ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-8311/07 от 10.01.2008 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела к судебному разбирательству

г. Благовещенск

Дело  №

А04-8311/07-7/283

10

января

2008 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего

Н.С. ЗАНОЗА

рассмотрев в предварительном  судебном заседании  дело по иску  Сковородинского МУП жилищно-коммунального хозяйства в лице к/управляющего ФИО1

к

Муниципальному образованию «Сковородинский район» в лице Сковородинского районного Совета народных депутатов, Администрации муниципального образования «Сковородинский район»

Третьи лица:  ОАО «Российские железные дороги», Министерство ЖКХ Амурской области, Управление по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области, Финансовое управление Администрации Сковородинского района

о

взыскании 23 736 100 руб.

При участии в заседании: от истца: ФИО2 – дов. от 22.11.2007 г. № 1-с, паспорт  <...>

от Сковородинского районного Совета народных депутатов: ФИО3 – дов. от 09.01.2007 г., паспорт   <...>

от Администрации МО «Сковородинский район»: ФИО3 – дов. от 09.01.2007 г., паспорт   <...>

от ОАО «РЖД»: ФИО4 – дов. от 26.12.2007 г. № НЮ-178Д в порядке передоверия нотариально заверенная

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Сковородинское МУП жилищно-коммунального хозяйства в лице к/управляющего ФИО1 с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Сковородинский район» в лице Сковородинского районного Совета народных депутатов, Администрации муниципального образования «Сковородинский район» о  взыскании убытков в размере 23 736 100 руб.

Определениями от 14.11.2007 г., 12.12.2007 г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  ОАО «Российские железные дороги», Министерство ЖКХ Амурской области, Управление по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области, Финансовое управление Администрации Сковородинского района.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 01.02.2002 г. Глава местного самоуправления Сковородинского района вынес постановление № 38 «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района», в котором в соответствии с постановлением главы администрации Амурской области № 660 от 18.10.200.1 года «Об исполнении федеральных стандартов перехода на новую систему оплату жилья и коммунальных услуг» и № 17 от 14.01.02 г. «Об утверждении порядка предоставления дотации на проведение реформы ЖКХ на 2002 г.» постановил, установить предельный уровень платежей с населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг с 01.02.02 г. в размере 80%.

Таким образом, были установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2002-2003 г.

13.01.2003 г. главой местного самоуправления Сковородинского района было вынесено постановление № 14 от 13.01.2003 г. «О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления района № 38 от 01.02.02 г. «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района» в котором, в связи с утверждением комитета цен Администрации Амурской области тарифов и в связи с увеличение себестоимости 1 м3 воды и канализации постановил внести изменения в постановление № 38 от 01.02.02 г., а именно установить тарифы за холодное водоснабжение в домах с водопроводом, канализацией и ванной с водонагревателем в размере 36 руб. 72 коп. с 1 человека; установить тарифы, на канализацию  - в размере 22 руб. 80 коп.

В период с 2003-2005 тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района не изменялись.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 02.06.2003 № 712-Р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность относящихся к федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» Забайкальской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» 01.06.2005 г. были переданы в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Данные объекты были переданы на баланс Сковородинского МУП ЖКХ и соответственно обязанности по обеспечению и обслуживанию данных объектов возложены на СМУП ЖКХ.

Тарифы для населения на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района в нарушение действующего законодательства не были своевременно пересмотрены и повышены и фактически действовали тарифы 2002 года.

Таким образом, в результате незаконного бездействия по своевременному пересмотру тарифов на коммунальные услуги для населения Сковородинского района в отсутствие бюджетных дотаций на компенсацию убытков от разницы в тарифах, органами местного самоуправления Сковородинского района, СМУП ЖКХ были причинены убытки.

