ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А06-5111/15 от 24.12.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-5111/2015

30 декабря 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 24.12.2020г.

Арбитражный суд Астраханской области в составе:

судьи: Подосинников Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Севастьяновой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании ходатайство конкурсного управляющего ООО “Нижневолгоэлектромонтаж” ФИО1 об увеличении лимитов расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых управляющим для обеспечения своей деятельности, заявленным по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью «Нижневолгоэлектромонтаж» (414041 <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>);

при участии:

представителя конкурсного управляющего- ФИО2 по доверенности от 01.09.2020г.

у с т а н о в и л :

Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2015 года ликвидируемый должник Общество с ограниченной ответственностью "Нижневолгоэлектромонтаж" было признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Определением арбитражного суда от 01.01.2017г. конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1.

Конкурсный управляющий ФИО3 обратился в арбитражный суд с заявлением об увеличении лимитов расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых управляющим для обеспечения своей деятельности ООО «Нижневолгоэлектромонтаж» на 1.463.500 рублей.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего требование об увеличении лимитов поддержал.

От кредитора ФИО4 в суд поступил отзыв, в котором он возражает против увеличения лимитов по основаниям, что требования кредиторов не удовлетворены, а только идут одни расходы.

Выслушав, объяснения представителя конкурсного управляющего, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон, Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

В силу пункта 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено названным Законом. Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7. Закона, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.

Согласно положениям пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве при превышении этих лимитов оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника осуществляется на основании определения арбитражного суда. Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в выше пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует учитывать, в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

При этом пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что пунктами 3 и 4 статьи 20.7 Закона о банкротстве установлены лимиты расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.

Предусмотренный указанными нормами Закона о банкротстве лимит расходов распространяется в целом на соответствующую процедуру.

При необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 данного Закона.

Данное ходатайство рассматривается в порядке, определенном статьей 60 Закона о банкротстве. Заявляя о необходимости увеличения лимитов расходов, конкурсный управляющий ООО «Нижневолгоэлектромонтаж» Лесников указал, что для окончания процедуры должника необходимо провести ряд завершающих действий, в том числе мероприятия по передаче документов на обязательное хранение в архивные фонды. Привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.

Закон о банкротстве не предусматривает возможность неограниченной и неразумной реализации предоставленного права в ущерб интересам предприятия должника. Возможность привлечения арбитражным управляющим специалистов для обеспечения своей деятельности в силу положений Закона о банкротстве ставится в зависимость от обстоятельств, при которых необходимы специальные познания по вопросам, возникающим в ходе конкурсного производства.

Из вышеизложенного следует, что специалист привлекается в целях обеспечения деятельности арбитражного управляющего для выполнения работы, требующей специальных познаний по вопросам, возникающим в ходе процедуры банкротства.

Все расходы денежных средств должника должны быть разумными, необходимыми, обоснованными и произведенными в интересах должника, кредиторов и общества, так как в соответствии с Законом о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, которое проводится в определенный срок согласно установленной очередности по правилам проведения расчетов из сформированной конкурсной массы.

Как следует из материалов дела, согласно бухгалтерскому балансу ООО «Нижневолгоэлектромонтаж» за 2014г. (последняя отчетная дата, предшествующая введению процедуры банкротства), балансовая стоимость активов должника составила 1 530 413 000 рублей.

На основании абзаца 9 пункта 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве, лимит на оплату услуг привлеченных лиц составляет: 2 995 000+0,01%(1 530 413 000-530 413 000) = 3 048 041,30 рублей.

При этом лимит средств на оплату услуг привлеченных лиц, установленный статьей 20.7 Закона о банкротстве, в сумме 3 048 041,30 рублей исчерпан.

В соответствии с абзацем десятым пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" при ликвидации негосударственных организаций, в том числе Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Из материалов дела, следует, что арбитражным управляющим ФИО5 в период исполнения им обязанностей конкурсного управляющего ООО «НВЭМ» с ООО «Регионархив» был заключен договор №1/2016 от 29.01.2016 г. на выполнение комплекса работ по упорядочению документов, подлежащих длительному архивному хранению, по подготовке и передаче дел по личному составу работников ООО «НВЭМ» на государственное хранение.

В рамках указанного договора конкурсным управляющим ФИО5 в адрес ООО «Регионархив» были переданы документы по личному составу ООО «НВЭМ» для проведения работ по их упорядочению .

Указанный договор с ООО «Регионархив» 03.07.2017г. конкурсным управляющим ФИО5 был расторгнут.

