ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-14088/19 от 22.05.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела по подсудности

г. Архангельск

Дело № А05-14088/2019

22 мая 2020 года

Арбитражны й суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Короткой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Песчинской Ирины Николаевны (место жительства: 165780, Архангельская область, Ленский район, с.Яренск) к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» (ОГРН 1022901363880; адрес: 165780, Архангельская область, Ленский район, с.Яренск, ул. Братьев Покровских, дом 19) о признании недействительными сведений, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, адрес: 163000, г.Архангельск, ул. Садовая, д.5, корп.1),

установил:

Песчинская Ирина Николаевна (далее – заявитель, Песчинская И.Н.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным постановления администрации от 09.07.2019 № 427 в части утверждения проекта межевания территории под многоквартирным домом по адресу: Архангельская область, Ленский район, МО «Сафроновское», с. Яренск, ул. Трудовая, д. 18.

При этом заявитель просит снять земельный участок по указанному адресу, кадастровый номер 29:09:080117:219, с кадастрового учета.

Кроме того, заявитель просит обязать администрацию внести в межевой план земельного участка под 12-квартирном жилым домом № 18 по ул. Трудовая с. Яренск Ленского района Архангельской области сведения об обременении в виде частного сервитута, необходимого для проезда и осуществления погрузочно-разгрузочных работ к продуктовому магазину, расположенному по адресу: с. Яренск, ул. Трудовая д. 16 на смежном земельном участке с кадастровым номером 29:09:080117:16 и сведения об установлении сервитута в пользу истца постановить в установленном порядке на кадастровый учет.

Предмет заявленного требования указан с учетом его уточнения заявителем в ходе судебного разбирательства, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В заявлении и дополнении к нему от 05.03.2020 Песчинская И.Н. указывала, что заявление в суд подано ею в порядке главы 24 АПК РФ. В связи с этим требования заявителя, в которых она просит снять спорный земельный участок с кадастрового учета, а также обязать администрацию внести в межевой план сведения об обременении в виде частного сервитута, суд расценивает как выбранный заявителем способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов в результате принятия администрацией оспариваемого постановления.

Ответчик заявленные требования не признал.

Третье лицо заявленные требования оставляло на усмотрение суда.

В судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились, дело рассмотрено их участия в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.

Поводом к оспариванию постановления администрации послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Песчинская И.Н. является собственником земельного участка площадью 428 кв. м, имеющего кадастровый номер 29:09:080117:16 и расположенного по адресу: Архангельская область, Ленский район, с.Яренск, ул. Трудовая д. 16. Данный земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для эксплуатации магазина». На этом земельном участке находится здание продуктового магазина «Копейка», принадлежащего на праве собственности Песчинской И.Н. и используемого последней для осуществления предпринимательской деятельности.

В июле 2019 года администрация разработала и утвердила проекты межевания территории под многоквартирными домами с. Яренска Ленского района Архангельско й области, в том числе под 12-квартирным жилым домом по адресу: Архангельская область, Ленский район, с.Яренск, ул. Трудовая д. 18, расположенном на земельном участке, смежном с земельным участком заявителя (кадастровый номер 29:09:080117:16). Выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе под многоквартирным домом № 18 по ул. Трудовой с. Яренска проводилось индивидуальным предпринимателем Чурбановым А. И. на основании муниципального контракта от 28 января 2019 года.

07 июня 2019 года в газете «Маяк» № 23 (9873) и на официальном сайте администрации было размещено оповещение о проведении публичных слушаний, в котором указано, что заинтересованные лица могут ознакомиться с проектом межевания территории в администрации МО «Ленский муниципальный район» по адресу: Архангельская область, Ленский район, с.Яренск, ул. Бр. Покровских, д. 19, каб. 49.

08 июля были проведены публичные слушания, по результатам которых составлен протокол публичных слушаний и подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проектам межевания территорий под многоквартирными домами.

09 июля 2019 года администрация приняла постановление № 427 об утверждении межевания территории под многоквартирными домами, расположенными по ряду адресов с. Яренск, в том числе по адресу: Архангельская область, Ленский район, МО «Сафроновское», с. Яренск, ул. Трудовая, д. 18. В данном постановлении администрация в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом протокола публичных слушаний, проведенных 08.07.2019 по проектам межевания территории под многоквартирными домами, утвердила документацию по проектам межевания территорий под многоквартирными домами, уполномочила Чурбанова А.И. обратиться без доверенности в Росреестр для осуществления формируемых земельных участков на государственный кадастровый учет. Пунктом 3 данного постановления определено, что оно публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации; постановление и документация размещаются на официальном сайте администрации МО «Ленский муниципальный район» в сети «Интернет».

