ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-7092/06 от 13.12.2006 АС Амурской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  АМУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

О назначении судебного разбирательства

г. Благовещенск

Дело  №

АО4 -7092/06-2/166

13

декабря

2006 г.

 Судья

ФИО1

При участии помощника судьи

ознакомившись с исковым заявлением

ÌÆÓÏ «×èãèðèíñêîå»

к

Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области;

Финансовому Департаменту Администрации Амурской области

о

 âçûñêàíèè 226 323,91 ðóá.

В качестве третьих лиц привлечены:

Администрация Благовещенского района;

Финансовый отдел Администрации Благовещенского района;

Отдел социальной защиты населения Администрации Благовещенского района

Управление социальной защиты населения Администрации Амурской области

в судебном заседание присутствовали:

истец: ФИО2 по дов. от 12.07.2006 г. сроком до 31.12.06 г.

Ответчики :

От Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области: ФИО3 по дов. от 02.02.2006 г. 3 10-53/11 до 31.12.2006 г.

 Третьи лица:

От Финансового управления  Администрации Благовещенского района:  ФИО4 – дов. от 14.11.06г., без прав ст. 62 АПК РФ;

От Администрации Благовещенского района: ФИО5 по дов. от 31.10.2006 г. № 1699 сроком на 3 года;

В судебное заседание не явились:

Отдел социальной защиты: извещено з/п 24340 от 16.11.06, вручено 21.11.06 г.

Финансовый Департамент Администрации Амурской области: извещен путем вручения копии определения в суде;

Управление социальной защиты населения Администрации Амурской области: извещено з/п 24342 от 16.11.06, вручено 17.11.06 г.

 Óñòàíîâèë:

МЖУП «Чигиринское» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Финансовому Департаменту Администрации Амурской области о взыскании 226 323,91 руб. о взыскании убытков, возникших   в результате  оказания  коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации», ФЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», ФЗ «О ветеранах»,  за период с февраля по декабрь 2003 г., с января  по декабрь 2004 г.

 Исковые требования обоснованы тем, что между МУП «Чигиринское» и Администрацией Благовещенского района заключен договор № 8 от 05.01.2004 г. на возмещение финансовых затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

МУП «Чигиринсоке» обязалось предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Благовещенского района в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; ФЗ «О ветеранах»; Положением «о Почетном доноре Амурской области», а Администрация в соответствии с Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2004 г.» от 29.12.2003 г. № 281-03  должна возместить «Предприятию» убытки, возникающие от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно условиям договора МУП «Чигиринское» предоставляло льготы населению, в частности в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» в 2004 году было оказано льгот 368 251,04 рубля, из них возмещено 265 070,03; задолженность оставила 112 181,04 рубль.

В соответствии с Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 № 431 многодетным семьям оказаны льготы на сумму 18 833,49 рублей. Денежные средства не возмещались.

В ответ на требование истца об оплате счетов по оказанным льготам многодетным семьям, Отдел социальной защиты населения Администрации Благовещенского района сообщил о невозможности принять к возмещению данные счета, так как Указ № 431 от 05.05.92 денежными ресурсами не обеспечен.

В 2003  году так же  образовались убытки за предоставления льгот многодетным семьям в размере 20499,60 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам труда, семьям погибших ветеранов, инвалидам ВОВ и женам умерших инвалидов ВОВ, а так же участникам ВОВ оказывались льготы по оплате коммунальных платежей и квартплате.

Оказано было услуг по предоставлению льгот на сумму 423 638,98 руб., из них оплачено 375 633,05 руб., сумма убытков составила 74809,78 руб.

Дело рассматривается в порядке ст. 136 АПК РФ в предварительном судебном заседании.

В силу ст.136 АПК РФ арбитражный суд в предварительном судебном заседании разрешает ходатайства сторон; определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле; выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству и др.

