ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-273/2021 от 11.02.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отмене обеспечительных мер

февраля 2021 года

г. Архангельск

Дело № А05-273/2021   

Резолютивная часть определения объявлена февраля 2021 года

Полный текст определения изготовлен февраля 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаревой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 10 и 11 февраля 2021 года заявления государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» и общества с ограниченной ответственностью «Белый дом» об отмене обеспечительных мер, поданные в дело

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй Центр» (ОГРН <***>; адрес: 165300, <...>)

к ответчикам:

1) государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ОГРН <***>; адрес: 163000, <...>)

2) обществу с ограниченной ответственностью «Белый дом» (ОГРН <***>; 163002, <...>, этаж 4)

о признании недействительным решения, признании недействительным государственного контракта и применении последствий недействительности сделки,

при участии в заседании представителей:

от истца – ФИО1, ФИО2 (в судебном заседании 10.02.2021);

от 1-го ответчика – ФИО3, ФИО4 (в судебном заседании 10.02.2021), ФИО5 (в судебном заседании 11.02.2021);

от 2-го ответчика – ФИО6 (в судебном заседании 11.02.2021);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строй Центр» (далее – истец, ООО «Строй Центр») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (далее – 1-й ответчик, ГКУ АО «ГУКС») и обществу с ограниченной ответственностью «Белый дом» (далее – 2-й ответчик, ООО «Белый дом») с требованиями:

- о признании недействительным решения 1-го ответчика, оформленного протоколом от 28.12.2020 и размещенного 28.12.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок под номером закупки 0124200000620005366, о признании истца уклонившимся от заключения контракта;

- о признании недействительным государственного контракта от 11.01.2021 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции (два многоквартирных дома по ул. Карпогорской в г. Архангельске), регистрационный номер 0124200000620005366, идентификационный код закупки 202290113104129010100100430014120414, заключенного между 1-м и 2-м ответчиками, и применении последствий недействительности сделки – обязании 1-го ответчика заключить с истцом контракт по номеру закупки 0124200000620005366 на основании протокола подведения итогов № 0124200000620005366 от 15.12.2020.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2021 исковое заявление принято судом, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание, а также судебное заседание суда первой инстанции.

01.02.2021 истец обратился в суд с заявлением о принятии мер по обеспечению иска в виде запрещения сторонам по государственному контракту от 11.01.2021 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции (два многоквартирных дома по ул. Карпогорской в г. Архангельске), регистрационный номер 0124200000620005366, идентификационный код закупки 202290113104129010100100430014120414, осуществлять действия, направленные на исполнение государственного контракта от 11.01.2021.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2021 заявление ООО «Строй Центр» о принятии обеспечительных мер удовлетворено.

05.02.2021 в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление ГКУ АО «ГУКС» об отмене обеспечительных мер, наложенных определением суда от 02.02.2021. В обоснование заявления 1-й ответчик указал, что с учетом сжатых сроков проектирования и строительства многоквартирных домов, установленных оспариваемым государственным контрактом, принятые судом обеспечительные меры нарушают интересы третьих лиц – граждан, подлежащих переселению в строящиеся объекты из ветхого жилья, а также публичные интересы, поскольку в случае срыва сроков переселения граждан Архангельская область будет обязана выплатить значительные суммы штрафных санкций. Кроме того, по мнению заявителя, принятые обеспечительные меры не способствуют соблюдению баланса интересов заинтересованных сторон, так как ООО «Белый дом» понесло в целях заключения контракта расходы на обеспечение исполнения контракта, а также заключило договор на выполнение проектных работ. ГКУ АО «ГУКС» полагает, что даже в случае удовлетворения иска возможно будет определить объем выполненных 2-м ответчиком работ и объем работ, подлежащих выполнению истцом. Также заявитель указывает, что правомерность его действий по признанию ООО «Строй Центр» уклонившимся от заключения контракта подтверждается решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 13.01.2021.

Определением суда от 05.02.2021 заявление принято к рассмотрению, рассмотрение заявления назначено в судебном заседании на 10.02.2021.

09.02.2021 в суд поступило заявление ООО «Белый дом» об отмене обеспечительных мер, наложенных определением суда от 02.02.2021. В обоснование заявления 2-й ответчик указал, что на любом этапе исполнения государственного контракта возможна замена подрядчика без негативных последствий для результата работ, следовательно, судебный акт в случае удовлетворения исковых требований будет исполним без существенных затруднений. До 30.04.2021 согласно условиям контракта должны быть выполнены работы по составлению проектной сметной документации, стоимость которых не превышает 5 % от цены контракта. В связи с этим, по мнению заявителя, нельзя говорить о том, что к моменту вынесения судебного решения будет выполнен существенный объем работ, а истец понесет существенные убытки в виде упущенной выгоды. Также заявитель указывает, что принятые обеспечительные меры не защищают ООО «Строй Центр» от убытков в виде стоимости выпуска банковской гарантии, поскольку расходы на ее выпуск истцом уже понесены. В то же время ООО «Белый дом» в случае длительного действия запрета на выполнение работ по контракту будет обязано представить заказчику новое обеспечение исполнения контракта, что причинит заявителю прямые убытки. Заявитель считает, что принятые обеспечительные меры защищают исключительно интересы истца, баланс интересов заинтересованных сторон не соблюден.