В соответствии с действующим законодательством, вопросы установления тарифов на коммунальные услуги для муниципальных унитарных предприятий относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В целях обеспечения оказания коммунальных услуг населению пос. ФИО5 СМУП ЖКХ с ОАО «РЖД» (поставщик услуг) были заключены следующие договоры:

- № 163 от 15 сентября 2005г. на отпуск тепловой энергии в горячей воде;

  - № 94 от 1 июня 2005г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод

Согласно указанным договорам, СМУП ЖКХ производит ОАО «РЖД» оплату за полученные коммунальные услуги по тарифам, установленным Управлением Государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области.

За период действия указанных договоров (с июня 2005 года по сентябрь 2006 года) ОАО «РЖД» по установленным тарифам были предъявлены счета на общую сумму 28977,2 тыс. руб., все по оказанию услуг населению. Правомерность предъявления данной суммы подтверждается судебными решениями о взыскании с предприятия в пользу ОАО «РЖД» задолженности за оказанные услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (решение Арбитражного суда Амурской области от 10 мая 2006г. по делу № АО4-404/06-11/24; от 22 декабря 2005г. по делу № АО4-9933/05-23/300).

Оказывая в период договорных отношений коммунальные услуги населению, СМУП ЖКХ руководствовалось действующими тарифами,    утвержденными Постановлением Главы местного самоуправления Сковородинского района № 14 от 13.01.2003 г. «О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления района № 38 от 01.02.02 г. «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района».

В результате причинено убытков в 2005 году -  11007,3 т.р., в 2006 году  - 12728,8 т.р. в том числе убытки по отоплению - 19669,7 тыс. руб., холодное водоснабжение- 2660,1 тыс. руб., прием стоков-1406,4 тыс. руб. Всего причинено убытков по межтарифной разнице -  23736,1 тыс. руб.

10 июня 2005 года Сковородинским районным Советом народных депутатов принято решение № 133 «О введении в действие тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения Сковородинского района». Однако, перед принятием решения, в нарушение порядка ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг не была проведена независимая экспертиза. В этой связи, на данное решение прокурором Сковородинского района был внесен протест от 11.10.2005г. № 4453 и решением Сковородинского районного суда от 07.02.2006г. решение Совета народных депутатов от 10.06.2005г. № 133, отменено.

27 декабря 2005 года Сковородинским районным Советом народных депутатов принято решение № 243 «О тарифах на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению на 2006 год». Однако, прокуратура Сковородинского района, руководствуясь Приказом ФСТ РФ от 29.12.2005г. № 853-эЛ/ «Обутверждении предельных индексов...», вновь внесла протест от 01.02.2006г. № 437 с требованиями отменить незаконное решение, и решением Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.02.2006г. № 270 протест прокурора удовлетворен, решение об установлении тарифов на 2006 год, отменено.

Таким образом, в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления Сковородинского района, тарифы на коммунальные услуги для населения Сковородинского района своевременно не были пересмотрены и доведены до уровня фактической себестоимости оказываемых услуг. Поэтому, оказывая коммунальные услуги населению в 2005 - 2006 годах, предприятие было вынуждено применять тарифы на коммунальные услуги 2002 года.

 В этой связи, сбор коммунальных платежей с населения по действующим тарифам, не покрывал расходы СМУП ЖКХ, связанные с оказанием услуг. В результате, образовалась «межтарифная разница», которая должна возмещаться за счет средств бюджета Сковородинского района. Покупая коммунальные услуги у ОАО «РЖД», СМУП ЖКХ даже при 100% сборе платежей с населения не имело возможности исполнить свои обязательства по оплате полученных услуг.

Со стороны органов местного самоуправления Сковородинского района не принято никаких мер по возмещению СМУП ЖКХ межтарифной разницы, в результате чего у СМУП ЖКХ возникли убытки вследствие регулирования тарифов, что в свою очередь повлекло образование кредиторской задолженности.

В предварительном судебном заседании 10.01.2008 г. представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, заявил ходатайство о привлечении Финансового управления Администрации Сковородинского района в качестве соответчика по делу.

Представитель Сковородинского районного Совета народных депутатов и Администрация муниципального образования «Сковородинский район» исковые требования не признает, о чем указал в отзывах на иск и в судебном заседании 10.01.2008 г.