Не согласившись с этим постановлением в части утверждения проекта межевания территории под многоквартирным домом по адресу: Архангельская область, Ленский район, МО «Сафроновское», с. Яренск, ул. Трудовая, д. 18, заявитель обратился в арбитражный суд.

При этом заявитель указывал, что в результате проведенных кадастровых работ единственно возможный подъезд к принадлежащему Песчинской И.Н. магазину для осуществления выгрузки товара оказался на частной придомовой территории данного многоквартирного дома, что создает непреодолимые препятствия для осуществления деятельности магазина, т.к. каких-либо иных путей нет, возможность подъехать к магазину и осуществить погрузочно-разгрузочные работы, не нарушая при этом законодательства и не имея согласия всех собственников многоквартирного дома, отсутствует. Специалистам отдела архитектуры, строительства и капитальных ремонтов администрации, которые в ходе проведения кадастровых работ согласовывали межевой план на земельный участок под данным многоквартирным домом, обо всех указанных обстоятельствах было хорошо известно, поскольку именно в этом отделе Песчинская И.Н ранее получала разрешение па ввод магазина в эксплуатацию с предоставлением плана земельного участка, межевого плана и технического паспорта здания магазина. Подъезд автотранспорта для разгрузки товара со стороны многоквартирного дома как единственно возможный был зафиксирован в данных документах. Тем не менее, никаких мер со стороны администрации по возможной корректировке границ земельного участка, выделяемого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, либо установления обременения в виде предоставления права ограниченного пользования частью земельного участка, предоставляемого многоквартирному дому (установлению сервитута) ответчиком своевременно предпринято не было.

Песчинская И.Н. также указывала, что 14 сентября 2019 года собственники вновь образованного земельного участка письменно уведомили заявителя о запрете использования проезжей части, разделяющей многоквартирный дом № 18 по ул. Трудовой в с.Яренск и принадлежащее Песчинской И.Н. здание продуктового магазина. В связи с этим 16 сентября 2019 года Песчинская И.Н. обратилась в администрацию с заявлением о разрешении на установление публичного сервитута по адресу: с.Яренск, ул. Трудовая д. 18. В письме № 6091 от 25.09.2019, являющемся ответом на заявление Песчинской И.Н., администрация сообщила, что 08.07.2019 состоялись публичные слушания по проекту межевания территории и рассматривался проект межевания территории по многоквартирному дому по адресу: Архангельской области, Ленского район, с.Яренск, ул. Трудовая, д. 18; при рассмотрении проекта межевания замечаний и предложений не поступило, поэтому 09.07.2019 этот проект был утвержден, а 19.07.2019 земельный участок под упомянутым многоквартирным домом поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 29:09:080117:219. Администрация в данном письме сообщила, что в настоящее время уже не является собственником упомянутого земельного участка, поэтому не может удовлетворить требования заявителя.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.03.1998 № 9-П, право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Компетенция арбитражных судов определена главой 4 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае заявитель оспаривает постановление администрации в части утверждения проекта межевания территории под многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 50) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).

Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 статьи 45 ГрК РФ утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (часть 4 статьи 5 ГрК РФ).

Проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45 ГрК РФ.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории и обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 2 ГрК РФ).

Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в частности, по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется, в частности, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Из названных норм вытекает, что проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

Так, текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. На чертежах межевания территории отображаются среди прочего границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы публичных сервитутов. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия; границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов (статья 43 ГрК РФ).

О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).

При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).

Таким образом, проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта.

Аналогичный вывод содержится и в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 87-КА19-1.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Учитывая, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и не поименовано в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, данный спор не относится к компетенции арбитражного суда и подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

С учетом изложенного дело передается в Архангельский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьями 27, 29, 39, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать дело №А05-14088/2019 по заявлению Песчинской Ирины Николаевны к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» о признании недействительным постановления администрации от 09.07.2019 № 427 в части утверждения проекта межевания территории под многоквартирным домом по адресу: Архангельская область, Ленский район, МО «Сафроновское», с. Яренск, ул. Трудовая, д. 18, в Архангельский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его вынесения.

Судья

Л.В. Звездина