4200/2011-13022(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Архангельск | Дело № А05-5810/2010 |
01 марта 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Липониной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления по коммунальному
хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства
администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район»
о включении его требований в размере 10 739 600 руб. в реестр требований кредиторов,
поданное в дело о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного
предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Теплосервис» муниципального
образования «Приморский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН
2921008487)
при участии представителей:
- от заявителя ФИО1 (по доверенности от 01.03.2010 года);
- от должника ФИО2 (доверенность от 05.04.2010 года)
установил:
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2010 года принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «Нордойл» о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Теплосервис» (далее – должник, МУП «Теплосервис»).
Определением от 15 июня 2010 года в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО3.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» 03 июля 2010 года.
Определением арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2010 года в отношении должника введена процедура банкротства финансовое оздоровление, административным управляющим утвержден ФИО3.
17 декабря 2010 года в арбитражный суд поступило заявление Управления по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального
хозяйства администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – заявитель, Управление) о включении его требований в реестр требований кредиторов должника в размере 10 739 600 руб.
Административный управляющий ФИО3, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений на требования заявителя не направил.
Дело рассмотрено в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие административного управляющего, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и должника, суд установил следующее.
В соответствии с Законом Архангельской области от 12.12.2007 года №466-23-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» (далее – Закон об областном бюджете) было предусмотрено выделение муниципальным образованиям Архангельской области субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления.
Приложением №21 к Закону о бюджете был определен порядок предоставления и расходования указанной субсидии бюджетам муниципальных образований.
Порядок расходования субсидии из областного бюджета был определен Постановлением Главы муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 21 января 2008 года №7 «Об утверждении правил получения и расходования субсидии из областного бюджета на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления» (далее – Привила расходования субсидии).
В силу ведомственной структуры расходов районного бюджета на 2008 года (Приложение №8 к Решению Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» «О бюджете муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2008 год» от 22.11.2007 года №199), а также постановления главы муниципального образования «Приморский муниципальный район» №196 от 24.12.2007 года главным распорядителем бюджетных средств субсидии являлось Управление.
В июне 2009 года специалистами контрольно-счетной палаты Архангельского областного собрания депутатов была проведена встречная проверка обоснованности использования средств областного бюджета в МУП «Теплосервис». По результатам проверки был составлен акт (далее – акт встречной проверки). Как следует из пункта 3.7 акта, проверяющие пришли к выводу о необоснованном предоставлении субсидии в сумме 10 740 200 рублей в связи с завышением сведений о количестве отпущенной тепловой энергии на нужды населения.
Поскольку в отношении МУП «Теплосервис» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) Управление обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о включении требований о возврате субсидии в реестр требований кредиторов.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Между МУП «Теплосервис» и Управлением заключен договор от 01.01.2008 года о предоставлении субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате
государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению (далее – договор от 01.01.2008 года).
В соответствии с пунктом 1 указанного договора Заказчик (Управление) компенсирует Исполнителю (МУП «Теплосервис») убытки, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению. При этом как следует из пунктов 2.1.1,.2.1.2,.2.2.1 компенсируются убытки, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, используемую как для нужд отопления, так и для нужд горячего водоснабжения населения.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что стоимость услуг, выполняемых Исполнителем заказа, определяется в соответствии с настоящим договором, исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной населению, тарифа на тепловую энергию, установленного департаментом по тарифам и ценам Архангельской области, и тарифов для населения, установленных Постановлением Главы МО «Приморский муниципальный район».
Исходя из условий договора МУП «Теплосервис» представило расчет потребности в субсидии, согласно которому потребность составила 54 183 700 рублей.
Указанные средства были перечислены предприятию в полном объеме (платежные поручения №21 от 24.01.2008г., №31 от 31.01.2008г., №57 от 07.02.2008 года, №180, 182 от 17.03.2008г., №317 от 30.04.2008г., №938 от 07.10.2008г., №1333 от 26.12.2008г., №496 от 24.06.2008 года, №22 от 24.01.2008г., №23 от 25.01.2008г.).
При этом Управление пояснило, что 48 421 000 рублей были перечислены за счет субсидии из областного бюджета, а 5 762 700 рублей за счет средств муниципального бюджета (Отчет об использовании средств на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению, по видам и поставщикам тепловой энергии за 2008 год по МО «Приморский муниципальный район»).
Обращаясь с заявлением о включении в реестр требований кредиторов, Управление руководствовалось расчетом, содержащимся в приложении к акту встречной проверки.
Вместе с тем указанный расчет не может быть принят судом по следующим основаниям.