 Как следует из представленных отзывов ответчиков, содержащих аналогичную позицию по делу, тарифы для населения п.г.т. ФИО5 были установлены постановлением главы администрации п.г.т. ФИО5 от 1 января 2004 года. Повышение тарифов было утверждено решением Сковородинского районного Совета народных депутатов от 27.12.2005 № 243 «О тарифах на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению на 2006 год», которое было отменено решением Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.02.2006 № 270 в связи с превышением утвержденного приказом ФСТ от 29.12.2005 № 853-э/4 предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги.

30 мая 2006 года поселковый Совет народных депутатов п.г.т. ФИО5 принял решение № 7 «Об утверждении тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг», которое действовало в 2006 году.

Таким образом,  произведенные истцом расчеты убытков являются неверными.

Кроме того, в связи с тем, что тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Сковородинского района в период с 2003 по 2005 годы   не увеличивались, районный бюджет вынужден был нести расходы по содержанию объектов   жилищно-коммунального   хозяйства  района  и   направлять   денежные средства на возмещение убытков по жилищно-коммунальному хозяйству.

Согласно годовому отчету за 2005 год по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы консолидированного бюджета района в целом по жилищно-коммунальному хозяйству составили 134 927 146 руб. 29 копеек.

В соответствии с решением районного Совета народных депутатов № 283 от 23.03.2006            г «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народныхдепутатов     №   108  от  04.02.2005  года  «О районном  бюджете  на 2005  год»Сковородинскому     муниципальному     унитарному     предприятию     жилищно-коммунального хозяйства за 2005 год было перечислено денежных средств израйонного бюджета в размере  118 059 958 рублей 32  копеек, из них былинаправлены субсидии на возмещение убытков в сумме 82 972 305 руб. 71 коп; за 2006 год расходы консолидированного бюджета района в целом по жилищно-коммунальному хозяйству составили 100 896 539 руб. 59 копеек

В соответствии с решением районного Совета народных депутатов № 406 от 30.03.2007            г. «О внесении изменений и дополнений в решение № 242 от 27.12.2005года  «О  районном  бюджете  на  2006   год»   Сковородинскому муниципальномуунитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства за 2006 год былоперечислено денежных средств с районного и областного бюджетов в сумме26 837 200 рублей, в том числе за счет средств районного бюджета СМУП ЖКХбыли направлены субсидии на возмещение убытков в сумме 587 200 руб.00 коп, засчет областного бюджета были направлены СМУП ЖКХ денежные средства  навозмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства исоциально-культурной сферы в сумме 23 750 000 рублей, а также была направленаСМУП ЖКХ     бюджетная       ссуда полученная муниципальным  образованиемСковородинский район из областного бюджета на покрытие временного кассовогоразрыва   в сумме 2 500 000   рублей     для   проведения   расчетов за топливосЗабайкальской железной дорогой -филиалом ОАО «РЖД,

Таким образом, бюджет муниципального образования Сковородинский район полностью покрывал убытки выпадающих доходов СМУП ЖКХ в период 2005 -2006 годов.

ОАО «Российские железные дороги» поддерживает исковые требования в полном объеме, о чем указал его представитель в судебном заседании 10.01.2008 г. и в отзыве на иск, из которого следует, что в результате бездействия ответчиков по своевременному пересмотру и установлению тарифов на коммунальные услуги для населения Сковородинского района, МУП ЖКХ было признано несостоятельным (банкротом). В целях обеспечения оказания коммунальных услуг населению п. ФИО5 СМУП ЖКХ с ОАО «РЖД» (поставщик услуг) заключили договоры  № 163 от 15.09.2005 г. на отпуск тепловой энергии в горячей воде и № 94 от 01.06.2005 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Общая сумма задолженности составила 28 977,2 тыс. руб., правомерность предъявления которой подтверждается судебным решениями: от 10.05.2006 г. по делу № А04-404/06-11/24; от 22.12.2005 г. по делу № А04-9933/05-23/300.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции по делу № Ф03-А04/07-1/1316 от 04.05.2007 г. установлено, что именно ответчики, в чьей собственности находится жилой фонд, должны были принять меры для обеспечения нормальной безубыточной деятельности МУП «ЖКХ». На основании чего, денежные средства в размере 23 736 100 руб. должны быть взысканы  с ответчиков с целью возмещения убытков МУП «ЖКХ».

