ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-4259/2022 от 28.06.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-4259/2022

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Филипьевой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" (ОГРН <***>; адрес: Россия 165300, <...>)

заинтересованное лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>; адрес: 119049, <...>)

об установлении факта, имеющего юридическое значение,

при участии в заседании представителя от заявителя и заинтересованного лица ФИО1 по доверенностям от 15.12.2020 и от 12.01.2021;

установил:

межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" (далее – заявитель, Отдел МВД) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в котором просит установить факт отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 29:24:010214:9 имущества, находящегося на балансе ОМВД России "Котласский" в виде капитальных вложений - объекта незавершенного строительства "Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса", числящееся в реестре федерального имущества как движимое имущество РНФИ В23310010317.

В судебном заседании представитель заявителя и заинтересованного лица поддержал заявленное требование в полном объеме.

Заслушав представителя, изучив обоснование предъявленного требования, а также приложенные к заявлению документы, суд приходит к выводу о том, что производство по заявлению подлежит прекращению в связи со следующим.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 23.11.2021 № 341/1 на балансе заявителя в качестве правообладателя состоят капитальные вложения по объекту незавершенного строительства «Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса» в сумме 2 344 000,00 руб., числящиеся в реестре федерального имущества как движимое имущество

В своем заявлении Отдел МВД указывает, что строительство объекта осуществлялось в период с 1999 по 2001 годы за счет средств ОГИБДД ГУ ОВД г. Котласа, полученных от его внебюджетной деятельности. Строительство объекта незавершенного строительства (здание) приостановлено в июне 2001 года из-за отсутствия средств. Объект незавершенного строительства принят на баланс Отдела МВД в 2011 году в период реорганизации органов внутренних дел Российской Федерации как «Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса». Техническая и проектно-сметная документация на строительство, а также правоустанавливающие документы на земельный участок при передаче объекта отсутствовали.

Капитальные вложения со времени передачи объекта на баланс заявителя не производились, целевого бюджетного финансирования для достройки здания не выделялось.

В соответствии с сообщением Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 16.02.2016 заявителю отказано в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений об этом земельном участке.

В ответ на заявление об изъятии в казну Российской Федерации капитальных вложений по объекту незавершенного строительства «Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса» межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе письмом от 07.10.2020 сообщило заявителю, что государственную казну составляет имущество, которое должно использоваться исключительно для государственных функций. В целях проведения работ по установлению потребности в указанном имуществе у федеральных организаций, Отделу МВД необходимо провести мероприятия по постановке имущества на кадастровый учет, осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Отдела МВД на объект, сформировать земельный участок под объектом, а также зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованный земельный участок и т.д.

Согласно письму Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 23.09.2021 № 01-18/3671 документы по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в постоянное бессрочное пользование Отдела МВД в постоянное (бессрочное) пользование отсутствуют; в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Архангельской области «Котлас» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне природных территорий, где хозяйственная деятельность не предусмотрена, в связи с чем сформировать земельный участок и предоставить его в постоянное (бессрочное) пользование заявителя не представляется возможным.

Также заявитель указывает, что фактическое состояние объекта незавершенного строительства требует значительного объема вложений бюджетных средств для завершение строительства, что повлечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств.

Порядок списания произведенных капитальных вложений в объекты основных средств утвержден приказом МВД России от 01.10.2014 № 841.

