ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А05П-792/2021 от 13.01.2022 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении заявления

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-792/2021

января 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,

ознакомившись с исковым заявлением Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; адрес: Россия 105066, <...>; Россия 164512, г. Северодвинск, Архангельская область, ул. Первомайская, д. 54)

к ответчику -  Управлению по государственного регулирования цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия 166000, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул.В.И.Ленина, дом 27, корп. В)

о признании незаконным приказа от 10.12.2021 № 43,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, Управление) от 10.12.2021 № 43 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов».

Заявитель также просит обязать ответчика внести изменения в Приказ Управления от 10 декабря 2021 г. № 43 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов» в части изменения тарифов на тепловую энергию на территории СП «Тиманский сельсовет», СП «Шоинский сельсовет».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции

Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.03.1998 №9-П, право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Компетенция арбитражных судов определена главой 4 АПК РФ.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ); об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ).

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируется положениями главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов (за исключением дел, отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальным правам).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем, признание того или иного акта нормативным правовым актом во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Как следует из заявления, заявитель просит признать недействительным приказ Управления от 10.12.2021 № 43 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов».

Установление тарифов на тепловую энергию осуществляется Управлением в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения», законом Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 № 69-ОЗ «О льготах по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Ненецкого автономного округа», Положением об Управлении по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 17.08.2012 № 233-п.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ).

Полномочия Управления по установлению тарифов на тепловую энергию предусмотрены пунктом 3.2 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 17.08.2012 № 233-п.

Управлением принят приказ от 10.12.2021 № 43 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов».

Приказом от 10.12.2021 № 43 установлены льготные тарифы для Учреждения на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на территории СП «Тиманский сельсовет», СП «Шоинский сельсовет». В примечании к приказу указаны экономически обоснованные тарифы на территории СП «Тиманский сельсовет», СП «Шоинский сельсовет».

Учреждение указывает, что управлением произведена корректировка нормативной валовой выручки на период тарифного регулирования 2022-2026 годы в расчете на товарный отпуск в сторону уменьшения; в пересчете на полезный отпуск корректировка нормативной валовой выручки на период тарифного регулирования 2022-2026 годы составила в сторону уменьшения: по Сельскому поселению «Тиманский сельсовет» в размере 2 895 474,48 руб.; по Сельскому поселению «Шоинский сельсовет» в размере 10 553 076,46 руб. Заявитель полагает, что исключение затрат по статье топливо противоречит методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э. Также заявитель указывает, что при утверждении тарифа на тепловую энергию по Сельскому поселению «Шоинский сельсовет» Управлением на 2022 год включены затраты по топливу по цене 9 828,00 руб./тн (без учета НДС); при этом сложившаяся цена по Контракту на поставку твердого котельного топлива составила 10 545,83 руб./тн (без учета НДС).

На основании вышеизложенного заявитель считает, что экономически обоснованные тарифы Управлением утверждены неверно.

Изучив доводы, изложенные в заявлении и приложенные к нему документы, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации изложенным в кассационном определении от 18.09.2019 №4-КА19-18 решение об установлении тарифов в сфере электроэнергетике отвечает признакам нормативного правового акта, так как издается в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги организациями и физическими лицами в соответствии с установленным тарифом на электрическую энергию (мощность), рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликовано в средстве массовой информации.

В данном случае, оспариваемый приказ об установлении тарифов в сфере теплоснабжения отвечает признакам нормативного правового акта, так как принят в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти - Управлением в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц потребителей, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги организациями и физическими лицами в соответствии с установленным тарифом на тепловую энергию, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликовано в средстве массовой информации (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.12.2021).

Таким образом, приказ Управления от 10.12.2021 № 43 отвечает существенным признакам нормативных правовых актов, поскольку издан в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий в сфере нормативно-правового регулирования тарифов на тепловую энергию, направлен на установление тарифов и долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение.

При таких обстоятельствах настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Доказательств того, что Учреждение обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и ему было отказано в рассмотрении заявления по основанию, что данный спор не относится к компетенции суда общей юрисдикции, арбитражному суду не представлено.

Таким образом, заявленные Учреждением требования не могут быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Поскольку заявление подано через сервис «Мой Арбитр», фактическое возвращение документов на бумажном носителе не осуществляется.

Руководствуясь статьями 104, 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Архангельской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации возвратить заявителю.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.

Судья

А.С. Тарасова