Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135 | ||||||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА | ||||||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-6548/06-15/235 | ||||||||||||||||
“ | 12 | “ | декабря | 2006 г. | ||||||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | Дорощенко Г.А. | |||||||||||||||||
(Фамилия И.О. судьи) | ||||||||||||||||||
Арбитражных заседателей | Нет | |||||||||||||||||
При участии помощника судьи | нет | |||||||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление | Администрации города Благовещенска Амурской области | |||||||||||||||||
(наименование заявителя) | ||||||||||||||||||
к | Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области | |||||||||||||||||
(наименование ответчика) | ||||||||||||||||||
об | признании права собственности | |||||||||||||||||
Управление федеральной регистрационной службы по Амурской области; Управление по делам ГО и ЧС города Благовещенска ОАО «Дальневосточная компания электросвязи (ОАО «Дальсвязь») Управление гражданской защиты и пожарной безопасности по Амурской области | ||||||||||||||||||
Протокол вел: секретарь судебного заседания Шестаков С.П. | ||||||||||||||||||
(Ф.И.О., должность лица) | ||||||||||||||||||
При участии в заседании: от истца – ФИО1 по доверенности от 06.09.2006 г. № 01/3251; от ответчика – ФИО2 по доверенности от УФРС по Амурской области – ФИО3 по доверенности №01-58/9 от 31.01.2006 г., сроком на 1 год. от Управления по делам ГО и ГС города Благовещенска – ФИО4 доверенность от 01.09.06г. от ОАО «Дальсвязь» -ФИО5 доверенность от 24.05.06г. от Управления гражданской защиты и пожарной безопасности – ФИО6 доверенность №4-05-555 | ||||||||||||||||||
установил: | ||||||||||||||||||
В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 07.12.06г. до 8 час.30 мин., до 12.12.06г. до 15 час.
Администрация города Благовещенска обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области о признании права собственности, в силу приобретательской давности на недвижимое имущество – убежище гражданской обороны № 154 А-Ш-ВУ-3200, расположенное по адресу: <...>
Требования по иску обоснованы тем, что в 1991 году провозглашено разграничение государственной собственности (с учетом федеративного устройства России) на федеральную, собственность субъектов Федерации и муниципальную. В Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было определено, какое имущество и в каком порядке должно быть отнесено к соответствующему уровню публичной собственности. Согласно Приложению № 1 к данному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, убежища гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
Однако, несмотря на это, с 1991 года муниципальное образования города Благовещенска владеет и пользуется как своим собственным недвижимым имуществом - убежищем гражданской обороны № 154 А-Ш-ВУ-3200, расположенным в <...>.
Весь период времени (с 1991 года по настоящее время) владение и пользование данным имуществом осуществлялось муниципальным образованием города Благовещенска на основе добросовестности, открытости и непрерывности. Споров о наличии данного права владения и пользования не возникало, требования о возврате имущества собственником ни разу не предъявлялись.
Поскольку убежище гражданской обороны № 154 А-Ш-ВУ-3200, расположенное в <...>, находилось в добросовестном, открытом и непрерывном (Владении муниципального образования города Благовещенска, соответственно оно было включено в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
Распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска № 115 от 21.05.2003 года, указанное убежище передано в безвозмездное пользование сроком на 5 лет Управлению по делам ГО и ЧС города Благовещенска. На основании данного распоряжения председателя Комитета 21 мая 2003 года за № 96 заключен соответствующий договор безвозмездного пользования, исполнение которого подтверждается актом приема-передачи от 21 мая 2003 года.
За весь период времени Управление ГО и ЧС города Благовещенска также пользуется переданным имуществом на основе добросовестности, открытости и непрерывности. Указанные распоряжение председателя Комитета и договор безвозмездного пользования за весь период их действия также никем не оспорены.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Учитывая, что муниципальное образование города Благовещенска на протяжении пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом, на основании п. 1 ст. 234 ГК РФ оно приобрело право муниципальной собственности на это имущество.
Истец в предварительном судебном заседании ходатайствовал об уточнении исковых требований
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Администрация города Благовещенска уточняет основание искового заявления:
Убежище гражданской обороны № 154 А-Ш-ВУ-3200, литер № 30, расположенное по адресу: <...> ранее - проезд Молодежный, 14), было построено по типовому проекту № А-П-3200-74/106 «подземный гараж-стоянка на 56 автомашин индивидуального пользования». Объекты гражданской обороны были засекречены в советское время и в строительной документации именовались гражданскими названиями, в частности, гараж-стоянка на 56 автомашин литер-30. Объект был сдан в эксплуатацию 25.02.1987 года.
Содержание и эксплуатация защитных сооружений с 1984 года по 2002 год регулировались нормами, содержащимися в СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время». В соответствии с данными нормами, после сдачи в эксплуатацию на защитное убежище составляется паспорт убежища, в котором содержится также информация о том, кому принадлежит убежище. Согласно паспорта, составленного в феврале 1987 году Штабом гражданской обороны г. Благовещенска, убежище № 154 литер 30, расположенное по адресу: <...> принадлежит УКСу горисполкома. Руководствуясь законом РФ «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», 22 ноября 1991 года Амурским областным Советом народных депутатов принято решение «О муниципальной и государственной (областной) собственности». В соответствии с пунктом 1 данного решения в состав муниципальной собственности подлежат включению имущество предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ведении соответствующих городских и районных Советов народных депутатов. На основании указанного решения было издано постановление мэра г. Благовещенска № 444 от 28.04.1992 г. «Об образовании и государственной регистрации муниципального предприятия - управления капитального строительства при администрации города Благовещенска». Данное предприятие образовано на базе управления капитального строительства бывшего горисполкома (далее - УКС горисполкома), основные фонды и другое имущество, на основании постановления мэра г. Благовещенска № 444 от 28.04.1992 г., включены в состав муниципальной собственности.
