ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-17686/04 от 02.11.2004 АС Архангельской области

2600/2004-79886

Именем Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Архангельск

Дело№А05-17686/04-26

Арбитражный суд Архангельской области

2 ноября 2004 г.

в составе:

председательствующего Ипаева С.Г.

судей

при ведении протокола судебного заседания судьей Ипаевым С.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Трест Спецдорстроймеханизация»

к Управлению по налоговым преступлениям Управления внутренних дел Архангельской области

о признании незаконными действий

при участии

от заявителя – Болотов Б.В.

от ответчика -Шубодеров А.А.

установил: заявлено требование о признании незаконными действий Управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел Архангельской области, выраженное в требовании от 14.09.2004 №11/3280 по истребованию документов.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, поскольку считает, что действия Управления по налоговым преступлениям УВД Архангельской области, выразившееся в направлении в адрес общества запроса о предоставлении документов по финансово- хозяйственным отношениям общества с ООО «Триал-груп», проведены в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона «О милиции».

Рассмотрев представленные доказательства по делу, а, также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, в связи с возникшей необходимостью на основании статьи 11 Закона «О милиции» и статьи 6 Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» Управлением по налоговым преступлениям УВД Архангельской области направило ОАО «Трест Спецдорстроймеханизация» требование от 14.09.2004 №11/3280 о предоставлении копий документов по финансово-хозяйственным отношениям с ООО «Триал-груп» за период с 01.01.2003 по настоящее время.

Заявитель, считая действия милиции незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этих действий незаконными.


В соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» органам милиции предоставлено право получать от граждан и должностных лиц необходимые сведения. Пунктом 16 статьи 11 названного Закона органы милиции вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон "Об ОРД") органам внутренних дел предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона "Об ОРД" задачами оперативно-розыскной деятельности является следующее: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 7 названного Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьями 20, 21, 22 Закона "Об ОРД" контроль за оперативно- розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также прокурорский надзор и ведомственный контроль. Обжалование в арбитражный суд действий, бездействия, решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, названным Законом не предусмотрено.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду в порядке административного судопроизводства подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Кроме того, арбитражному суду подведомственны и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Как следует из статьи 137 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, в том числе путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с положениями статей 30, 36 НК РФ, а также Закона Российской Федерации "О милиции» органы внутренних дел не относятся к налоговым органам, а являются правоохранительными органами.

Следовательно, положения статей 137 и 138 НК РФ не распространяются на обжалование действий или бездействия должностных лиц органов милиции.

Согласно статье 39 Закона «О милиции» действия сотрудника милиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы или должностному лицу милиции, прокуратуру или суд.


В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 АПК РФ, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности в статье 138 НК РФ, статье 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", статье 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Как видно из материалов дела, направляя оспариваемые требования, органы внутренних дел, действовали в рамках Закона Российской Федерации «О милиции» и Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Указанными законодательными актами возможность обжалования в арбитражный суд действий или бездействия должностных лиц органов милиции не предусмотрена.

С учетом вышеизложенного, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению, в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду.

Руководствуясь статьями 150,184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Судья

С.Г.Ипаев



2 А05-17686/04-26

3 А05-17686/04-26