Как следует из акта встречной проверки, предметом проверки являлось соблюдение требований Закона об областном бюджете в части соблюдения порядка предоставления и использования субсидии на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления. Указанная субсидия предоставлена муниципальному образованию «Приморский муниципальный район», отражена в составе доходов муниципального образования «Приморский муниципальный район» (Приложение №5 к Решению Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» «О бюджете муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2008 год» от 22.11.2007 года №199).
При этом в соответствии с пунктом 2.4 Приложения №20 к Закону об областном бюджете объем субсидии определяется исходя из разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (без НДС), утвержденным департаментом по тарифам и ценам Архангельской области, и предельным тарифом на тепловую энергию по Архангельской области для нужд отопления жилищного фонда в размере 991,5 руб./Гкал (без НДС).
Расчет, сделанный в приложении к акту встречной проверки, исходит из необходимости возмещения за счет субсидии из областного бюджета убытков от государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, использованную исключительно для нужд отопления населения, а также из разницы между утвержденным для МУП «Теплосервис» тарифом на тепловую энергию и предельным тарифом в размере 991,5 руб./Гкал (без НДС).
Договор от 01.01.2008 года между МУП «Теплосервис» и Управлением предусматривает возмещение убытков от государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, использованную как для нужд отопления, так и для нужд горячего водоснабжения. Кроме того согласно договору возмещению подлежат убытки, исчисленные исходя из разницы между утвержденным для МУП «Теплосервис» тарифом на тепловую энергию и тарифом для населения, утвержденным в муниципальном образовании.
Постановлением главы муниципального образования «Приморский муниципальный район» №194 от 24.12.2007 года с 01 января 2008 года тариф на тепловую энергию для оплаты населением за отопление установлен в размере 1150,8 руб./Гкал (с НДС) или 975,25 руб./Гкал (без НДС), т.е. ниже предельного тарифа.
Таким образом, Управление приняло на себя обязательства по компенсации убытков предприятия в большем размере, нежели это предусмотрено Законом об областном бюджете. Источником возмещения убытков МУП «Теплосервис» согласно пункту 3.2 договора являются как средства, полученные Управлением из областного бюджета в виде субсидии, так и средства местного бюджета.
Кроме того, при вынесении настоящего определения суд учитывает, что в соответствии с пунктом 3.2 Правил предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления (Приложение №21 к Закону об областном бюджете) средства субсидии предоставляются муниципальным образованиям при условии формирования органами местного самоуправления размера платы населения за услуги отопления и горячего водоснабжения (с учетом субсидии и средств, предусмотренных в местном бюджете), достаточного для обеспечения полного покрытия расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии для нужд населения.
10.01.2008 года между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления в 2008 году.
В соответствии с пунктом 2.2.1 указанного соглашения администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район» обязалась для выполнения пункта 3.2. Приложения №21 к Закону об областном бюджете предусмотреть в местном бюджете сумму в размере 16 250 000 рублей для обеспечения полного покрытия расходов теплоснабжающих организаций на производство тепла для нужд населения (на отопление и горячее водоснабжение).
Как пояснила в судебном заседании представитель Управления, в бюджете муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2008 год компенсация убытков должника из местного бюджета осуществлялось за счет статьи «Осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций из
областного фонда финансовой поддержки населения» (022 0502 552 00 00 006) (письмо от 21.04.2008 года №04-240).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации №441 от 26.08.2004 года «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 года» органам местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Следовательно, в силу перечисленных выше нормативных актов, соглашения между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район», а также договора между Управлением и должником органы местного самоуправления обязаны обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат должника на производство и отпуск тепловой энергии как для нужд отопления, так и для нужд горячего водоснабжения населения.
28.02.2011 года Управление представило расчет размера средств на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению в 2008 году. Расчет сделан с учетом условий договора от 01.01.2008 года, а также с учетом фактического количества отпущенной тепловой энергии по данным акта встречной проверки. Согласно расчету размер необходимой МУП «Теплосервис» компенсации составила 55 215 тыс. руб.
В судебном заседании 01.03.2011 года МУП «Теплосервис» представило расчет убытков, согласно которому размер необходимой компенсации составил 57 759,43 тыс. руб. Расчет сделан с учетом фактического количества отпущенной тепловой энергии по данным предприятия.
Фактически предприятию перечислено 54 184 тыс. руб., т.е. меньше необходимой суммы, рассчитанной как по данным Управления, так и по данным должника.
Следовательно, каких-либо оснований полагать, что субсидия была излишне выплачена должнику, не имеется.
Таким образом, требования Управления о включении в реестр требований кредиторов суммы необоснованно предоставленной субсидии в размере 10 739 600 рублей не подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 184, 185, 223, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 100, 134-137, Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.
Судья | М.В. Липонина |
2 А05-5810/2010
3 А05-5810/2010
4 А05-5810/2010
5 А05-5810/2010