ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-7552/07 от 28.11.2007 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675000, <...>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-7552/07-11/281

ноября

Арбитражный суд в составе судьи

Голубевой С.В.

                                                                                                                                 (Фамилия И.О. судьи)

Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

ОАО «Амурские коммунальные системы»

 (наименование  заявителя)                          

к

Управлению социальной защиты населения администрации г.Благовещенска

                                     (наименование ответчика)

о

взыскании 8 124 574, 88 руб.

Финансовое управление администрации г.Благовещенска;

Министерство финансов Амурской области;

Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области

При участии в заседании:

от истца – ФИО1 по дов. от 24.08.2007 г. № 932/7-П

от ответчика – ФИО2 по дов. от 21.05.2007 г. № 1590

Финуправление – ФИО3 по дов. от 10.01.2007 г.

МФ АО -  ФИО4 по дов. от 15.08.2007 г. № 13-10/502

МФ РФ – ФИО5 по дов. от 15.01.2007 г. № 10-53/13

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Амурские коммунальные системы» с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации г.Благовещенска о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в сумме 8 124 574, 88 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации г.Благовещенска, Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области.

Исковые требования обоснованы тем, что во исполнение Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона РФ от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросу радиоактивных отходов в реку Теча», Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Амурской области от 30.12.2004г. № 399-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» между ОАО «Амурские коммунальные системы» и Управлением социальной защиты населения администрации города Благовещенска (Управление соц. защиты) были заключены договоры № 322 от 01.01.2005 года, № 263 от 25.02.2005 года № 359 от 18 мая 2005 года «О возмещении в 2005г. расходов ОАО «Амурские коммунальные системы» по предоставлению коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Согласно указанным договорам ОАО «АКС» предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) отдельным категориям граждан, а Управление соцзащиты обязано компенсировать ОАО «АКС» расходы связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по факту предоставления ЭСО счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на р/счет ЭСО за счет выделенных субвенций из федерального и областного бюджетов.

ОАО «АКС» надлежащим образом исполняло обязательства по договорам «О возмещении в 2005г. расходов ОАО «Амурские коммунальные системы» по предоставлению коммунальных услуг отдельным категориям граждан», предоставляя данные льготы гражданам в течение всего срока действия договоров (за 2005г.), исполняя свои обязательства в полном объеме и в соответствии с требованиями данных договоров, вело учет по категориям льготников и видам услуг, и ежемесячно представляло в Управление социальной защиты населения администрации города Благовещенска отчеты и счета-фактуры.

Однако возмещение расходов предприятия до настоящего времени по принятым счетам-фактурам не компенсированы в полном объеме.

Так, истцом за 2005 год были направлены ответчику для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот (по всем категориям), счета-фактуры на общую сумму 151 773 699, 20 руб. Ответчиком произведена оплата направленных счетов-фактур в общей сумме 143 649 124, 32 руб. (в том числе в 2005 году в сумме 138 384 309, 24 руб., в 2006 - 5 264 815, 08 руб.). Вследствие неполного возмещения расходов ответчиком  истец в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. понес убытки на сумму 8 497 514, 50 руб.

В том числе не были возмещены денежные средства, затраченные в связи с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, пользующимся данной льготой согласно:

- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»  в общей сумме  5 672 750, 38 руб., в том числе:

- по категории «Инвалиды» в сумме 3 286 310, 60 руб.;

- по категории «Семьи, имеющие детей инвалидов» в сумме 2 386 439, 78 руб.;

- ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросу радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по категории «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации» в сумме 100 333, 80 руб.;

- ФЗ «О предоставлении гарантий героям соц. труда и полным кавалерам ордена трудовой славы» по категории «герои России» в сумме 13 254, 70 руб.;

- ФЗ «О ветеранах» в общей сумме 2 61 541, 72 руб., в том числе:

- по категории «Инвалиды ВОВ» в сумме 1 774 347, 19 руб.;

- по категории «Ветераны боевых действий» в сумме 6 527, 68 руб.;

- по категории «Семьи участников ВОВ» в сумме 695 185, 14 руб.;

- по категории «Ветераны воинской службы» в сумме 165 481, 71 руб.;

- ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» в общей сумме 69 633, 90 руб., в том числе:

- по категории «Реабилитированные» в сумме 64 076, 22 руб.;

- по категории «Пострадавшие от политических репрессий» в сумме 5 557, 68 руб.

С учетом переплаты по другим категориям льгот (в общей сумме 372 939, 62 руб.) общая сумма задолженности составляет 8 124 574, 88 руб.

До настоящего времени долг по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не погашен, акты сверки по категориям ответчиком не подписаны, в связи с чем истце обратился в суд с настоящим иском на основании ст.ст. 309, 310 ГК РФ.

Дело рассматривается в предварительном судебном заседании.