Впоследствии, в связи с отсутствием доказательств выполнения ООО «Регионархив» обязательств по договору №1/2016 от 29.01.2016 г., конкурсный управляющий ФИО1 обратился с ходатайством об истребовании у ООО «Регионархив» документов ООО «НВЭМ» по личному составу.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2019 г. по делу № А06-5111/2015 ходатайство конкурсного управляющего было удовлетворено. ФИО1 был получен исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство № 36095/20/50039-ИПэ в рамках исполнения которого 24.08.2020 г. ООО «Регионархив» по актам приема-передачи передало конкурсному управляющему ФИО1 документы по личному составу ООО «НВЭМ». (Приложения №7,8, 9).

Конкурсным управляющим при получении документов от ООО «Регионархив» было выявлено, что у ООО «НВЭМ» имеется значительный объем документов по личному составу (документы ООО «НВЭМ» г.Астрахань, филиала ООО «НВЭМ» г. Оренбург, филиала ООО «НВЭМ» г. Нижний Новгород). Личные дела в соответствии с требованиями Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558 (ред. от 16.02.2016 г.) никем не сформированы. Документы в период нахождения в ООО «Регионархив» хранились бессистемно, были переданы конкурсному управляющему ФИО1 в архивных коробах, содержат в себе приказы по личному составу, трудовые договоры, личные карточки, расчетные ведомости и иные документы в отношении сотрудников должника.

Помимо указанного, в период нахождения в ООО «Регионархив», часть документов была повреждена вследствие воздействия влаги, в заливом хранилища.

В соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - «Правила»), утвержденными Приказом Министерства культуры Российской Федерации №526 от 31.03.2015 г., а также Методическим рекомендациям к Правилам, утвержденным Федеральным архивным агентством (Приложения №10, 11) дела с физическими повреждениями бумажного носителя, а также дела, зараженные плесенью или другими биологическими вредителями, требующие дезинсекции не подлежат приему на хранение.

Таким образом, при проведении экспертизы документов на предмет их ценности для формирования дел для сдачи в архив, потребуется проведение дополнительных работ по выявлению степени повреждения части документов, в том числе работы по выявлению биологических повреждений документов, с целью дальнейшего проведения просушки бумажных носителей, биоцидной обработки, реставрации документов.

ООО «Стандарт» (ИНН <***>) было предложено коммерческое предложение исх. № б/н от 24.08.2020 г. об оказании услуг по проведению комплекса мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение с формированием дел.

В ходе совместного осмотра конкурсным управляющим и ООО «Стандарт» по месту нахождения и проведения экспертизы исторической и научно-практической ценности документов по личному составу архивного фонда ООО «НВЭМ», для дальнейшей обработки, систематизации, подготовки и передачи архива предприятия на государственное (муниципальное) хранение в архив был произведен пересчет документов, содержащих в себе приказы по личному составу, трудовые договоры, личные карточки, расчетные ведомости и иные документы в отношении сотрудников должника, по результатам предварительного просмотра которых был сделан вывод о наличии порядка 1 173 личныхдел сотрудников должника.

В соответствии с п.п. 19, 412,657 Перечня приказы по личному составу, расчетные ведомости, трудовые договоры являются делами долговременного хранения (срок хранения - 75 лет).

В соответствии с п. 3.6.3 «Основных Правил работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.) все сданные в архив дела должника подлежали полному оформлению. Полное оформление дел предусматривает: подшивку или переплет дела; нумерацию листов дела; составление листа-заверителя; составление, в необходимых случаях, внутренней описи документов; внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат дела, заголовка дела).

В соответствии с п. 2.1.1 Правил экспертиза ценности документов - это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на постоянное хранение.

Согласно п. 3.5.1 Правил формированием дел называется группировка исполненных документов дела в соответствии с номенклатурой дел.

Требования к оформлению дел, принимаемых в архив установлены в п. 3.6 Правил (п.п. 3.6.1. -3.6.18.).

В соответствии с п. 3.7.1. Правил для обеспечения комплектования архива в организации на все завершенные в делопроизводстве дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, прошедшие экспертизу ценности, составляются архивные описи.

Таким образом, при упорядочении документов для передачи в архив необходимо произвести экспертизу документов, сформировать документы в дела, пронумеровать каждый лист, прошить документы, составить опись каждого дела.

Процесс по обработке вышеуказанного количества документов и преобразованию их в готовые дела для сдачи в архив, в том числе экспертиза поврежденных бумажных носителей, требует от конкурсного управляющего больших временных затрат, а также, с учетом предъявляемых к работе архивариуса специальных требований (в соотв. с профстандартами, включенными в Реестр Минтруда РФ), конкурсный управляющий считает разумным и необходимым привлечение третьего лица для выполнения данных работ, так как следствием неправильного оформления единиц архива (дел) может являться отказ архива в принятии таких документов.

В ходе мероприятий по изучению документов по личному составу были проанализированы предложения архивных учреждений по стоимости подготовки этих документов к сдаче.

