ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-2654/20 от 06.08.2021 АС Архангельской области

3900/2021-74278(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799 

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Архангельск Дело № А05-2654/2020  06 августа 2021 года 

Резолютивная часть определения объявлена 06.08.2021.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Острых А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление министерства финансов Архангельской  области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, поданное в дело 

по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения  «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации (ОГРН 1027700430889; адрес: 105066, г.Москва, ул.Спартаковская, дом 2-Б) 

к Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и  жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; адрес:  163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.49), 

о взыскании 230 955 539 руб. убытков,

с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора: 

- общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом»  (ИНН 7704307993; адрес: 119121, г.Москва, Смоленский бульвар; д.19, строение 1;), 

- общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречная» (ИНН  2901262421; адрес: 163039, г.Архангельск, ул.Магистральная, д.43; 163038, г.Архангельск,  ул.Доковская, д.38), 

- министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; адрес: 163004,  г.Архангельск, пр.Троицкий, д.49), 

- Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; место  нахождения: 119019, г.Москва, ул.Знаменка, дом 19), 

при участии в заседании представителя заявителя Александровой Е.М. (доверенность от  27.04.2021 № 10-10/154), представителя истца Белова А.С. (доверенность от 28.12.2020 №  224), 

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец,  учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с  исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Архангельской области в лице  министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства  Архангельской области (далее – министерство, ответчик) о взыскании 230 955 539 руб.  убытков, возникших в период с 01.09.2017 по 31.12.2019 в результате государственного  регулирования тарифов на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение,  водоотведение.  


[A1] К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Главное управление жилищным фондом», общество с ограниченной  ответственностью «Управляющая компания «Заречная», министерство финансов  Архангельской области и Министерство обороны Российской Федерации. 

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021, оставленным  без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  02.06.2021, исковые требования учреждения удовлетворены в полном объеме. 

Судом в порядке статей 319, 320 АПК РФ 21.06.2021 выдан исполнительный лист  серии ФС № 035733591. 

Определением суда от 02.07.2021 указанное заявление ответчика принято к  производству. 

Истец по делу представил письменное мнение на заявление общества, в котором  заявил возражения в отношении удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки  исполнения решения суда. 

Заявление о рассрочке исполнения решения суда в соответствии с частью 2 статьи  324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  рассмотрено в отсутствие представителя министерства, извещенного о времени и месте  судебного заседания. 

Суд, заслушав пояснения представителей заявителя и истца по делу, изучив  заявление об отсрочке исполнения решения суда, исследовав представленные в его  обоснование доказательства, оценив доводы заявителя, считает возможным удовлетворить  такое заявления с учетом следующих обстоятельств. 

Исходя из положений части 1 статьи 16, части 1 статьи 182 АПК РФ, решение  арбитражного суда, вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит  исполнению в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами,  регулирующими вопросы исполнительного производства. 

В силу части 1 статьи 324 АПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих  исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по  заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить  или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. 

По смыслу указанной номы права предоставление отсрочки (рассрочки)  исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при  наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При  оценке таких обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения  интересов как должника, так и взыскателя. 

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами  законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе  исполнительного производства» основаниями для предоставления отсрочки или  рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на  момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником  исполнительного документа в установленный срок (абзац 1). 

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с  учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, 


[A2] могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины,  существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по  истечении срока отсрочки (абзац 2). 

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать  баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой  порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и  не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном  производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный  срок (абзац 3). 

Таким образом, рассрочка либо отсрочка исполнения судебных актов  предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических  обстоятельств и необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и  взыскателя. Суд оценивает реальность исполнения судебного акта в будущем. В  противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав и  законных интересов взыскателя. 

В обоснование заявления о рассрочке исполнения решения суда заявитель  ссылается на объективную невозможность исполнения решения суда, в том числе в связи  с отсутствием бюджетных ассигнований на исполнение судебного акта в пользу  учреждения, необходимостью исполнения социально-значимых расходных обязательств,  а также в связи с отсутствием в настоящее время возможности внесения изменений в  Закон о бюджете до октября 2021 года. Во избежание негативных последствий для  областного бюджета министерство финансов Архангельской области просит предоставить  отсрочку исполнения решения суда до 01.01.2022. 

