Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||
675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163 | ||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу | ||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-7552/07-11/281 | ||||||||||||
“ | 22 | “ | января | 2008 г. | ||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | А.А. СТОВБУНА | |||||||||||||
Протокол вела помощник судьи | ФИО1 | |||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО «Амурские коммунальные системы» | ||||||||||||||
к | Управлению социальной защиты населения администрации г. Благовещенска | |||||||||||||
о | взыскании 8 124 574, 88 руб. | |||||||||||||
3- и лица: Финансовое управление администрации г.Благовещенска Министерство финансов Амурской области Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области | ||||||||||||||
При участии в заседании (до перерыва): от истца: ФИО2 – дов. №932/7-П от 24.08.2007 г. от ответчика: ФИО3 – дов. №1590 от 21.05.2007 г. от Минфина РФ: ФИО4 –дов. №10-53/59 от 28.12.2007 г. после перерыва: от истца: ФИО2 – дов. №932/7-П от 24.08.2007 г. от ответчика: ФИО3 – дов. №1590 от 21.05.2007 г. от Минфина РФ: ФИО4 –дов. №10-53/59 от 28.12.2007 г. | ||||||||||||||
установил: | ||||||||||||||
В судебном заседании 16.01.2008 г. объявлен перерыв с 13-25 до 22.01.2008 г. до 10-00.
Судебное заседание возобновлено 22.01.2008 г. в 10-00.
В арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Амурские коммунальные системы» с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации города Благовещенска о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в сумме 8 124 574 руб. 88 коп.
Исковые требования обоснованы тем, что во исполнение Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона РФ от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросу радиоактивных отходов в реку Теча», Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Амурской области от 30.12.2004г. № 399-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» между ОАО «Амурские коммунальные системы» и Управлением социальной защиты населения администрации города Благовещенска были заключены договоры №322 от 01.01.2005 г., №263 от 25.02.2005 г., №359 от 18.05.2005 г. «О возмещении в 2005 г. расходов ОАО «Амурские коммунальные системы» по предоставлению коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Согласно указанным договорам ОАО «АКС» предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) отдельным категориям граждан, а Управление соцзащиты обязано компенсировать ОАО «АКС» расходы связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по факту предоставления ЭСО счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на р/счет ЭСО за счет выделенных субвенций из федерального и областного бюджетов.
ОАО «АКС» надлежащим образом исполняло обязательства по договорам «О возмещении в 2005г. расходов ОАО «Амурские коммунальные системы» по предоставлению коммунальных услуг отдельным категориям граждан», предоставляя данные льготы гражданам в течение всего срока действия договоров (за 2005 г.), вело учет по категориям льготников и видам услуг, и ежемесячно представляло в Управление социальной защиты населения администрации города Благовещенска отчеты и счета-фактуры. Возмещение расходов истцу по принятым счетам-фактурам не компенсированы.
Истцом за 2005 год были направлены ответчику для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот (по всем категориям), счета-фактуры на общую сумму 151 773 699, 20 руб. Ответчиком произведена оплата направленных счетов-фактур в общей сумме 143 649 124, 32 руб. (в том числе в 2005 году в сумме 138 384 309 руб. 24 коп., в 2006 - 5 264 815 руб. 08 коп.). Вследствие неполного возмещения расходов ответчиком истец в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. понес убытки на сумму 8 497 514 руб. 50 коп. В том числе не были возмещены денежные средства, затраченные в связи с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, пользующимся данной льготой согласно:
1. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в общей сумме 5 672 750 руб. 38 коп., в том числе: по категории «Инвалиды» в сумме 3 286 310 руб. 60 коп., по категории «Семьи, имеющие детей инвалидов» в сумме 2 386 439 руб. 78 коп.
2. ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросу радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации» в сумме 100 333 руб. 80 коп.
3. ФЗ «О предоставлении гарантий героям соц. труда и полным кавалерам ордена трудовой славы» по категории «герои России» в сумме 13 254 руб. 70 коп.
