г. Архангельск | Дело № | А05-2189/2007 |
марта 2007 года
в составе: председательствующего Полуяновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Коношском районе Архангельской области
к муниципальному образованию «Коношской муниципальный район»
о взыскании в субсидиарном порядке задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 321936 руб. 40 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Луева Н.В.
от ответчика – не явился
установил: заявлено требование о взыскании с ответчика в субсидиарном порядке 302300 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2003г., 2004г., и 9 месяцев 2005г. и 19636 руб. 40 коп. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2 полугодие 2003г., 2004г., и 9 месяцев 2005г. по обязательствам муниципального учреждения «Жилищно-коммунальная служба» Волошской поселковой администрации.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ответчика надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела.
В отзыве, представленном в арбитражный суд заявленные требования не признал, указал, что непосредственным учредителем муниципального учреждения «Жилищно-коммунальная служба» Волошской поселковой администрации (далее – МУ «ЖСК») является Волошская поселковая администрация, которая в настоящий момент находится в стадии ликвидации, решение о ликвидации №657 от 21.10.2005. В настоящий момент постановлением Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» № 78 от 28.02.2007 года принято решение о ликвидации МУ «ЖСК», создана ликвидационная комиссия. Также заявитель указал, что в ходе работы ликвидационной комиссии была выявлена дебиторская задолженность сторонних организаций перед МУ «ЖСК», кроме того, комиссией были приняты исполнительные листы Пенсионного фонда.
В ходе предварительного судебного заседания представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что предъявленное заявителем требование не подлежит рассмотрению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что решениями арбитражного суда Архангельской области от 21.12.2004 по делу А05-24010/04-12, от 11.05.2005 по делу А05-3106/05-20, от 01.06.2005 по делу А056107/05-11, от 31.03.2006 по делу № А05-1254/2006-34, от 25.04.2006 по делу А05-3973/2006-31 с муниципального учреждения «Жилищно- коммунальная служба» Волошской поселковой администрации в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в Коношском районе Архангельской области (далее Пенсионный фонд) взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за 2 полугодие 2003 года, 2004 год и 9 месяцев 2005 года в сумме 321936 руб. 40 коп., в том числе страховые взносы в сумме 302300 руб. и начисленные пени 19636 руб. 40 коп.
Вышеуказанные решения арбитражного суда Архангельской области вступили в законную силу. Арбитражным судом взыскателю – Пенсионному фонду – были выданы исполнительные листы №1/043450 от 04.03.2005, №1/051714 от 29.06.2005, №1/054521 от13.07.2005, №1/077558 от 18.05.2006, №1/076878 от 27.06.2006. Возбужденные судебными приставами-исполнителями исполнительные производства №2090/7/05 от 29.04.2005, №3205/7/05 от 18.06.2005, №3334/7/05 от 29.07.2005, №3120/6/06 от 31.05.2006, №3887/7/06 от12.06.2006 были окончены в связи с отсутствием имущества и денежных средств на которые можно обратить взыскание. Судебными приставами исполнителями на основании статьи 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ были составлены акты о невозможности взыскания и исполнительные документы были возвращены взыскателю.
Как следует из документов, представленных в материалы дела и пояснений представителя заявителя МУ «ЖКХ» является муниципальным учреждением, финансируемым из местного бюджета. Учредителем МУ «ЖКХ» является Волошская поселковая администрация, которая в настоящее время находится в стадии ликвидации. Постановлением Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 28.02.2007 № 78 «О ликвидации МУ «ЖСК» Волошской поселковой администрации» в связи с невозможностью улучшения финансово-экономического положения решено ликвидировать указанное юридическое лицо с 01 мая 2007 года. Распоряжением Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 28.02.2007 № 63-р создана ликвидационная комиссия.
Волошская поселковая администрация также в настоящий момент находится в стадии ликвидации. Решение о ликвидации было принято постановлением Главы муниципального образования «Коношский район» от 21.10.2005 № 657 «О ликвидации поселковых, сельских администраций». Распоряжением Главы муниципального образования «Коношский район» от 7.11.2005 № 387-р в Волошской поселковой администрации создана ликвидационная комиссия.
В настоящем деле требование заявлено муниципальному образованию «Коношский муниципальный район» - учредителю Волошской поселковой администрации, которая в свою очередь является непосредственным учредителем МУ «ЖСК».
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом №167-ФЗ. Названный закон не регламентирует порядок привлечения к субсидиарной ответственности учредителя юридического лица, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 НК РФ, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Условия применения субсидиарной ответственности собственника учреждения установлены пунктом 6 статьи 63, пунктом 2 статьи 120, статьей 399 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Следовательно, приведенной нормой гражданского законодательства предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества по долгам созданного им учреждения, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 49 НК РФ на собственника учреждения может быть возложена обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам учреждения в случае его ликвидации.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ установлено, что при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Кроме того, согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику.
В соответствии с пунктами 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Таким образом, для удовлетворения требования Пенсионного фонда необходимо соблюдение определенного порядка: направление требования ликвидационной комиссии должника, установление недостаточности имущества должника для погашения долга в полном объеме или в части, привлечение собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности.
Судом установлено, что на дату обращения с заявлением от 26.02.2007 № 547 в суд решение о ликвидации основного должника - муниципального учреждения «Жилищно-коммунальная служба» Волошской поселковой администрации принято не было.
Как следует из пояснений представителя заявителя, требование ликвидационной комиссии о погашении задолженности направлено Пенсионным фондом после направления заявления в суд (копии требования, а также доказательств его направления не представлено), то есть с нарушением порядка урегулирования спора предусмотренного законодательством.
Кроме того, как следует из отзыва ответчика, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, взыскиваемые в субсидиарном порядке в рамках настоящего дела приняты во внимание ликвидационной комиссией.
Пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 3 статьи 149 АПК РФ оставление заявления без рассмотрения не лишает права истца вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 148, 149, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить заявление без рассмотрения.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий | Н.М. Полуянова |