ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А06-2896/10 от 11.02.2011 АС Астраханской области

5/2011-4815(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу

г. Астрахань

Дело № А06-2896/2010

11 февраля 2011 года

Судебная коллегия арбитражного суда Астраханской области в составе:

Председательствующий - судья Сорокин Н.А., судьи Цепляева Л.Н., Блажнов Д.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой И.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования "Ахтубинский район" к Службе по тарифам Астраханской области

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, открытого акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания»

о признании приложения №2 постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» с изменениями, внесенными постановлением Службой по тарифам Астраханской области №2 от 27.02.2010г. «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» и постановлением Службой по тарифам Астраханской области №7 от 17.03.2010г. «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010г. №2 «О внесении изменения в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» незаконным, необоснованным и признании его недействующим с момента принятия.

При участии:

от заявителя – Пономарева Т.В., представитель, доверенность от 11.11.2010 г. № 2536;

от заинтересованного лица – Зайкова С.Н., представитель, доверенность б/н от 06.09.2010 г., Турасова Л.А., представитель, доверенность от 07.02.2011 г. б/н;

от третьего лица – Любимова О.Н., представитель, доверенность от 11.01.2011 г. № 235


установил:

Администрация муниципального образования "Ахтубинский район" обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Службе по тарифам Астраханской области о признании приложения №2 постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» с изменениями, внесенными постановлением Службой по тарифам Астраханской области №2 от 27.02.2010г. «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» и постановлением Службой по тарифам Астраханской области №7 от 17.03.2010г. «О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010г. №2 «О внесении изменения в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009г. №139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» незаконным, необоснованным и признании его недействующим с момента принятия.

В обоснование заявленных требований представитель администрации муниципального образования «Ахтубинский район» пояснил суду следующее.

22.12.2009 года Службой по тарифам администрации Астраханской области было принято постановление № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания». В приложении № 2 данного постановления была установлена сбытовая надбавка на точку поставки гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в размере 6630,80 руб.

Согласно пункту 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства России № 530 от 31.08.2006 года, в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии).

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в


отношении точек поставки на розничном рынке, обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

Согласно пункту 7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 года, по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно- диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии.

Заявитель считает, что только по желанию покупателя электрической энергии в договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии, в соответствии с которым он самостоятельно урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении его точек поставки на розничном рынке, может быть предусмотрено, что данные отношения до заключения покупателем электрической энергии соответствующих договоров регулируются в рамках договоров, заключенных гарантирующим поставщиком.

Также только по желанию покупателя электрической энергии в договоре купли- продажи (поставки) электрической энергии может быть предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика урегулировать отношения, связанные с оперативно- диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя. Положения настоящих Правил применяются к отношениям по такому договору, если иное не вытекает из существа обязательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергией и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного услуг доступа администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопримыкающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросветового хозяйства, принадлежащих сетевым организациям иным лицам, к электрическим сетям» № 861 от 27.12.2004, в случае если потребителю электрической энергии (в том числе энергосбытовой организации) требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости


оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета. В технические условия включаются только работы, относящиеся к установке приборов.

Заявитель считает, что утвержденная Службой по тарифам Астраханской области сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» отнесена на счет покупателя электрической энергии, а не урегулирует взаимоотношения между гарантирующим поставщиком и оперативно-диспетчерским управлением, что противоречит параграфу 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 6, 7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 года.

По мнению заявителя, согласно статье 40 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергии», регулируемые сбытовые надбавки включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям электрической энергии.

В силу статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергии» величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли в установленной правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.

Администрацией МО «Ахтубинский район» была изучена практика установления сбытовой надбавки на точку поставки гарантирующих поставщиков электрической энергии по Волгоградской, Челябинской, Ленинградской и других областей по РФ и установлено, что сбытовая надбавка за точку поставки составляет 0 руб.

27.02.2010 года Службой по тарифам Астраханской области было принято Постановление № 2 «О внесении изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 года № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» в соответствии с которым размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» на точку поставки был изменен и уменьшен до 3138 руб. в год.