Кроме того, постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 принято во исполнение требований законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения приватизации. В соответствии с пунктом 16 указанного постановления, порядок разграничения государственной собственности, установленный данным постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов в порядке, установленном Законом РФ № 343-1 от 21.11.1990 г. «О дополнительных полномочиях советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям».
Таким образом, право на спорный объект у Муниципального образования город Благовещенск возникло при разграничении государственного имущества в порядке, установленном Законом РФ № 343-1 от 21.11.1990 г. «О дополнительных полномочиях советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям». Следовательно, порядок, установленный постановлением от 27.12.1991 № 3020-1, на данный объект не распространяется.
Представитель ответчика в предварительном судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Территориальное управление Росимущества по Амурской области считает заявленные требования Администрации г. Благовещенска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация г. Благовещенска обратилась в Арбитражный суд Амурской области о признании права собственности на убежище гражданской обороны № 134 А-Ш-ВУ-3200, общей площадью 2624,9 кв.м. расположенное по адресу: <...> в силу приобретательной давности.
Согласно п. 1, 4 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В соответствии со ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Аналогичные положения содержались в ст. 78, 83 ГК РСФСР.
Пунктом 3 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» установлено, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). До принятия указанного закона, согласно ПС РСФСР 1964 муниципальной формы собственности не существовало.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (далее - Постановление ВС РФ) осуществлено разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную собственность.
Согласно п. 2 раздела 3 приложения 1 Постановления ВС РФ защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, срок исковой давности для защиты права федеральной собственности на имущество указанное в Постановлением ВС РФ начал течь с 27.12.1991.
В настоящее время с учетом приведенных доводов приобретательная давность не наступила.
В предварительном судебном заседании 08.11.06г. ответчик представил отзыв с учетом уточнений истцом исковых требований.
В отзыве Территориальное управление Росимущества по Амурской области указывает, что требования Администрации г.Благовещенска не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право собственности на объект – убежище гражданской обороны №154 А-Ш-ВУ-3200, общей площадью 2624,9 кв.м, расположенное в <...> истец обосновывает Законом от 21.11.1990г. №343-1 «О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и принятое во исполнение указанного закона решение Амурского областного Совета народных депутатов «О муниципальной государственной собственности» от 22.11.1991г.
В соответствии со ст.2 Закона от 21.11.1990г. №343-1 городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в нижестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства.
Решение о составе муниципальной собственности, находящейся в ведении местного Совета народных депутатов, при соблюдении указанной процедуры и условий принимает вышестоящий Совет народных депутатов.
В перечне имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность г.Благовещенска, утвержденного решением Амурского областного Совета народных депутатов «О муниципальной государственной собственности» от 22.11.1991г. объект недвижимого имущества – убежище гражданской обороны – являющийся предметом настоящего спора отсутствует.
Ответчик указывает также, что указанное решение принято после вступления в силу Закона от 24.12.1990 г. 3443-1 «О собственности в РСФСР», ст.23 которого определяет перечень имущества, который находится в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований.
Объекты оборонного назначения, а также объекты, предназначенные для обеспечения безопасности населения в особый период в указанном перечне имущества не значатся.
В судебном заседании 12.12.06г. ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности, обосновывая свой довод в этой части ст.196, п.1 ст.200 ГК РФ. Ответчик считает, что истец должен был узнать о нарушении своего права с момента принятия Постановления Верховного Совета №3020-1 от 27.12.1991г.
ОАО «Дальневосточная компания электросвязи», привлеченное в качестве третьего лица, представило отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что требования Администрации г.Благовещенска не обоснованны, удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд определил, что дело подготовлено к судебному разбирательству и может быть рассмотрено с вынесением решения.
Руководствуясь ст. 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложитьсудебноеразбирательствона
“ | 15 | “ | января | 2007 г. | на | 15 | час. | 00 | мин. | в помещении | |||
Суда по адресу <...> | к. 459 | тел | 37-38-48 (канцелярия) | ||||||||||
К судебному заседанию предложить представить лицам, участвующим в деле:
Истцу: письменно обосновать свою позицию с учетом заявления Территориального управления Росимущества по Амурской области о пропуске срока исковой давности, письменно пояснить позицию Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска в отношении спорного имущества с учетом письма Комитета от 20.04.06г. исх.№2878 об отсутствии имущества в реестре муниципальной собственности (пояснение представить за подписью председателя Комитета), представить кадастровый план земельного участка, накоторомрасположенобъект, письменно уточнить индивидуальные признаки спорного объекта, письменно пояснить правовыеоснования включения в состав муниципальной собственности спорного объекта (решение о составе муниципальной собственности, перечень имущества для передачи в муниципальную собственность с учетом требований ст.2 Закона от 21.11.1990г. №343-1).
Ответчику: дополнительный письменный отзыв с учетом доводов истца.
Третьему лицу (УФРС): письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений; нахождение объекта в реестре муниципальной, областной и федеральной собственности - представить выписки из Госреестра.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что согласно ст. 16 АПК РФ требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Лица, участвующие в деле, согласно ст. 41 АПК РФ, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные АПК РФ и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с АПК РФ.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные АПК РФ последствия.
Документы представлять в подлинниках – для исследования в судебном заседании, в копиях – для приобщения к материалам дела.
Явка лиц, участвующих в деле и представление запрошенных документов обязательна.
В случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок, а также в случае, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, а их явка в соответствии с настоящим Кодексом была признана обязательной арбитражным судом, суд может наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и в размерах, которые предусмотрены в главе 11 настоящего Кодекса. (п.9. ст.66, п.4. ст.156 АПК РФ)
Судья Дорощенко Г.А.