Протокольным определением от 10.02.2021 суд определил рассмотреть заявление ООО «Белый дом» об отмене обеспечительных мер совместно с заявлением ГКУ АО «ГУКС».

Представители ГКУ АО «ГУКС», ООО «Белый дом» в судебном заседании поддержали заявления.

Представители ООО «Строй Центр» с заявлениями об отмене обеспечительных мер не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах и письменных пояснениях, просили в удовлетворении заявлений ответчиков отказать.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что принятые обеспечительные меры подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Согласно статье 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии со статьей 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.

В силу статей 90, 93 и 97 АПК РФ отмена принятой судом обеспечительной меры возможна в тех случаях, когда ранее принятые обеспечительные меры не обеспечивают баланс интересов заинтересованных сторон и их отмена не повлечет невозможность и не затруднит исполнение судебного акта, принятого по данному спору.

В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее – Постановление Пленума № 55) разъяснено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.

Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума № 55, при оценке доводов заявления о принятии обеспечительных мер необходимо принимать во внимание вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Повторно проверив наличие оснований для принятия обеспечительных мер, с учетом представленных в материалы дела документов и пояснений сторон, суд приходит к выводу о том, что сохранение запрета на осуществление действий, направленных на исполнение государственного контракта от 11.01.2021, является нецелесообразным, нарушающим интересы третьих лиц и публичные интересы.

Из материалов дела следует, что оспариваемый государственный контракт реализуется в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп (далее – Адресная программа).

Адресная программа разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.09.2018, № 12), паспорта федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 № 3.

В соответствии с паспортом Адресной программы срок реализации этапа 2021 года (третьего этапа) установлен с 01.01.2021 по 31.12.2022.

Строительство двух многоквартирных домов по ул. Карпогорской в г.Архангельске по заключенному государственному контракту от 11.01.2021 осуществляется в рамках третьего этапа адресной программы.

В Приложении № 2 к контракту установлены сроки выполнения работ: предоставление проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы – не позднее 30.04.2021 с учетом подписания всех документов о приемке; завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию – не позднее 29.07.2022 с учетом подписания всех документов о приемке.

Как следует из пояснений представителя ГКУ АО «ГУКС», сроки завершения строительства определены с учетом необходимости осуществить переселение во вновь построенные дома граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, до окончания третьего этапа Адресной программы.

В материалы дела представлена копия договора № 21/ПС от 25.04.2019 о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Губернатором Архангельской области, по условиям которого Архангельская область обязалась обеспечить выполнение этапов региональной адресной программы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа (пункт 2.2.4), обеспечить достижение целевых показателей реализации региональной адресной программы, установленных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», актами Правительства Российской Федерации (пункт 2.2.5).

Согласно пункту 6.2 договора № 21/ПС от 25.04.2019 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Архангельской областью обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных пунктом 2.2.5 договора, а именно недостижения целевого показателя «Общая площадь, подлежащая расселению», Архангельская область обязуется возвратить полученную финансовую поддержку на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме, исчисленной из расчета 5 000 руб. за каждый день такой просрочки за каждое помещение, переселение граждан из которого просрочено.

В данном случае принятые судом обеспечительные меры в виде запрета осуществлять действия, направленные на исполнение государственного контракта, в силу положений частей 4, 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в зависимости от результатов рассмотрения дела в случае их сохранения будут действовать либо до фактического исполнения судебного акта, либо до вступления в законную силу судебного акта. С учётом предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  сроков рассмотрения дела, сроков обжалования, сроков рассмотрения апелляционной жалобы, активной позиции сторон по делу, суд приходит к выводу, что срок действия обеспечительных мер может быть длительным.

При этом, в любом случае, до даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу ни у ООО «Строй Центр», ни у ООО «Белый дом» не будет правовых оснований осуществлять действия, направленные на выполнение работ по проектированию и строительству жилья для граждан, подлежащих переселению.

Учитывая высокую социальную значимость цели, для реализации которой между ответчиками заключен государственный контракт от 11.01.2021, и риск нарушения срока проектирования и строительства объектов жилищного фонда, и, как следствие, -  риск причинения ущерба интересам публично-правового образования как субъекта, ответственного за несоблюдение сроков переселения граждан из аварийного жилья, нарушения прав граждан, подлежащих переселению в строящиеся объекты из аварийного жилья, суд полагает, что обеспечительные меры, принятые определением суда от 02.02.2021, нарушают баланс частных и публичных интересов и влекут защиту интересов одной стороны (истца) за счет излишнего ограничения прав и интересов другой стороны и третьих лиц.

С учётом того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц, принятые на основании определения Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2021 по делу № А05-273/2021 обеспечительные меры подлежат отмене.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 93, 97, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2021 по делу № А05-273/2021 в виде запрета государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ОГРН <***>) и обществу с ограниченной ответственностью «Белый дом» (ОГРН <***>) осуществлять действия, направленные на исполнение государственного контракта от 11.01.2021 на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции (два многоквартирных дома по ул. Карпогорской в г. Архангельске), регистрационный номер 0124200000620005366, идентификационный код закупки 202290113104129010100100430014120414.

Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.

Судья

С.А. Максимова