4. ФЗ «О ветеранах» в общей сумме 2 61 541 руб. 72 коп., в том числе: по категории «Инвалиды ВОВ» в сумме 1 774 347 руб. 19 коп., по категории «Ветераны боевых действий» в сумме 6 527 руб. 68 коп., по категории «Семьи участников ВОВ» в сумме 695 185 руб. 14 коп., по категории «Ветераны воинской службы» в сумме 165 481 руб. 71 коп.
5. ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» в общей сумме 69 633, 90 руб., в том числе: по категории «Реабилитированные» в сумме 64 076 руб. 22 коп., по категории «Пострадавшие от политических репрессий» в сумме 5 557 руб. 68 коп.
С учетом переплаты по другим категориям льгот общая сумма задолженности составляет 8 124 574 руб. 88 коп.
До настоящего времени задолженность не погашена, акты сверки по категориям ответчиком не подписаны.
Истец представил письменные пояснения к иску, согласно которым задолженность по категории «Инвалиды» составила 1 628 466 руб. 62 коп., «Семьи, имеющие детей инвалидов» - 1 867 717 руб. 81 коп., «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации» - 49 302 руб. 63 коп., «Герои» - 13 254 руб. 70 коп., «Инвалиды ВОВ» - 1 091 001 руб. 68 коп., «Семьи участников ВОВ» - 649 394 руб. 39 коп.
Ответчик исковые требования не признал, указал в отзыве на иск, в котором, что в 2005 году меры социальной поддержки предоставлялись гражданам, включенным в областной регистр (ветераны труда, ветераны военной службы, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, Почетные доноры Амурской области) согласно Закону Амурской области от 30.12.2004 № 399-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» и Закону Амурской области от 31.01.2005 г. № 427-03 «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».
Гражданам, включенным в федеральный регистр (инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды ВОВ и участники ВОВ, семьи погибших участников и инвалидов ВОВ, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации), меры социальной поддержки предоставлялись согласно Постановлению губернатора Амурской области от 05.03.2005 № 103 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 652».
Гражданам соответствующих категорий, предусмотренных Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» меры социальной поддержки предоставлялись согласно Постановлению Губернатора Амурской области от 17.03.2005 г. № 144 «Об утверждении Порядка исполнения Соглашения о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена трудовой Славы».
Управление социальной защиты в целях исполнения как федерального, так и областного законодательства, согласно Договору от 25.02.2005 г. № 263, Договору б/н от 01.04.2005 г. и Договору от 18.05.2005 № 359 обязано было проверять огромный объем информации по каждому предприятию, в т. ч. списки по ОАО «Амурские коммунальный системы», включающие в себя более 30 тысяч граждан льготных категорий.
По результатам проверок в ОАО «Амурские коммунальные системы» направлялись письма с сообщением о том, что при оплате счета за тот или иной месяц по определенной категории исключается та или иная сумма с указанием причины исключения по каждому гражданину конкретно (смерть, переезд в другой город или район, отсутствие регистрации или смена места жительства, отсутствие льготного удостоверения, льгота не положена, льгота предоставлена в другой организации или по двум адресам одновременно и т.д.). На всех письмах имеется отметка специалистов РКЦ о получении. Всего направлено было 62 письма по областному регистру с приложением списков льготников и замечаний, 31 письмо по федеральному регистру, и 2 - по «Героям».
В ответ на данные письма ОАО «АКС» за январь-август 2005 г. предоставило для оплаты дополнительные списки граждан без указания конкретного периода предоставления льгот, за который требует возмещения расходов. В связи с этим проверить правильность выставленных затрат и произвести их возмещение было невозможно. На просьбу специалистов УСЗН указать точный период предоставления льгот специалисты ОАО «АКС» ответили в устной форме отказом ввиду отсутствия технической возможности.
За период сентябрь-ноябрь 2005 г. ОАО «АКС» предоставило дополнительные списки льготников для дополнительного возмещения, которые содержали много ошибок. Кроме того, в списки были включены многие граждане, возмещение затрат по которым было произведено ранее.