Представитель истца представил в предварительное судебное заседание уточнение к исковым требованиям, согласно которому  ходатайствовал перед судом об уменьшении требований (в части взыскания  убытков по предоставлению льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за 2004 г. на 9 000 руб.) до  217 323,91 руб.

Истец уточнил ответчика и просил суд взыскать сумму задолженности с Министерства Финансов РФ за сет средств Казны РФ.

Кроме того, истец представил правовое обоснование требований к ответчику.

Суд, рассмотрев ходатайство истца об уточнении суммы иска, в силу ст. 49 АПК РФ его удовлетворяет уточнения в сумме  217 323,91 руб. принимает к рассмотрению.

Затем представитель истца письменно ходатайствовал об отказе от исковых требований   к Финансовому Департаменту Амурской области  по взысканию убытков, понесенных  в результате предоставления льгот по ФЗ «О ветеранах» в сумме 74 809,78 руб.

Суд, заслушав представителя истца, считает возможным рассмотреть данное ходатайство истца  в судебном разбирательстве.

Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области с требованиями истца не согласился, просил в иске истцу отказать, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв, в котором указал следующее:

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», действовавший в период спорных отношений не определил источник  финансирования льгот, однако указал, что порядок предоставления льгот определяется Правительством РФ.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидами семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 расходы, связанные с предоставлением льгот возмещаются по различным видам жилищного фонда за счет средств различных бюджетов.

Истец не предоставил документы, подтверждающие принадлежность жилищного фонда.

Кроме того, социальная защита инвалидов, не является вопросом исключительных полномочий РФ, в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ  социальная защита населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.

Так, по мнению ответчика, истец  не представил доказательств состава правонарушения, на основании которого возникает ответственность по ст. 1069 ГК РФ.

В соответствии с п.2. ст. 124 ГК РФ из особенностей государства следует, что при отсутствии средств в бюджете, данный субъект не может рассматриваться как причинитель вреда.

Ответчик считает, что взыскание средств непосредственно в пользу истца, противоречит нормам, предусматривающим порядок расходования средств федерального бюджета.

Исходя из смысла ст. 47 ФЗ « О федеральном бюджете на 2004 г», п.2 постановления Правительства РФ № 536 от 14.07.2001 г., письма Минфина России от 04.04.2002 г. № 10-02-10 в случае нехватки денежных средств на реализацию законодательства об инвалидах, субъекту РФ было предоставлено право обратиться  в Правительство РФ с заявками об увеличении средств. Поэтому в случае отсутствия таких обращений вина Минфина РФ отсутствует.

По взысканию убытков за предоставления льгот многодетным семьям ответчик указал, что  социальная защита многодетных семей относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.

Исполнение  Указа президента РФ от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органами исполнительной власти Амурской области был исполнен только в части, в связи с этим возложение обязанности по возмещению убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов РФ на РФ в лице Минфина РФ не обоснованно.

По взысканию убытков за предоставление льгот ветеранам ответчик пояснил, что в соответствии со ст. 10 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г № 5-ФЗ осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленным ветеранам, производится за счет средств бюджета РФ, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Ответчик считает, что ответственность по возмещению расходов, связанных предоставлением льгот лежит на субъекте РФ -  Амурская область.

Представитель Финансового управления администрации Благовещенского района  в судебное заседание представил письменный отзыв,  в котором указал, что в 2004 году финансовым департаментом Администрации области доведены лимиты бюджетных обязательств:

- по субвенциям на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» в объеме 1839 тыс. рублей;

- по субсидиям бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в объеме 783 тыс. рублей;

-субвенции и субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию федеральных законов (субсидии бюджетам районов и городов областного значения на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг) в объеме 1195 тыс. руб.

Главным распорядителем средств, полученных из областного бюджета на реализацию вышеуказанных законов, является отдел социальной защиты населения администрации района.

В бюджете Благовещенского района на 2003 и 2004 г.г. средства по погашение убытков по льготам многодетным семьям  предусмотрено не было.