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд  оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в  отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

В соответствии с положениями статьи 1071 Гражданского кодекса Российской  Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами  причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны  субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны  выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи  125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо  или гражданина. 

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на  средства бюджетной системы Российской Федерации регулируются положениями главы  24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). 

В рассматриваемом случае вступившим в законную силу решением Арбитражного  суда Архангельской области от 15.03.2021 по делу № А05-2654/2020 в пользу истца с  Архангельской области за счет средств казны области взыскано 230 955 539 руб. убытков,  возникших в период с 01.09.2017 по 31.12.2019. 

Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к  субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными  действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации  или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами  субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному  нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании  денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за  исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной 


[A3] ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской  Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на  исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта  Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего  Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской  Федерации. 

Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлен трехмесячный срок исполнения  судебных актов, предусматривающих взыскание за счет средств бюджетной системы  Российской Федерации. 

Как установлено судом, исполнительный лист от 21.06.2021 серии ФС №  035733591 предъявлен учреждением к исполнению в министерство финансов  Архангельской области 02.07.2021. Таким образом, установленный пунктом 6 статьи 242.2  БК РФ срок исполнения решения суда по настоящему делу истекает 04.10.2021 (с учетом  того, что 02 и 03 октября 2021 года являются нерабочими днями). 

Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов  осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением)  о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования,  утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие  изменения в сводную бюджетную роспись. 

Согласно Закону Архангельской области от 21.12.2020 № 363-22-ОЗ «Об  областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон  о бюджете) на исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание с казны  Архангельской области, предусмотрено 62 309 600,00 руб. 

В соответствии с данными заявителя по состоянию на 28.06.2021 кассовые расходы  на исполнение судебных актов составили 38 633 728,75 руб. 

Таким образом, в областном бюджете на 2021 год отсутствуют достаточные  бюджетные ассигнования для исполнения решения Арбитражного суда Архангельской  области от 15.03.2021 по делу № А05-2654/2020 на сумму 230 955 539 руб. 

Как следует из заявления министерства финансов Архангельской области,  последствия пандемии оказали негативное воздействие на возможности бюджета в 2021  году. 

Так в 2020 году в условиях нестабильности на сырьевых рынках, распространения  коронавируспой инфекции и влияния данной ситуации на экономическую активность  произошло существенное сокращение собственных доходов областного бюджета. В  сравнении с 2019 годом налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 12,5  процента. При этом потребность в бюджетных расходах выросла в связи с  необходимостью направления дополнительных средств на борьбу с коронавируспой  инфекцией, на повышение оплаты труда по «майским указам» и на реализацию  приоритетных национальных и региональных проектов. 

Своевременность исполнения важнейших бюджетных обязательств в условиях  2020 года обеспечивалась, в том числе привлечением коммерческих кредитов. В  результате объем государственного долга Архангельской области вырос с 34,0 до 42,7  млрд. руб., а его уровень увеличился с 53 до 77 %. Процентные платежи за 5 месяцев 2021  года на 73 % превысили аналогичные расходы 2020 года и на 60 % - уровень 2019года. 

На 2021 год областной бюджет по собственным доходам сформирован с учетом  постепенного восстановления экономики. Планируемые собственные доходы бюджета  (без учета целевых источников регионального дорожного фонда) не достигают факта 2019  года (факт за 2019 год 58,8 млрд. руб., план на 2021 год - 56,3 млрд. руб.). При этом  зависимость отраслевой структуры региона от ситуации на сырьевых рынках и показатели 


[A4] прогноза социально-экономического развития Российской Федерации не  позволяют рассчитывать на более высокие темпы роста доходов бюджета в текущем году. 

Объем федеральных дотаций, не имеющих целевого назначения, для  Архангельской области на 2021 год определен на 40 % ниже факта 2020 года. Вместе с  тем, расходные обязательства, требующие безусловного бюджетного обеспечения, растут  темпами, не соответствующими динамике доходов. 