24.01.2006 г. Управление социальной защиты направило для подписания в ОАО «Амурские коммунальные системы» акты сверки по гражданам, включенным в областной, федеральный регистры и по Законам о социальной защите Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Подписаны они были и возвращены только в мае 2006 г., однако позже истцом был предложен другой вариант Актов сверки по областному и федеральному регистрам, который значительно разнится с первым. Кроме того, если сравнить данные о затратах, выставленных ОАО «АКС» к оплате, и отчетов, предоставляемых специалистами РКЦ ежемесячно в течение всего года (копии отчетов и свод данных по месяцам и категориям прилагается), то они тоже значительно отличаются друг от друга.
Оплата Кредиторской задолженности за 2005 год по данным Управления произведена:
- Инвалиды 1-3 групп – в сумме 5 205 917, 03 руб. по счету от 26.06.2006 г. №00000974 платежным поручением от 26.06.2006 г. № 105;
- Семьи погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ - в сумме 10 390, 34 руб. по счету 00002164 от 18.10.2007г. платежным поручением от 23.10.2007 г. № 360;
- Ветераны военной службы – в сумме 30 710, 75 руб. по счету от 18.10.2007 г. № 00002165 будет погашена в октябре 2007 г. по мере поступления средств из бюджета.
- «Герои» - в сумме 58 898, 05 руб. по счету от 21.04.2006 г. № 00000570 платежным поручением от 10.05.2006 г. №12 .
Суммы кредиторской задолженности, предъявленные Управлению социальной защиты в иске, не совпадают с суммами, указанными в актах сверки, подписанных руководством ОАО «Амурские коммунальные системы».
Третье лицо Финансовое управление администрации города Благовещенска представило письменный отзыв на иск, в котором, указало, что интересы финансового управления администрации города Благовещенска по требованиям истца о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по указанным в исковом заявлении законам, не затронуты, поскольку ни федеральными, ни областными законами органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, и бюджет города Благовещенска не получает финансовые средства на реализацию данных законов.
Согласно ст. 4 областного закона от 31.01.2005 № 427-ОЗ «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» органы государственной власти области передают органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также совместно проживающим членам их семей по оплате жилья и коммунальных услуг.
Во исполнение данного областного закона было принято постановление губернатора Амурской области от 11.012.2005 №72 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов и использования субвенций на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг».
На основании пункта 2.4. вышеуказанного Порядка финансовое управление администрации города Благовещенска перечислило поступившие субвенции на лицевые счета уполномоченного органа, т.е. управления социальной защиты населения администрации города Благовещенска.
Согласно отчету об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки реабилитированным лицам, по городу Благовещенску за декабрь 2005 года в бюджет города Благовещенска за 2005 год на реализацию мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, поступило 1 868 659 руб., сумма фактических затрат предприятий составила 1 753 723 руб.
Третьи лица - Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области письменные отзывы на иск не представили.
В судебном заседании 22.01.2008 г. истец отказался от исковых требований в полном объеме, о чем в материалы дела представлено письменное заявление истца №95 от 22.01.2008 г.
Суд разъяснил истцу последствия отказа от иска, о чем внесена запись в протокол судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, отказ от иска принимается судом на основании ст. 49 АПК РФ.
В силу п. 2 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Суд принимает отказ истца от иска.
При подаче искового заявления истцом была уплачена госпошлина в размере 53 337 руб. 56 коп. (платежное поручение №4558 от 21.09.2007 г.).
В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку производство по делу прекращается в связи с отказом истца от иска, не связанным с добровольным удовлетворением ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд. Истцу из федерального бюджета подлежит возврату госпошлина в размере 53 337 руб. 56 коп.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Принять отказ ОАО «Амурские коммунальные системы» от иска.
Производство по делу прекратить.
Возвратить ОАО «Амурские коммунальные системы» из федерального бюджета госпошлину в размере 53 337 руб. 56 коп., уплаченную по платежному поручению №4558 от 21.09.2007 г.
Определение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск), через арбитражный суд Амурской области.
Судья А.А. СТОВБУН