В предварительное судебное заседание 10.01.2008 г. представитель Финансового управления Администрации Сковородинского района не явился, уведомлен судом о времени  и месте судебного заседания заказным письмом     № 23057, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что за 2005 год СМУП «ЖКХ» из районного бюджета были перечислены  денежные средства в размере 118 059 958, 32 руб., в том числе средства областного бюджета на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, средства для расчетов СМПУП ЖКХ с ОАО «РЖД», средства на возмещение убытков выпадающих доходов, средства районного бюджета на возмещение убытков выпадающих доходов от содержания бань, средства областного бюджета на мероприятия в области коммунального хозяйства  для заготовки топлива на отопительный сезон, средства районного бюджета на мероприятия по благоустройству поселений и на мероприятия в области коммунального хозяйства  по развитию, реконструкции и замене инженерных сетей,  субвенции из областного бюджета на выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

За 2006 год СМУП «ЖКХ» перечислено денежных средств  районного и областного бюджетов 26 837 200 руб., в том числе за счет средств районного бюджета СМУП «ЖКХ» направлены субсидии на возмещение убытков выпадающих доходов в сумме 587 200 руб. Денежные средства, поступившие из областного бюджета были направлены СМУП «ЖКХ» на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы за 2006 год в сумме 23 750 000 руб. Бюджетная ссуда, полученная из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва направлена СМУП «ЖКХ» в сумме 2 500 000 руб. для проведения расчетов за топливо с Забайкальской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД».

Представители Министерства ЖКХ Амурской области  и Управления по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области в предварительное судебное заседание 10.01.2008 г. не явились, уведомлены о  времени и месте заседания заказными письмами № 23054, 23055,письменные отзыв на иск и другие документы не представили.

Суд, рассмотрев ходатайство истца о привлечении Финансового управления Администрации Сковородинского района в качестве соответчика по делу, считает его подлежащим удовлетворению на основании ст. 46 АПК РФ, в связи с чем, Финансовое управление Администрации Сковородинского района исключается из числа третьих лиц.

Кроме того, суд считает необходимым на основании ст. 51 АПК РФ привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию п. ФИО5.

Суд, признав дело подготовленным,  назначает дело к  судебному разбирательству.

Руководствуясь ст.ст. 46, 51, 137 АПК РФ, суд       

О П Р Е Д Е Л И Л :

Привлечь в качестве ответчика по делу Финансовое управление Администрации Сковродинского района.

Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию п. ФИО5.

Признать дело подготовленным и окончить подготовку дела к судебному разбирательству.

Назначить  дело  к  судебному  разбирательству  в заседании арбитражного    суда  на

04

февраля

2008 г.

на

10

час.

00

мин.

в помещении суда по адресу <...>,  каб.  № 233  тел./факс:  <***>/59-59-00 (канцелярия).

