ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-3216/2022 от 31.05.2022 АС Архангельской области

3900/2022-53305(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799 

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела по подсудности

г. Архангельск Дело № А05-3216/2022  31 мая 2022 года 

Резолютивная часть определения объявлена 31.05.2022.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой В.Е.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора 

Архангельской области Калистовой Юлии Вячеславовны (адрес: 163002, <...>) 

к муниципальному казенному учреждению «Совет депутатов муниципального  образования «Онежское» (ОГРН <***>; адрес: 164840, <...>) 

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность  от 01.10.2021 № 8-34-2021, паспорт), 

установил:

заместитель прокурора Архангельской области Калистова Юлия Вячеславовна  (далее – заявитель, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с  заявлением к муниципальному казенному учреждению «Совет депутатов муниципального  образования «Онежское» (далее – ответчик), в котором просит: 

- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по  определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в  муниципальной собственности муниципального образования «Онежское»; 

- возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления  решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок управления и  распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности  муниципального образования «Онежское» в соответствии со статьей 35 Федерального  закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации». 

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования  поддержал. 

Ответчик явку представителя в суд не обеспечил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие  представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела. 

Заслушав пояснения представителя прокуратуры, исследовав материалы дела,  арбитражный суд приходит к следующему. 


[A1] Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не  может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом. 

Право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции  Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора лицом по своему  усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых  применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами  (определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 873-О-О, от  15.07.2010 № 1061-О-О). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в постановлении от 16.03.1998 № 9-П, определении от 15.01.2009 № 144-О-П  право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда,  компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел  должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом  суда, а также исходя из позиции, изложенной в определении от 15.01.2009 № 144-О-П, в  силу которой рассмотрение спора в нарушение требований статьи 47 Конституции  Российской Федерации судом, не уполномоченным на его рассмотрение в силу закона,  является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и  искажающим саму суть правосудия. 

Конституцией Российской Федерации установлен принцип равенства всех перед  законом и судом, право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к  подсудности которых оно отнесено законом, который реализуется возможностью  получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод  в соответствии с законодательно закрепленными критериями, что обеспечивается  рассмотрением конкретного дела в компетентном суде и в установленной процедуре. 

Компетенция арбитражных судов определена главой 4 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по  экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

Согласно части 2 этой же статьи арбитражные суды разрешают экономические  споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими  лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,  приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных  названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды  рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные  дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и  иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в  соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным  правам. 


[A2] Для отнесения дела к компетенции арбитражного суда необходимо его  соответствие двум критериям: наличие экономического характера спорных  правоотношений и соответствующего субъектного состава лиц, участвующих в деле. 

В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие  публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с  введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»,  при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из  того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие  дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных  правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием  иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных  коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении  предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных  листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в  исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по  спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица,  индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными  федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,  муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления,  иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и  граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. 

В рассматриваемом случае прокурор ссылается на бездействие Совета депутатов  муниципального образования «Онежское», выразившееся в непринятии мер по  определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в  муниципальной собственности муниципального образования «Онежское», что в  соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» относится к исключительной компетенции ответчика. 

Таким образом, прокурор вменяет в вину ответчику невыполнение возложенных на  него Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» властно-распорядительных  полномочий, связанных с нормативно-правовым регулированием в сфере владения,  пользования и распоряжения муниципальным имуществом, по принятию  соответствующего нормативного правового акта в указанной сфере. 

Между тем обеспечение Советом депутатов муниципального образования  «Онежское» мероприятий по разработке нормативного акта, хоть и влияющего на  экономическую деятельность лиц, на которых он будет распространяться, по своему 


[A3] характеру относится к сфере нормотворческой, но не к экономической  деятельности ответчика. 

Заявленный спор не является спором, связанным с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не является спором,  возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение  которого федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Рассматриваемый спор, вытекающий из полномочий представительного органа  местного самоуправления в сфере нормотворчества, не отнесен к ведению арбитражного  суда и в соответствии с главой 2 КАС РФ подлежит рассмотрению судом общей  юрисдикции. 

Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном  суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции,  арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд  города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того  же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к  подсудности которого оно отнесено законом. 

С учетом изложенного настоящее дело подлежит передаче в Архангельский  областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно  отнесено законом. 

Руководствуясь статьями 27, 29, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать дело № А05-3216/2022 по заявлению заместителя прокурора  Архангельской области Калистовой Юлии Вячеславовны к муниципальному казенному  учреждению «Совет депутатов муниципального образования «Онежское» о признании  незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности  муниципального образования «Онежское», о возложении обязанности в течение трех  месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить  порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности муниципального образования «Онежское» в соответствии со статьей 35  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», в Архангельский областной суд для  направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом. 

Настоящее определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его вынесения. 

Судья Л.В. Шишова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 17.12.2021 5:06:37

Кому выдана Шишова Любовь Владимировна