805/2011-30569(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Архангельск | Дело № А05-5810/2010 |
04 мая 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Цыганкова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витязевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление администрации муниципального образования «Катунинское»
о включении требования в размере 2 945 500 руб. в реестр требований кредиторов,
поданное в дело о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Теплосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
должника – ФИО1 (доверенность от 23.10.2009), ФИО2 (доверенность от 11.01.2011)
заявителя – ФИО3 (Глава МО «Катунинское»)
установил:
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2010 года принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «Нордойл» о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Теплосервис» (далее – должник).
Впоследствии определением арбитражного суда от 17 декабря 2010 года в отношении муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Теплосервис» введено финансовое оздоровление, административным управляющим должника утвержден ФИО4.
Сообщение о введении в отношении должника финансового оздоровления опубликовано в газете «Коммерсантъ» 22 января 2011 года.
28 февраля 2011 года в Арбитражный суд Архангельской области поступило заявление администрации муниципального образования «Катунинское» о включении в реестр требований кредиторов должника 2 945 500 руб. неосновательного обогащения в виде излишне перечисленных денежных средств по договору от 01 января 2010 года о предоставлении субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 Закона о банкротстве, поскольку в отношении должника введена процедура банкротства финансовое оздоровление, заявление кредитора назначено к рассмотрению в порядке, установленном статьей 100 Закона о банкротстве.
В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал об уменьшении заявленного требования, просил включить в реестр требований кредиторов 2 836 700 руб.
Изучив материалы дела, арбитражный суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уменьшение заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Представители должника возражали против удовлетворения заявленного требования по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Административный управляющий, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил; письменный отзыв на заявление не представил, в связи с чем заявление рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
01 января 2010 года между администрацией муниципального образования «Катунинское» (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием жилищно- коммунального хозяйства «Теплосервис» (исполнитель) заключен договор о предоставлении субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению, на основании которого заказчик компенсирует исполнителю убытки, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Пунктом 7.1. договора установлено, что он вступает в силу с 01 января 2010 года и действует до 31 декабря 2010 года.
Согласно пункту 3.1. договора размер средств, выделяемых исполнителю заказа на возмещение убытков, определяется из фактического объема тепловой энергии, отпущенной гражданам, экономически обоснованного тарифа для предприятия и тарифа на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения, установленных постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
Расчеты по договору осуществляет заказчик. Источниками для перечисления средств исполнителю являются средства, полученные заказчиком из областного бюджета в виде субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (пункт 3.2 договора).
В силу пункта 2.1.2. договора исполнитель принял обязательство ежемесячно, не позднее 5 числа, следующего за отчетным месяцем, предоставлять заказчику расчет средств, необходимых для компенсации убытков, возникающих при оказании населению услуг теплоснабжения, а также предоставлять отчет об использовании средств в течение 3-х дней со дня получения денежных средств с приложением копий подтверждающих документов.
На основании пункта 2.1.3. исполнитель обязался направлять средства субсидий на оплату топливно-энергетических ресурсов и проведение ремонтных работ в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2010-2011.
По платежным поручения № 2952 от 25.02.2010 и №1077 от 04.02.2010 администрация МО «Катунинское» перечислила должнику денежные средства в виде субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению, в размере 9 461 000 руб.
Согласно расчетам фактической потребности в средствах субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению, объем отпущенной населению тепловой энергии
должником за период с января по сентябрь 2010 года составил 7 802,6 Гкал., потребность в субсидии составила 6 624 300 руб.
На основании изложенного потребность в субсидии возникла в меньшем размере, чем было перечислено должнику, из чего следует, что сумма переплаты со стороны заказчика по договору составила 2 836 700 руб.
Поскольку должник излишне перечисленные денежные средства в виде субсидий не возвратил, и в отношении должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), кредитор обратился в суд с требованием о включении 2 836 700 руб. (с учетом уменьшения) неосновательного обогащения в виде излишне перечисленных сумм субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, в реестр требований кредиторов должника.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг
В соответствии с Областным законом Архангельской области от 15.12.2009 № 118-9- ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» (далее – Закон об областном бюджете) в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2010 год предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (далее – субсидии).