Истцу: уточнить исковые требования к каждому из ответчиков и надлежащих ответчиков по делу, направить в адрес привлеченного третьего лица копию искового заявления с обоснованным расчетом заявленных требований, доказательства отправки представить в суд; представить доказательства вины ответчиков, причинной связи в причинении убытков, экономически обоснованным расчетом доказать размер предъявленных убытков; представитьдоказательства обжалования в установленном законом порядке - ст.198 АПК РФ незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, повлекших, по мнению истца, убытки;указать  какие меры были предприняты в целях недопущения возникновения убытков и представить доказательства принятия соответствующих мер, представить для обозрения подлинные документы, приложенные к иску; другие документы, имеющие отношение к делу, доказательства возбуждения 10.04.2007 г. прокурором Сковородинского района уголовного дела № 766220в отношении Сковородинского МУП ЖКХ по ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство,  утвержденные на 2005-2006 г.г. тарифы на коммунальные услуги, нормативы потребления и уровни платежей за коммунальные услуги   для населения Сковородинского района и п. ФИО5, постановление Главы местного самоуправления Сковородинского района от 01.02.2002 г. № 38, 13.01.2003 г. № 14, Решения Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.06.2005 г. № 133, 27.12.2005 г. № 243, от 10.02.2006 г. № 270,  Решения Сковородинского районного суда от 07.02.2006 г.,  Приказ ФСТ РФ от 29.12.2005 г. № 853-э/4, все выставленные за 2005-2006 г.г. истцу счета на оплату коммунальных услуг и все выставленные истцом населению счета на оплату коммунальных услуг в спорный период времени, доказательства сбора денежных средств с населения в счет оплаты коммунальных услуг в спорный период времени, доказательства обращения в органы местного самоуправления в период с 2003 г. по настоящее время  с требованием о принятии экономически обоснованных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района с приложением обоснованных расчетов.

Ответчикампредставить копии свидетельств о  постановке на налоговый учет в качестве юр. лиц, соглашение между органами местного самоуправления поселка и района о передаче полномочий по утверждению тарифов для населения на 2005-2006 г.г.,  доказательства передачи истцу функций по оказанию населению коммунальных услуг и доказательства дальнейшей передачи данных функций иным предприятиям, основания принятия Решений Сковородинского районного Совета народных депутатов от 10.06.2005 г. № 133, 27.12.2005 г. № 243,  доказательства обращения истца  в органы местного самоуправления в период с 2003 г. по настоящее время  с требованием о принятии экономически обоснованных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории Сковородинского района с приложением обоснованных расчетов, протест прокурора от 11.10.2005г. №4453;

Министерству ЖКХ Амурской области  и Управлениюпо государственному регулированию цен и тарифов Амурской областипредставить копии документов о статусе юр. Лиц, письменные отзывы на иск.

Администрации п. ФИО5: представить копии документов о статусе юр. лиц, в том числе  копию Устава муниципального образования, и постановке на налоговый учет, утвержденные на 2005-2006 г.г. тарифы на коммунальные услуги, нормативы потребления и уровни платежей за коммунальные услуги   для населения поселка, доказательства обращения истца  в органы местного самоуправления в период с 2003 г. по настоящее время  с требованием о принятии экономически обоснованных тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения на территории поселка с приложением обоснованных расчетов, бюджет поселка на 2005-2006 г. г. и отчеты об исполнении бюджетов за 2005-2006 г., документально обосновать потребность поселка в денежных средствах в 2005-2006 г. г. на возмещение расходов по предоставление коммунальных услуг  населению по сниженному тарифу; данные о наличии в 2005-2006 г.  г. в бюджете поселка средств,  достаточных для покрытия убытков при предоставлении коммунальных услуг  населению по сниженному тарифу, соглашение между органами местного самоуправления поселка и района о передаче полномочий по утверждению тарифов для населения на 2005-2006 г.г.,  доказательства передачи истцу функций по оказанию населению коммунальных услуг и доказательства дальнейшей передачи данных функций иным предприятиям, письменный отзыв на  исковое заявление, все  возражения подтвердить обоснованными доводами;  другие документы, имеющие отношение к делу.

Истцу и ответчикам составить акт сверки расчетов, в котором отразить объем и сумму услуг оказанных истцом населению и предъявленных истцу к оплате предприятиями ЖКУ счетов  в спорный период времени.

Обязанность по составлению акта сверки возлагаю на истца.

Явка лиц, участвующих в деле, обязательна.

СТОРОНАМ РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ.

В случае заключения сторонами мирового соглашения и неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, заявить о рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения в отсутствие сторон.

При этом сторонам разъясняется, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ, в случае, непредставления отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, запрошенных судом, дело будет рассмотрено по имеющимся в деле доказательствам.

   Судья                          Н.С. ЗАНОЗА