ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05-5317/16 от 23.05.2016 АС Архангельской области

1108/2016-43059(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ  ул. Логинова, д. 17, <...>, тел. <***>, факс <***> 

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без движения

г. Архангельск Дело № А05-5317/2016  23 мая 2016 года 

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Булатовой Т.Л.,

ознакомившись исковым заявлением Федерального казенного учреждения "Исправительная  колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской  области" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164298, Архангельская область,  Плесецкий р-н, ул. п. Река Емца, Набережная, д. 3) 

к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление  специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при  федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН <***>; место  нахождения: Россия, 197101, <...>, литер Б) 

о взыскании 50 000 рублей,

установил:

федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 29 Управления  Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее – истец)  обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному  государственному унитарному предприятию "Главное управление специального  строительства по территории Северо-Западного федерального округа при федеральном  агентстве специального строительства" (далее – ответчик) о взыскании 50 000 рублей, в том  числе: 45 000 руб. части задолженности за оказанные на основании договора   № 154/19/АХО/2014 от 01.01.2015 услуги, 5 000 руб. части процентов за пользование чужими  денежными средствами, а также процентов, начисленных на сумму долга из расчета средней  ставки банковского процента по вкладам физических лиц по Северо-Западному федеральному  округу с 21.04.2016 на день вынесения решения суда, а также с момента вынесения решения  судом по день фактической уплаты долга. 

В соответствии с частью 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд обязан принять к производству  исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его  форме и содержанию. 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается  документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в  размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо  ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной  пошлины.  

Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате госпошлины  предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах. 

Положениями пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в 


арбитражных судах, освобождаются, в частности, прокуроры и иные органы, обращающиеся  в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или)  общественных интересов (подпункт 1), а также государственные органы, органы местного  самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве  истцов или ответчиков (подпункт 1.1). 

В пункте 32 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при  рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи  333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных  законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие  органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов  предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ). 

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти  или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми  являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются  от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в  случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или)  общественных интересов. 

 Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное  учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного  самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено  осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных,  общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу. 

Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное  выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты  публичных интересов, в случаях предусмотренных законом; выполнение государственным  или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного  самоуправления и иных органов. 

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об  учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания;  территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по  контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. 

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН  России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим  правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения  уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц,  подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся  под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания  наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в  совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и  за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. 

Таким образом, учреждения, исполняющие наказания, выполняют функции  государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с исполнением  уголовных наказаний. 


Исходя из искового заявления и существа заявленных в нем требований отношения  сторон основаны на гражданско-правовом договоре, взыскание задолженности по которому  не связано с защитой истцом государственных и (или) общественных интересов,  следовательно, оснований для освобождения истца от уплаты государственной пошлины не  имеется. 

 Указанные выше обстоятельства являются основанием для оставления заявления без  движения, так как согласно части 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при  рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с  нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ выносит определение  об оставлении заявления без движения. 

Руководствуясь статьями 128, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

ОПРЕДЕЛИЛ:

- платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины по  иску, либо документально обоснованное ходатайство о предоставлении отсрочки  уплаты государственной пошлины. 

Кроме того, в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для  оставления иска без движения, истцу необходимо: 


Судья Т.Л. Булатова


Истцу разъясняется, что направление документов по почте в срок, установленный судом,
не может расцениваться как надлежащее исполнение процессуального действия, если к
истечению срока, установленного в настоящем определении, и истекающего согласно части 7
статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в час, когда в
арбитражном суде прекращается приём документов, документы в арбитражный суд не поступили.
Истцу разъясняется, что в соответствии с частью 3 статьи 128 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обстоятельства, послужившие
основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в указанный судом срок,
заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к
производству арбитражного суда
В соответствии с частью 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления
без движения, не будут устранены в срок, установленный в настоящем определении,
арбитражный суд возвращает заявление и прилагаемые к нему документы.
При направлении корреспонденции по настоящему делу в арбитражный суд ссылка на
номер дела А05-5317/2016 и фамилию судьи Булатовой Т.Л. обязательна.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить c помощью сервиса "Картотека
арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru и по телефону <***>.
Документы могут быть поданы в электронном виде посредством заполнения формы,
размещенной на сервисе "Мой Арбитр" по адресу: https://my.arbitr.ru (документы, поступающие
на электронную почту суда, считаются поданными ненадлежащим образом).