На основании Методики распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области (приложение № 22 к Закону об областном бюджете, далее - Методика) субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области предусматриваются с целью оказания финансовой поддержки из областного бюджета на решение вопросов, связанных с возмещением убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Согласно разделу 3 Методики субсидии бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, предоставляются при наличии на территории муниципального образования теплоснабжающих организаций, у которых экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, превышает тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Указанные тарифы утверждаются Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
В силу пункта 3.2. Методики целью предоставления субсидий является обеспечение возмещения убытков теплоснабжающим организациям, связанных с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (для отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения).
Согласно пункту 3.4. Методики объем субсидии теплоснабжающей организации
-3
рассчитывается по формуле: Ci = Пнас.i х (Тэо нас.i – Тнас.i) х 10, где
Сi - объем субсидии i-й теплоснабжающей организации, тыс. рублей;
Пнас.i – годовое потребление населением тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения по i-й теплоснабжающей организации, Гкал/год;
Тэо нас.i – экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, для i-й теплоснабжающей организации (без НДС), установленный агентством по тарифам и ценам Архангельской области, рублей/Гкал;
Тнас.i – тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению i-й теплоснабжающей организацией (без НДС) на нужды теплоснабжения, с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный агентством по тарифам и ценам Архангельской области, рублей/Гкал.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона об областном бюджете порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области устанавливается Правительством Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2009 № 243-пп «О мерах по реализации областного закона «Об областном бюджете на 2010 год» утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (приложение № 4, далее – Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка субсидии бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, предоставляются министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что субсидии перечисляются в порядке межбюджетных отношений в доходы местных бюджетов на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Органы местного самоуправления определяют уполномоченные организации, на которые возложены функции по перечислению средств субсидии теплоснабжающим организациям (пункт 5 Порядка).
В соответствии с Порядком предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» «О бюджете муниципального образования «Приморский муниципальный район на 2010 год» от 17 декабря 2009 года №48 (далее - Приложение № 18 к решению № 48) предусмотрено предоставление бюджетам муниципальных образований межбюджетных трансфертов на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Согласно пункту 5.2. Приложения №18 к решению №48 предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Управлением по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям ЖКХ администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета и утвержденными лимитами бюджетных обязательств на 2010 год на основании заключенных Управлением по коммунальному хозяйству и органами местного самоуправления поселений соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты перечисляются в доходы бюджетов поселений.
В силу пункта 5.4. Приложения №18 к решению №48 средства межбюджетных трансфертов расходуются органами местного самоуправления поселений в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на
нужды теплоснабжения, утвержденным постановлением Администрации Архангельской области от 22.12.2009 № 243-пп.
Органы местного самоуправления поселений ежемесячно представляют в Управление по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям ЖКХ администрации МО «Приморский муниципальный район» необходимую информацию и отчеты по формам и в сроки, установленные Управлением по коммунальному хозяйству (пункт 5.5. Приложения №18 к решению №48).
26 января 2010 года между Управлением по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (сторона 1) и администрацией муниципального образования «Катунинское» (сторона 2) заключено соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Согласно пункту 1.1. предметом соглашения является предоставление межбюджетных трансфертов на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.
Пункт 2.2. соглашения предусматривает авансовое перечисление Стороной 1 межбюджетных трансфертов в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2010 года.
На основании пункта 2.3. соглашения Сторона 2 обязана расходовать средства межбюджетных трансфертов в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения; заключить с теплоснабжающей организацией договор на оказание услуг по теплоснабжению потребителей; а также предоставлять расчет потребности в средствах и отчет о расходовании указанных средств.
Сторона 1 вправе приостановить финансирование межбюджетных трансфертов за ненадлежащее исполнение Стороной 2 обязанностей, указанных в пункте 2.3. соглашения.
В материалы дела представлены расчеты фактической потребности в средствах субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения муниципального образования «Катунинское» за период с января по сентябрь 2010 года по каждому узлу теплоснабжения.
Из расчетов фактической потребности в средствах субсидии следует, что за период с января по сентябрь 2010 года отпущено на нужды теплоснабжения населению 7 802,6 Гкал.
Постановлением Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 26.11.2009 № 65-э/13 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ «Теплосервис» потребителям МО «Уемское», МО «Лявленское», МО «Катунинское», МО «Лисестровское», МО «Коскогорское» МО «Приморский муниципальный район».
В соответствии с приложениями № 8, №9 к указанному постановлению подлежащий применению тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ «Теплосервис» населению МО «Катунинское» МО «Приморский муниципальный район» составляет в узле теплоснабжения п. Катунино – 2 098 руб. за Гкал; в узле теплоснабжения п. Беломорье – 3292 руб. за Гкал.