Представитель отдела социальной защиты населения администрации Благовещенского района в отзыве пояснил следующее:

В 2002-2004 гг. на основании п.1 Указа Президента РФ от 05.05.1992г. № 431 «О мерах социальной поддержке многодетных семей» предприятия должны были предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг многодетным семьям.

Данный  Указ денежными ресурсами федерального и областного бюджета был не обеспечен, денежные средства на 2002-2004 гг не выделялись, порядок компенсации не был разработан, в связи с этим договора на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям между Администрацией Благовещенского района и МУП «Чигиринское» заключены не были, счета-фактуры и списки многодетных семей на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот по коммунальным услугам отделом СЗН администрации Благовещенского района к возмещению не принимались и акты сверок на возмещение этих затрат не подписывались.

Договора были  заключены с 2005 года, и возмещение производится в полном объеме.

05.01.2004 года был заключен договор № 8 на возмещение финансовых затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2004 год из федерального бюджета.

За период с января по сентябрь 2004 года для МУП «Чигиринское» была произведена оплата в пределах выделенных годовых лимитов в сумме 265070,03 руб.

Задолженность, которую показывает МУП «Чигиринское» в исковом заявлении о взыскании убытков от 22.09.2006 года, сложилась сверх доведенных годовых лимитов бюджетных обязательств на 2004 год (за период октябрь-декабрь2004 г.) в связи с недостатком средств, поступивших из федерального бюджета. В связи с этим сверх-лимитные счета-фактуры и списки инвалидов к ним приняты к учету и возмещению не были, акты сверок не подписывались.

 До настоящего времени денежные средства на оплату кредиторской задолженности за 2004 год, сложившейся сверх доведенных лимитов в соответствие с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от вышестоящих органов не поступали.

В доказательства совей позиции, третье лицо представило соответствующие доказательства.

Арбитражный суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, определил, что дело подготовлено к судебному разбирательству и  может быть рассмотрено с вынесением решения, в связи с этим суд считает необходимым назначить судебное заседание.

Руководствуясь ст.ст. 136,137, 184, 185 АПК РФ суд

определил:

1.Подготовку дела к судебному разбирательству считать оконченной.2.Назначить дело к судебному разбирательству

на 14 февраля  2007 года на 08 час. 15         мин. в помещении суда по адресу <...> к.455 тел.   37-38-48 (канцелярия)

 К судебному разбирательству предложить представить:

Истцу:  расчет суммы иска;  согласованные с органами социального обеспечения списки граждан,  имеющих  право получения субсидий, субвенций; подробный расчет суммы иска с указанием категории льготников; доказательства включения в кредиторскую задолженность управления соцобеспечения района  указанных сумм, возможность гашения за счет поступления дополнительных средств бюджета в 2006 году; акт сверки задолженности совместно с ответчиками, другие доказательства, имеющие отношение по делу.

Ответчикам: подтвердить фактическое поступление сумм субсидий, субвенций по выплате льгот ,предоставленных В 2003.-2004 г.г за счет выделенных дополнительных бюджетных средств  в 2005 г., как распределены средства по потребителям (исполнителям услуг), наличие долга, оплата санкционированной задолженности за счет поступления дополнительных средств бюджета 2006 г., другие доказательства, имеющие отношение к делу.

Обязанность по составлению акта сверки суд возлагает на истца, ответчику направить представителя для подписания акта-сверки.

ÑÒÎÐÎÍÀÌ ÐÀÑÑÌÎÒÐÅÒÜ ÂÎÏÐÎÑ Î ÂÇÎÇÌÎÆÍÎÑÒÈ ÇÀÊËÞ×ÅÍÈß ÌÈÐÎÂÎÃÎ ÑÎÃËÀØÅÍÈß.

ßâêà ëèö ó÷àñòâóþùèõ â äåëå è ïðåäñòàâëåíèå çàïðîøåííûõ äîêóìåíòîâ îáÿçàòåëüíà.         

Ñóäüÿ                                                            Ò.Í Êîëåñíèêîâà