Согласно п. 4.2 Перечня документов к данному приказу для списания вложений в объекты основных средств, которые не были созданы в том числе в сумме расходов по строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства) прилагаются следующие документы:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц,
выданная Федеральной налоговой службой не ранее чем за один месяц до дня
представления документов в МВД России, в отношении подразделения
и организации органов внутренних дел, на балансе которого числятся
вложения;

б) акты о списании вложений, подписанные членами комиссии, в двух
экземплярах;

в) копия Многографной карточки учета объекта основных средств,
предлагаемого к списанию;

г) кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства,
предлагаемого к списанию;

д) заверенная копия технического паспорта на предлагаемый к списанию
объект, действительного на дату представления в МВД России, выданного
организацией, осуществляющей государственный технический учет
и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности,
либо копия справки о техническом состоянии объекта, выданная такой
организацией;

е) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, выданная Росреестром не ранее чем за один месяц
до представления в МВД России, содержащая сведения о зарегистрированном
праве собственности Российской Федерации на земельный участок, в пределах
которого располагается объект, предлагаемый к списанию;

ж) заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный
участок, в пределах которого располагается объект, предлагаемый к списанию,
с приложением кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой
выписки о земельном участке;

з)фотографии объекта, предполагаемого к списанию, актуализированные
на дату составления акта о списании вложений;

и) информация об отсутствии в отношении объекта действующего договора строительного подряда.

Ссылаясь на то, что право оперативного управления на объект незавершенного строительства, а также на земельных участок под ним за Отделом не зарегистрировано, а также на отсутствие кадастрового и технического паспортов на объект, документов о межевании земельного участка, а также на невозможность получению этих документов, заявитель указывает на наличие препятствий к списанию капитальных вложений в порядке, установленном приказом МВД России от 01.10.2014 № 841, в связи с чем просит установить факт, имеющий юридическое значение, а именно - факт отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 29:24:010214:9 имущества, находящегося на балансе ОМВД России "Котласский" в виде капитальных вложений - объекта незавершенного строительства "Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса", числящееся в реестре федерального имущества как движимое имущество РНФИ В23310010317.

В соответствии со статьей 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 218 АПК РФ не содержит исчерпывающего перечня дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а называет лишь конкретные примеры юридических фактов, устанавливаемых арбитражным судом.

При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве (часть 3 статьи 221 АПК РФ).

Следовательно, по смыслу приведенных процессуальных норм и разъяснений юридический значимый факт представляет собой факт реальной действительности, имеющий юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

В рассматриваемом случае заявитель просит признать в качестве юридически значимого факт отсутствия на земельном участке имущества, находящегося на балансе Отдела в виде капитальных вложений, а именно объекта незавершенного строительства "Здание учебно-технического и хозяйственного корпуса".

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.04.2021 № КУВИ-002/2021-43164415 в реестре имеются сведения о ранее учтенном объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 29:24:010303:764, инвентарный номер 02013395, расположенном по адресу: Архангельская область, МО "Котлас", <...>, площадью застройки 643,1 кв.м., процент застройки - 35 %, проектируемое значение - нежилое.

В обоснование своего заявления Отдел указывает, что материалами фотофиксации объекта подтверждается физическое прекращение его существования, наличие следов разрушения, отсутствия конструктивных элементов здания и прочее.

Таким образом, по существу требование заявителя направлено на установление факта прекращения существования объекта незавершенного строительства.

Вместе с тем в соответствии со статьями 14 и 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" факт прекращения существования объекта незавершенного строительства подтверждается актом обследования, составленным кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ.

Согласно части 1 статьи 23 указанного закона акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.

Заявителем доказательств невозможности подтверждения факт прекращения объекта незавершенного строительства актом обследования, составленным в соответствии в названной нормой, не представлено.

Арбитражное процессуальное законодательство специально не предусматривает возможности в порядке особого производства устанавливать факт прекращения существования объекта незавершенного строительства в целях списания такого объекта с баланса юридического лица.

Правовая оценка этому обстоятельству, а также обстоятельствам, связанным с отсутствием каких-либо документов, необходимых для принятия решения о списании капитальных вложений, может быть дана судом при рассмотрении спора заявителя с вышестоящими инстанциями по поводу утверждения акта о списании, но не в самостоятельном порядке.

Таким образом, заявленное требование не может рассматриваться в рамках заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, а указанный заявителем факт не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.

С учетом изложенного производство по делу прекращается судом, поскольку заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Б. Филипьева