Постановлением Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2009 № 67-э/14 утвержден и введен в действие с 01 января 2010 года тариф на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения МО «Приморский
муниципальный район», с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, который составляет 1 330 руб. 02 коп. за Гкал. Применение указанных тарифов для расчета субсидий лицами, участвующими в деле, не оспаривается, каких-либо возражений по вопросу применения тарифов не заявлено.
Следовательно, согласно формуле расчета объема субсидии, приведенной в пункте 3.4. Методики распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области (приложение № 22 к Закону об областном бюджете), объем субсидии составил:
- 6 624,3 тыс. руб. = 5 585,7 тыс. руб. (7 273,2 Гкал х (2 098 руб. – 1 330 руб. 02 коп.)) + 1 038,6 тыс. руб. (529,4 Гкал х (3 292 руб. – 1 330 руб. 02 коп.)).
Вместе с тем, материалами дела подтверждается перечисление должнику 9 461 тыс. руб. в виде субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения. Доказательств использования (потребности) в оставшейся части перечисленных денежных средств, либо возврата данных денежных средств должником в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании изложенного требование кредитора в размере 2 836 700 руб. является обоснованным, правомерным, подтверждается материалами дела, в том числе актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2010 по 31.08.2010, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Довод должника о безвозвратности субсидий является неправомерным, поскольку из контекста статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии из бюджета предоставляются на конкретные цели и не являются дарением, получатель субсидии должен отчитаться за использование денежных средств, предоставленных в качестве субсидии. Вместе с тем, должник не предоставил заявителю и в материалы дела отчеты об использовании предоставленных в качестве субсидии денежных средств, заявленных к включению в реестр в качестве неосновательного обогащения.
Возражения должника относительно указания на отсутствие оснований и порядка возврата субсидий в связи с отсутствием принятого и опубликованного порядка возврата, в результате чего заявленные требования неправомерны, не принимаются судом, поскольку отсутствие порядка возврата субсидий не может являться основанием признания правомерности неосновательного обогащения должника за счет средств, перечисленных в виде субсидии и, следовательно, для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка должника в письменном отзыве относительно того, что требование заявлено ненадлежащим лицом опровергается материалами дела. Полученные денежные средства в качестве субсидии перечислены должнику заявителем, о чем свидетельствуют представленные в материалы платежные поручения о их перечислении; данные денежные средства перечислены по договору о предоставлении субсидий, заключенному между администрацией муниципального образования «Катунинское» (заявитель) и муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Теплосервис» (должник), и поскольку в нарушение пункта 2.1.2 указанного договора исполнитель не отчитался о перечисленных в виде аванса денежных средствах, следовательно, заявитель вправе требовать надлежащего исполнения договора. Факт того, что источниками для перечисления
субсидий являются средства, полученные из областного бюджета, не лишает возможности кредитора обратиться в суд с заявлением об их возврате.
Доводы должника о том, что заявителем не доказан факт нецелевого использования средств субсидии, также признается судом необоснованным, поскольку на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2.1.3. договора денежные средства предоставлялись должнику в виде субсидий на конкретные цели, должник должен был отчитаться об использовании данных средств. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют отчеты должника об их целевом или нецелевом использовании.
Также в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что денежные средства, перечисленные в качестве субсидии, надлежит рассчитывать, в том числе и за 2009 год. Напротив, из назначений платежа, указанных в платежных поручениях, следует, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, перечислялись за 2010 год. Также согласно пункту 7.1. договора на предоставление субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению, следует, что указанный договор вступает в силу с 01 января 2010 года. Ссылка должника на пункт 8 Порядка, устанавливающего, что в текущем финансовом году производится возмещение кредиторской задолженности за предыдущий финансовый год, однозначно и безусловно не свидетельствует о расчете перечисленной субсидии за 2009 год.
На основании изложенного у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» необходимо признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование заявителя в размере 2 836 700 руб. неосновательного обогащения.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Признать обоснованными и включить в третью очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Теплосервис» требование администрации муниципального образования «Катунинское» в размере 2 836 700 руб. неосновательного обогащения.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья | А.В. Цыганков |
2 А05-5810/2010
3 А05-5810/2010
4 А05-5810/2010
5 А05-5810/2010
6 А05-5810/2010
7 А05-5810/2010