Изучались Прейскуранты архивных учреждений (все Прейскуранты размещены на официальных сайтах архивных учреждений):

1. Московской области, подведомственных Главному Архивному управлению Московской области;

2.Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Центральный государственный архив трудовых отношений г. Москвы» (ГБУ «ЦГАТО Москвы»).

3.Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив научно-технической документации» (РГАНТД г.Москва).

4. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга» (ЦГАЛС СПб);

5. Государственных архивов Астраханской области - ГКУ Астраханской области «Государственный архив Астраханской области»;

6. МКУ г. Астрахани «Астраханский городской архив».

При анализе возможных затрат усматривается объективная возможность увеличения Сметы в связи с изменениями расценок самих Архивов и транспортных услуг в осенне-зимний период.

1.По расценкам ГБУ г. Москвы "ЦГАТО г.Москвы" комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет 1 784,00 рубля за дело.

Таким образом стоимость подготовки в количестве 1 173 ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 2 093 000 руб. Прейскурант услуг ГБУ «ЦГАТО г.Москвы» указан на официальном сайте учреждения;

2.По расценкам архивных учреждений Московской области, подведомственных Главному Архивному управлению Московской области комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет 1437,67 рублей за дело. Таким образом стоимость подготовки в количестве 1 173 ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 1 687 000 руб. Прейскурант услуг Главного Архивного управления Московской области утвержден распоряжением №157р от 21.12.2015 г., с изменениями №172р от 28.12.206 г., №40р от 30.03.2017 г., действующий по настоящее время. Данный прейскурант указан на официальном сайте организации;

3.По расценкам РГАНТД г, Москва комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет 1 342,59 рублей за дело. Таким образом стоимость подготовки в количестве 1 173 ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 1 575 000 руб. Прейскурант указан на официальном сайте учреждения;

4.По расценкам ЦГАЛС ;СПб комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет 2 439 рублей за дело. Таким образом стоимость подготовки в количестве 1 173 (ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 2 861 000 руб.Прейскурант указан на официальном сайте учреждения;

5. По расценкам ГКУ Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет не менее 1 500 рублей за дело. Таким образом, стоимость подготовки в количестве 1 173 ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 1760 000 руб.Прейскурант указан на официальном сайте учреждения;

6. По расценкам МКУ г. Астрахани «Астраханский городской архив» комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение составляет не менее 1 325 рублей задело. Таким образом стоимость подготовки в количестве 1 173 (одна тысяча сто семьдесят три) ед. учета по предварительным расчетам не должна превышать более 1.555.000 руб.Прейскурант указан на официальном сайте учреждения.

Все вышеуказанные учреждения не предоставляют услуг по непосредственной сдаче архивного фонда в архивное учреждение и прохождение (сопровождение) на экспертно-проверочной комиссии при архивохранилище, что ведет к увеличению общей стоимости за счет выезда конкурсного управляющего (или привлеченного квалифицированного специалиста) или возмещению затрат (командировочные) сотрудника архивного учреждения для передачи архивного фонда.

Также, указанные учреждения не предоставляют услуг по логистике. Стоимость перемещения архивного фонда к месту обработки, а затем в архивохранилище с разгрузо-погрузочными услугами составит не менее 80 000 руб. по маршруту г. Москва - г. Астрахань.

По расценкам ООО «Стандарт» комплекс мер по подготовке документов по личному составу для передачи их на государственное (муниципальное) хранение в количестве 1173 ед. учета, проведение научно-исследовательских работ по выявлению биологических повреждений документов, определение степени их зараженности микроорганизмами, биоцидная обработка, их транспортировка в г. Астрахань, уничтожение документов с истекшими сроками хранения, передача дел на хранение в государственный архив, силами ООО «Стандарт» «под ключ» составит не более 1 463 500 руб., без НДС.

Предложенная ООО «Стандарт» стоимость работ, при полном выполнении всего необходимого комплекса по сдаче документов в архив, самая низкая.

Так как в настоящее время лимиты исчерпаны, но имеется необходимость в сдаче документов в Государственный архив на хранение, не передача на государственное хранение в архив первичных документов будет нарушать права работников должника, а принятие на архивное хранение документов без соответствующей оплаты невозможно, суд считает возможным привлечение ООО «Стандарт» по архивации документов должника с увеличением лимитов на 1.463.500 рублей .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 20.3., 20.7., 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Увеличить лимиты расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых конкурсным управляющим ООО “Нижневолгоэлектромонтаж” для обеспечения своей деятельности в соответствии со статьей 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ для достижения целей конкурсного производства: ООО "Стандарт" на архивирование документов с оплатой 1.463.500 рублей.

Определение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Ю.В. Подосинников