Истец в предварительном заседании на исковых требованиях настаивал. Представил письменные пояснения к иску, согласно которым задолженность по категории «Инвалиды» составила 1 628 466, 62 руб., «Семьи, имеющие детей инвалидов» - 1 867 717, 81 руб., «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации» - 49 302, 63 руб., «Герои» - 13 254, 70 руб., «Инвалиды ВОВ» - 1 091 001, 68 руб., «Семьи участников ВОВ» - 649 394, 39 руб. Истец ходатайства об уменьшении размера исковых требований не заявил в связи с необходимостью уточнения сумм задолженности по остальным категориям льготников.

Ответчик исковые требования не признал, ранее представил письменный отзыв на иск, в котором, в частности, указал, что в 2005 году меры социальной поддержки предоставлялись гражданам, включенным в областной регистр (ветераны труда, ветераны военной службы, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, Почетные доноры Амурской области) согласно Закону Амурской области от 30.12.2004 № 399-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» и Закону Амурской области от 31.01.2005 г. № 427-03 «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».

Гражданам, включенным в федеральный регистр (инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды ВОВ и участники ВОВ, семьи погибших участников и инвалидов ВОВ, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации), меры социальной поддержки    предоставлялись согласно    Постановлению губернатора Амурской области от 05.03.2005 № 103 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 652».

Гражданам соответствующих категорий, предусмотренных Законом РФ « О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полны м кавалерам ордена Трудовой Славы» меры социальной поддержки предоставлялись согласно Постановлению Губернатора Амурской области от 17.03.2005 г. № 144 «Об утверждении Порядка исполнения Соглашения о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена трудовой Славы».

Управление социальной защиты в целях исполнения как федерального, так и областного законодательства, согласно Договору от 25.02.2005 г. № 263, Договору б/н от 01.04.2005 г. и Договору от 18.05. № 359 обязано было проверять огромный объем информации по каждому предприятию, в т. ч. списки по ОАО «Амурские коммунальный системы», включающие в себя более 30 тысяч граждан льготных категорий.

По результатам проверок в ОАО «Амурские коммунальные системы» направлялись письма (прилагаются) с сообщением о том, что при оплате счета за тот или иной месяц по определенной категории исключается та или иная сумма с указанием причины исключения по каждому гражданину конкретно (смерть, переезд в другой город или район, отсутствие регистрации или смена места жительства, отсутствие льготного удостоверения, льгота не положена, льгота предоставлена в другой организации или по двум адресам одновременно и т.д.). На всех письмах имеется отметка специалистов РКЦ о получении. Всего направлено было 62 письма по областному регистру с приложением списков льготников и замечаний, 31 письмо по федеральному регистру, и 2 - по «Героям».

В ответ на данные письма ОАО «АКС» за январь-август 2005 г. предоставило для оплаты дополнительные списки граждан без указания конкретного периода предоставления льгот, за который требует возмещения расходов. В связи с этим проверить правильность выставленных затрат и произвести их возмещение было невозможно. На просьбу специалистов УСЗН указать точный период предоставления льгот (письмо прилагается) специалисты ОАО «АКС» ответили в устной форме отказом ввиду отсутствия технической возможности.

За период сентябрь-ноябрь 2005 г. ОАО «АКС» предоставило дополнительные списки льготников для дополнительного возмещения, которые содержали много ошибок. Кроме того, в списки были включены многие граждане, возмещение затрат по которым было произведено ранее.

24.01.2006 г. Управление социальной защиты направило для подписания в ОАО «Амурские коммунальные системы» акты сверки по гражданам, включенным в областной, федеральный регистры и по Законам о социальной защите Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Подписаны они были и возвращены только в мае 2006 г., однако позже истцом был предложен другой вариант Актов сверки по областному и федеральному регистрам, который значительно разнится с первым. Кроме того, если сравнить данные о затратах, выставленных ОАО «АКС» к оплате, и отчетов, предоставляемых специалистами РКЦ ежемесячно в течение всего года (копии отчетов и свод данных по месяцам и категориям прилагается), то они тоже значительно отличаются друг от друга.

Оплата Кредиторской задолженности за 2005 год по данным Управления произведена:

- Инвалиды 1-3 групп – в сумме 5 205 917, 03 руб. по счету от 26.06.2006 г. №00000974 платежным поручением от 26.06.2006 г. № 105;

- Семьи  погибших   (умерших)  участников   и   инвалидов   ВОВ - в сумме 10 390, 34 руб. по счету   00002164 от 18.10.2007г. платежным поручением от 23.10.2007 г. № 360;

- Ветераны военной службы – в сумме 30 710, 75 руб. по счету от 18.10.2007 г. № 00002165 будет погашена в октябре 2007 г. по мере поступления средств из бюджета.

- «Герои» - в сумме 58 898, 05 руб. по счету от 21.04.2006 г. № 00000570 платежным поручением от 10.05.2006 г. №12 .