Бюджет области на 2021 год сформирован с дефицитом 13 % и с дальнейшим  ростом государственного долга на 8,3 млрд. руб. (на 20 % к уровню 2020 года) до  величины 51,0 млрд. руб. При этом в действующих параметрах областного бюджета на  2021 год остаются непредусмотренными около 3,0 млрд. руб. на финансовое обеспечение  обязательств, подлежащих исполнению в текущем году (в том числе на лекарственное  обеспечение отдельных категорий граждан). 

Иными словами, существуют социально-значимые расходные обязательства  Архангельской области, принятые и подлежащие исполнению ранее, чем решение  Арбитражного суда Архангельской области. 

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о бюджете исполнение судебных актов,  предусматривающих обращение взыскания убытков (недополученных доходов),  возникших в результате государственного регулирования тарифов (цен) на услуги  коммунального комплекса, за счет средств казны Архангельской области, производится за  счет соответствующих ассигнований, предусмотренных министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области  (далее министерство ТЭК и ЖКХ АО) по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» в  рамках подпрограммы «Формирование и реализация региональной политики в сфере 

энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области»  государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» (далее - Госпрограмма), без внесения  изменений в закон о бюджете в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 БК РФ

Министерству в рамках Госпрограммы на предоставление субсидий на возмещение  недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования  тарифов (цен) на коммунальные услуги, Законом о бюджете предусмотрены ассигнования  в сумме 4 472 838,01 тыс.руб. 

Согласно данным заявителя общая плановая потребность в средствах субсидий по  заключенным договорам на оказание коммунальных услуг на 2021 год составляет  6 518 816,256 тыс.руб. Таким образом, учитывая размер предельных объемов  финансирования, доведенных министерству на предоставление субсидий в 2021 году,  недостающая потребность в средствах субсидий составляет 2 045 978,246 тыс.руб. 

Одной из причин невозможности исполнения решения суда является также  отсутствие возможности внесения изменений в Закон о бюджете до октября 2021 года  (согласно графику проведения сессий Архангельского областного Собрания депутатов  седьмого созыва на 2021 год, утвержденному постановлением Архангельского областного  Собрания депутатов от 16.12.2020 № 1058, ближайшая дата проведения очередной сессии  во втором полугодии 2021 года (после парламентских каникул в июле -августе 2021 года)  22 - 23 сентября (28 сессия)). 

Таким образом, заявителем доказана объективная невозможность исполнения  решения суда, в том числе в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на исполнение  судебного акта в пользу учреждения, необходимостью исполнения социально-значимых  расходных обязательств, а также в связи с отсутствием в настоящее время возможности  внесения изменений в Закон о бюджете до октября 2021 года. 

Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным удовлетворить  заявление министерства финансов Архангельской области и предоставить отсрочку 


[A5] исполнения решения Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021 по  делу № А05-2654/2020 до 01.01.2022. 

Предоставление рассрочки исполнения судебного акта и перечисление взыскателю  суммы долга в течение указанного периода позволит области исполнить судебный акт без  ущерба для выполнения социально значимых целей, предусмотренных бюджетом. 

Кроме того, пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при  рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»  содержит особый способ защиты кредитора (взыскателя) от должника, не исполняющего  предоставленную ему судом рассрочку исполнения судебного акта. В соответствии с  содержащимися в данном пункте постановления разъяснениями, если обстоятельства, в  силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились  или отпали до истечения срока их предоставления либо должник нарушает установленный  порядок предоставления рассрочки (сроки, размеры платежей, объем совершаемых  действий), суд по заявлению взыскателя может решить вопрос о прекращении отсрочки  или рассрочки. Рассмотрение судом заявления о прекращении отсрочки или рассрочки  производится в том же порядке, что и при их предоставлении. 

Из приведенного следует, что кредитор (взыскатель) наделен эффективной  защитой и после предоставления рассрочки исполнения судебного акта, поэтому сам факт  ее предоставления при наличии оснований, предусмотренных статьей 324 АПК ПРФ,  права взыскателя не нарушает. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление министерства финансов Архангельской области о предоставлении  отсрочки исполнения решения суда удовлетворить. 

Предоставить отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Архангельской  области от 15.03.2021 по делу № А05-2654/2020 до 01.01.2022. 

Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения. 

Судья Л.В. Шишова