17.03.2010 года Службой по тарифам Астраханской области было принято постановление № 7 «о внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 года № 2 «О внесении изменения в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 года № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности», где сбытовая надбавка на точку поставки составила 261.50 коп. в месяц.

Заявитель полагает, что изложенные выше факты свидетельствуют об экономической необоснованности сбытовой надбавки за точку поставки и нарушении Службой по тарифам Астраханской области порядка ценообразования в отношении электрической энергии в Российской Федерации.

Служба по тарифам Астраханской области заявленные требования оспорила. Представитель заинтересованного лица пояснил суду, что оспариваемая сбытовая надбавка за точку поставки гарантирующего поставщика ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» определена в соответствии с действующим


законодательством и подтверждена экономическими расчетами. Просит производство по делу прекратить в связи с отменой обжалуемых постановлений Службой по тарифам Астраханской области 13.12.2010 года.

Третье лицо поддержало позицию Службы по тарифам Астраханской области.

Суд считает заявленные требования необоснованными, а дело подлежащим прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о службе по тарифам Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П (далее - Положение), служба по тарифам Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, контроль за применением регулируемых ею и Правительством Астраханской области цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 2.1. Положения Служба по тарифам Астраханской об- ласти устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения Служба по тарифам Астраханской области в целях реализации своих полномочий издает нормативные правовые акты по вопросам государственного ценового регулирования и правовые акты по иным вопросам в установленной сфере деятельности.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» подлежат государственному регулированию.

Регулирование указанных сбытовых надбавок осуществлялось Службой по тарифам Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 года № 302-э/5 (далее - Методические указания).

По материалам, представленным ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» для установления тарифов на электрическую энергию и сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2010 год, службой по тарифам Астраханской области была проведена экспертиза с применением метода экономически обоснованных расходов (экспертное заключение на л.д. 52-112, том 1).

Пунктом 15 Методических указаний определен расчет ставки сбытовой надбавки за обслуживание одной точки поставки электрической энергии, в соответствии с которым часть необходимой валовой выручки, возмещающая расходы гарантирующего поставщика на обслуживание точек поставки всех его потребителей за исключением потребителей группы «население» определяется произведением части необходимой валовой выручки, возмещающая расходы гарантирующего поставщика на поставку электроэнергии всем своим потребителям за исключением потребителей группы «население» и коэффициента, равного 0,5

тп отп

К - коэффициент, определяющий соотношение НВВ и НВВ, равен 0,5.


ост ост

В зависимости от региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе изменить значение указанного коэффициента (в диапазоне от 0 до 0,5).

На территории Астраханской области региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии, позволяющих изменить установленное значение коэффициента, Службой по тарифам Астраханской области не установлено.

Не установлено таких особенностей и при производстве финансово- экономической экспертизы (заключение эксперта от 27.12.2010 года дээ-22/2010 на л.д. 54-89, том 2).

Доводы эксперта о том, что применение понижающего коэффициента от 0 до 0,5 по аналогии с соседними с Астраханской областью областями (Волгоградская область) возможно при экономической оптимизации деятельности ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», суд находит необоснованными. Указанное предположение эксперта не основано на Методических указаниях, поскольку Методические указания не устанавливают зависимость коэффициента от экономической оптимизации деятельности участников рынка электрической энергии.

Методическими указаниями устанавливается зависимость коэффициента только от региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии.

Кроме того, Служба по тарифам Астраханской области обоснованно утверждает, что в настоящий момент в действующем законодательстве отсутствуют критерии определения региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии, оказывающих влияние на принятие соответствующих решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по изменению значения указанного коэффициента в диапазоне от 0 до 0,5.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и регулируемые сбытовые надбавки включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям электрической энергии.

В указанной статье речь идет о включении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в конечную цену на электрическую энергию, а не в регулируемый тариф на электрическую энергию.

