части резерва. Кроме того, в данном письме Минфина России разъяснено, что учет расходов в виде отчислений в часть резерва предстоящих расходов на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств налогоплательщиком ведется раздельно.
В отличие от части резерва на предстоящие расходы на ремонт основных средств не израсходованная в конце текущего налогового периода часть резерва на предстоящие расходы на незавершенные особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств не восстанавливается.
Налогоплательщиком для определения на конец текущего налогового периода остатка резерва для проведения катального ремонта не представлены документы о ведении учета расходов на ремонты, в том числе раздельного налогового учета по расходам на текущий и капитальный ремонт, для сравнения фактических затрат на ремонты и определения суммы для списания за счет резервов.
Так, согласно представленным документам налоговым органом установлено, что всего расходов на капитальный ремонт за счет резерва осуществлено на сумму 166 127 283,93 руб. в том числе: 2017 год - 70 518 602.26 руб.; 2018 год - 64 866 540,82 руб.; 2019 год -30 742 140,85 руб.
Вместе с тем при наличии расходов на капитальный ремонт в размере 70 518 602,26 руб. налогоплательщиком в 2017 году все фактические расходы списываются за счет созданного резерва на текущий ремонт, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на 70 518 602,26 руб.
При фактически осуществленных и подтвержденных затратах на капитальный ремонт, резерв на капитальный ремонт учтен налогоплательщиком во внереализационных расходах 2017 года в полном объеме и не восстановлен в части проведения текущего ремонта на эту же сумму, а сумма резерва на капитальный ремонт в размере 167 254 608 руб. перенесена полностью на 2018 год.
Так, в 2017 году при фактических расходах на капитальный ремонт в размере 70 518 602 рублей обществу необходимо было списать эту сумму за счет созданного резерва на капитальный ремонт и восстановить сумму созданного резерва не 9 701 649 рублей, а на 80 220 251 рублей (9 701 649+ 70 518 602).
Соответственно данный расчет повлияет в дальнейшем на расчет налоговых обязательств 2018-2019 года.
Представитель ответчика ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Суд в соответствии со статьей 158 АПК РФ счел необходимым ходатайство удовлетворить, отложить судебное разбирательство.
Руководствуясь ст.ст. 158, 184, 185 АПК РФ, суд определил отложить судебное разбирательство на 29.08.2022 на 10 час. 30 мин. Судебное заседание состоится в помещении арбитражного суда Амурской области по адресу: <...>, каб. 409.
Сторонам предлагается представить:
Заявителю: письменно перечислить реквизиты всех документов, подтверждающих создание резерва предстоящих расходов в проверяемом периоде, а также первичных документов, подтверждающих списание всех фактических расходов за счет указанного резерва с указанием размера резерва и сумм списания отдельно по каждому году;
письменные возражения на доводы заявителя о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на 70 518 602,26 руб. (списание расходов на капитальный ремонт за счет созданного резерва на текущий ремонт);
письменно указать каким образом были нарушены права общества решением в указанной части с учетом принятия инспекцией материальных расходов на проведение текущего ремонта: - за 2017 год в сумме 170 701 905 рублей (в том числе, 168 906 332 руб. запасные части, 1 795 573 рубля - услуги организаций по ремонту) и пр.
Ответчику, УФНС: со ссылкой на материалы налоговой проверки письменно указать и документально подтвердить факт уменьшения заявителем налогооблагаемой базы в проверяемый период (включения налогоплательщиком в состав расходов одного отчетного периода фактически понесенных расходов на текущий ремонт основных средств с одновременным их отчислением в резерв предстоящих расходов; завышения сумм расходов в связи с их документальным не подтверждением; занижения сумм дохода в связи с не восстановлением сумм не использованного резерва);
письменно указать в какой именно сумме, в каком налоговом периоде и по каким именно расходам данный факт был установлен оспариваемым решением;
письменные возражения в отношении арифметической правильности оспариваемой заявителем суммы по налогу на прибыль в размере 37 431 828 рублей, доначисленной по эпизоду неправильного формирования резерва.
Запрошенные документы должны быть представлены в канцелярию арбитражного суда и лицам, участвующим в деле, до 25.08.2022.
В соответствии с ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Ознакомление с материалами судебных дел производится по понедельникам – четвергам с 9.00 до 17.00, в предпраздничные дни – с 9.00 до 16.00 в каб. № 108. Информацию о движении дела и об объявленных перерывах в судебных заседаниях, лица, участвующие в деле, могут получить на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области - http://www.amuras.arbitr.ru.
Судья П.А. Чумаков