Суммы кредиторской задолженности, предъявленные Управлению социальной защиты в Исковом заявлении, не совпадают с суммами, указанными в Актах сверки, подписанных руководством ОАО «Амурские коммунальные системы».

В   связи   с   вышеизложенным   Управление   социальной   защиты населения   считает   требования,   предъявленные   ОАО   «Амурские коммунальные системы» необоснованными.

Третье лицо Финансовое управление администрации г.Благовещенска ранее  представило письменный отзыв на иск, в котором, в частности, указало, что интересы финансового управления администрации города Благовещенска по требованиям истца о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по указанным в исковом заявлении законам, не затронуты, поскольку ни федеральными, ни областными законами органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, и бюджет города Благовещенска не получает финансовые средства на реализацию данных законов.

Согласно ст. 4 областного закона от 31.01.2005 № 427-ОЗ «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» органы государственной власти области передают органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также совместно проживающим членам их семей по оплате жилья и коммунальных услуг.

 Во исполнение данного областного закона было принято постановление губернатора Амурской области от 11.012.2005 №72 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов и использования субвенций на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Порядок).

На основании пункта 2.4. вышеуказанного Порядка финансовое управление администрации города Благовещенска перечислило поступившие субвенции на лицевые счета уполномоченного органа, т.е. управления социальной защиты населения администрации города Благовещенска.

Согласно отчету об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки реабилитированным лицам, по городу Благовещенску за декабрь 2005 года в бюджет города Благовещенска за 2005 год на реализацию мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, поступило 1 868 659 рублей, сумма фактических затрат предприятий составила 1 753 723 руб.

Представитель Финуправления настаивал на доводах, изложенных в письменном отзыве на иск.

Третьи лица - Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области письменные отзывы на иск не представили.

Поскольку дело подготовлено к судебному разбирательству и может быть рассмотрено по существу, суд считает необходимым подготовку дела к судебному разбирательству завершить, назначить судебное разбирательство.

       Руководствуясь ст.ст. 136, 137, 185 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Подготовку дела к судебному разбирательству завершить.

Назначить судебное разбирательство на 16 января 2008 г. на 13 час. 00 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, кааб. 231.

К судебному заседанию предложить представить:

Истцу: письменно со ссылкой на нормы законов, в соответствии с которыми предоставлялись льготы обосновать исковые требования, представить списки граждан, имеющих право на получение льгот с указанием документов, подтверждающих право на льготу по каждой категории (представлены только по инвалидам), доказательства фактического предоставления льгот, письменно обосновать сумму задолженности по каждой категории, представить подробные письменные расчеты с пояснениями к ним по каждой категории с указанием сумм предоставленных льгот и возмещенных расходов,  уточнить надлежащего ответчика, представить копии документов, указанных в п.2.1.2 Договоров, сводный акт сверки с ответчиком, при наличии расхождений по результатам сверки представить документальные доказательства своей позиции.

Уточненные расчеты задолженности по каждой категории направить в адрес ответчика для рассмотрения и проверки их обоснованности.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СВЕРКИ ВОЗЛОЖИТЬ НА ИСТЦА.

Ответчику:  контррасчет оказанных льгот истцом и компенсированных расходов, признанных УСЗН обоснованными, при наличии задолженности по той или иной категории льготников – представить расчет задолженности с указанием категории, суммы, оснований возникновения задолженности, акт сверки расчетов с истцом по каждой (указанной в иске) категории, иные документы по предмету спора, указать источники, из которых производилось возмещение расходов истцу (уровень бюджета, вид дохода (субсидии, субвенции), доказательства их получения, достаточности, и т.д.), рассмотреть уточненные расчеты истца, при наличии возражений – обосновать их письменно и подтвердить документально, иные документы по предмету спора.

ОБЕСПЕЧИТЬ УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ СВЕРКИ С ИСТЦОМ.

Третьим лицам: письменные отзывы на иск, бюджет г.Благовещенска, Амурской области на 2006 г. и отчеты о их исполнении с указанием сумм, предусмотренных на реализацию соответствующих льгот,  подтвердить документально потребность г.Благовещенска, Амурской области в 2006 г. в денежных средствах на компенсацию затрат по предоставленным льготам, доказательства направления средств федерального, областного бюджетов в 2006 г. бюджету города на реализацию указанных в иске законов, письменные отзывы на иск с документальным обоснованием возражений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ, сторонам разъясняется, что они вправе не позднее, чем за месяц до начала судебного разбирательства заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также передать спор на разрешение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора, заключить мировое соглашение.

В соответствии  со ст. 41 АПК РФ лица участвующие в деле имеют право знакомиться с материалами дела по адресу: <...>, кабинет 109, время работы: понедельник, среда, четверг с 09.00 до16.00 часов,  обед с 12.00 до 13.00 часов.

Судья                                                                           Голубева С.В.