Цена на 2010 год на электрическую энергию (мощность), продаваемую гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», определяется исходя из тарифа на электроэнергию, поставляемую потребителям, и ставки сбытовой надбавки за обслуживание каждой точки поставки электрической энергии.

15.02.2010 года службой по тарифам Астраханской области была проведена дополнительная экспертиза материалов, представленных ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», по результатам которой постановлением службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 № 2 внесены изменения в постановление


службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» (экспертное заключение на л.д. 113-123, том 1).

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 17.03.2010 № 7 были внесены изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 № 2 «О внесении изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 № 139 «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» (копия протокола заседания коллегии службы по тарифам Астраханской области от 17.03.2010 № 84 л.д. 124-126, том 2).

Регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии осуществлялось Службой по тарифам Астраханской области в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила).

В соответствии с Правилами, точкой поставки электрической энергии на розничном рынке является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика - составляющая цены на электрическую энергию, учитывающая экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.

Размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующему поставщику расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.

Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с Методическими указаниями.

Ссылка заявителя на несоответствие обжалуемых нормативных актов пунктам 6, 7 Правил не основана на законе, так как сбытовая надбавка гарантирующего поставщика не регулирует взаимоотношения между гарантирующим поставщиком и оперативно-диспетчерским управлением.

Так, в пунктах 6, 7 Правил говорится о том, что гарантирующий поставщик, то есть, организация, осуществляющая поставку (продажу) электрической энергии,


должна самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно- диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках осуществляется системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим Единой энергетической системы России.

Каких либо иных ссылок на нормативные правовые акты, которым противоречит приложение № 2 постановления службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 года № 139 «0 тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» администрации муниципального образования «Ахтубинский район» в судебное заседание не представила.

Регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии осуществлялось Службой по тарифам Астраханской области в соответствии с регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 года № 130-э.

В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 26.02.2004 года № 109, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:

- величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

- даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

Указанные формы, в том числе и форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, утверждена вышеуказанным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э приложением № 5 к форме (выписка из регламента на л.д. 127, том 1).

Учитывая все изложенное, постановление службы по тарифам Астраханской области «О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в границах зоны его деятельности» является законным и принято службой в рамках действующего законодательства.


Постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 года № 139 прошло государственную регистрацию в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области.

Контрольно-ревизионным управлением Федеральной службы по тарифам России по результатам проверки указанного постановления нарушений действующего законодательства не выявлено.

Суд считает производство по делу подлежащим прекращению по подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленной в дело копии постановления Службы по тарифам Астраханской области № 196 от 13.12.2010 года с 01.01.2011 года (в связи с изменениями в законодательстве) обжалуемые нормативные акты признаны утратившими силу.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Обжалуемые заявителем акты являются нормативными правовыми актами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, прекращение производства по делу по основаниям, перечисленным в пункте 6 Информационного письма N 80, возможно только при условии, что оспариваемые нормативные акты не нарушают прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Суд установил, что на момент рассмотрения дела оспариваемые акты признаны утратившими силу. Однако с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации проверена их законность.


В силу статьи 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Статьей 3 Закона N 41-ФЗ определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. В соответствии со статьей 4 названного Закона основными принципами государственного регулирования тарифов, в частности, являются: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Службой по тарифам Астраханской области принципы регулирования тарифов и установления сбытовых надбавок, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», предусмотренные статьей 4 Закона N 41- ФЗ, не нарушены.

Обжалуемые нормативные правовые акты являются законными и обоснованными, следовательно, не могут нарушать права и законные интересы заявителя.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 150 пункт 1 подпункт 1, 184-186, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение месяца в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Председательствующий

Н.А. Сорокин

Судьи

Л.Н.Цепляева

Д.Н.Блажнов



2 А06-2896/2010

3 А06-2896/2010

4 А06-2896/2010

5 А06-2896/2010

6 А06-2896/2010

7 А06-2896/2010

8 А06-2896/2010

9 А06-2896/2010

10 А06-2896/2010