ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А07-1323/15 от 18.08.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/ 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в замене эксперта и экспертного учреждения 

г. Уфа Дело № А07 -1323/2015
18 августа 2015 года

Резолютивная часть определения объявлена: 17.08.2015 года  Определение в полном объеме изготовлено: 18.08.2015 года 

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи

Харисова А. Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Хафизовой Д.Ф., заявление Общества с ограниченной  ответственностью Проектная фирма  "УРАЛТРУБОПРОВОДСТРОЙПРОЕКТ" о замене эксперта и экспертного  учреждения по делу по иску 

Общества с ограниченной ответственностью Проектная фирма  "УРАЛТРУБОПРОВОДСТРОЙПРОЕКТ" 

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ИНСТИТУТ  НЕФТЕХИМПЕРЕРАБОТКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" 

о взыскании суммы долга в размере 6 243 447 руб. 44 коп., процентов за  пользование чужими денежными средствами по день фактического  исполнения 

При участии в судебном заседании:

От истца: ФИО1 доверенность № 22/8916 от 14.10.14 


От ответчика: Ильичева И.В. , доверенность № 8 от 09.02.15 года,
Устинов И.А., доверенность № 13 от 24.06.15, паспорт

От ООО «Салаватнефтехимстройзаказчик» (ИНН <***>, адрес 453256,  город Салават, ул. Нуриманова ), не явились, извещены 

 УСТАНОВИЛ:

ООО ПФ "УРАЛТРУБОПРОВОДСТРОЙПРОЕКТ" обратилось в  Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к ГУП  ИНХП РБ о взыскании суммы долга в размере 6 243 447 руб. 44 коп.,  процентов за пользование чужими денежными средствами по день  фактического исполнения 

Определением от 02.06.2015 года по ходатайству  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ИНСТИТУТ  НЕФТЕХИМПЕРЕРАБОТКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" о судом  назначена по делу № А07-1323/2015 – судебная строительно-техническая  экспертиза, производство поручено ООО «Салаватнефтехимстройзаказчик»  (ИНН <***>, адрес 453256, город Салават, ул. Нуриманова ), эксперту –  ФИО4. 

На судебном заседании 17.08.2015 года представителем истца  поддержано заявленное ходатайство о замене эксперта и экспертной  организации, обоснована позиция по заявлению. 

Представителем ответчика оглашены представленные письменные  возражения против удовлетворения ходатайства. 

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  материалы дела, суд установил следующее. 


Заявитель (истец) ссылается на положения ст. 50 Градостроительного  кодекса Российской Федерации о том, что аккредитация юридических лиц на  право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и  (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий  проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения  негосударственной экспертизы соответствующего вида. Порядок  аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы  Проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов  инженерных Изысканий устанавливается Правительством Российской  Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий  функции по формированию единой национальной системы аккредитации и  осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, по итогам  аккредитации выдает юридическому лицу свидетельство об аккредитации на  право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и  (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. 

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции  по формированию единой национальной системы аккредитации и  осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, ведет  государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право  проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или)  негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. 

Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц,  аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы  проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов  инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по  формированию единой национальной системы аккредитации и  осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в сети  «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. 


В соответствии с Постановлением Правительства Российской  Федерации от 29.12.2008г. № 1070 «О порядке аккредитации на право  проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или)  результатов инженерных изысканий установлено, что аккредитация  юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы  проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится  Федеральной службой по аккредитации. 

Также указанным Постановление установлен порядок ведения реестра  юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной  экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий,  и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре; 

Кроме того, установлена форма выдаваемого свидетельства об  аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной  экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. 

В соответствие с статьей 49 п.1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ проектная  документация объектов капитального строительства и результаты  инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной  документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев,  предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной  документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий  проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной  экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору  направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий  на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за  исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении  проектной документации объектов капитального строительства и результатов  инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной  Документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. 


В соответствие с Постановлением Правительства Российской  Федераций от 5 марта 2007 г. № 145 о порядке организации и проведения  государственной экспертизы проектной Документации и результатов  инженерных изысканий и с постановлением правительства Российской  Федераций от 29 декабря 2008 г. № 1070 о порядке аккредитации на право  Проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или)  результатов Инженерных изысканий, экспертизу результатов инженерных  изысканий, выполненных для подготовки проектной документации имеет  право выполнять организация, имеющая аккредитацию на право проведения  государственной (негосударственной) экспертизы имеющая в своем штате  аттестованных экспертов по соответствующим направлениям. 

Как указывается истцом в исковом заявлении, в представленных  документах о возможности проведения экспертизы  «Салаватнефтехимстройзаказчик» отсутствует свидетельство об  аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной  документации и (или) негосударственной экспертизы результатов  инженерных изысканий. На официальном сайте Федеральной службы по  аккредитации о выданных свидетельствах указанное предприятие также не  значится. Истцом в заявлении перечислены специальности, по которым  аккредитован эксперт, исходя из представленных свидетельств об  аккредитации. Согласно определения Арбитражного суда от 02.06.2015г.,  продолжает заявитель, необходимо выполнить экспертизу следующей  документации: 

- Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях по  объекту: «Реконструкция систем общезаводского хозяйства Уренгойского  ЗПКТ». 

- Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях по  объекту: «Реконструкция и техническое перевооружение объектов ЗПКТ для  переработки ачимовских залежей Уренгойского месторождения». Таким 


образом, заявитель приходит к выводу, что эксперт Подцикин Валерий  Васильевич не имеет разрешительной документации на право проведения  негосударственной экспертизы проектной документации и результатов  инженерных изысканий. 

На основании вышеизложенного и исходя из положений ст.41  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель  просит суд произвести замену экспертного учреждения ООО  «Салаватнефтехимстройзаказчик» на учреждение имеющие  правоустанавливающие документы, а именно свидетельство на право  проведения негосударственной экспертизы проектной документации и  результатов инженерных изысканий., а также привлечь эксперта имеющий  разрешительные документы на право проведения негосударственной  экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. 

Ответчиком представлены письменные возражения на ходатайство  истца. Доводы истца ответчик считает необоснованными, поскольку  возникший между истцом и ответчиком спор рассматривается судом и  применению подлежат положения об экспертизе в рамках арбитражного  процесса, а не положения Градостроительного кодекса Российской  Федерации о негосударственной экспертизе проектной документации и (или)  негосударственной экспертизе результатов инженерных изысканий. 

Ответчик со ссылками на ч. 1 статьи 55 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации о том, что экспертом в  арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по  касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи  заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим  Кодексом», а также п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ № 23 от 04.04.2014 «О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами законодательства об экспертизе» о том, что  экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном 


учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к  экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями,  но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации), п. 2  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23 от  04.04.2014: «При назначении экспертизы суд должен руководствоваться  требованиями законодательства Российской Федерации о судебно- экспертной деятельности, а также положениями Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации об обеспечении  процессуальных прав лиц, участвующих в деле», приходит к выводу, что  основным требованием к привлеченному, в рамках судебного процесса  эксперту, является наличие у данного эксперта специфических знаний и  опыта в области подлежащей исследованию. 

Лицензирование (аккредитация) судебно-экспертной деятельности,  продолжает ответчик в письменных возражениях, не предусмотрена ст. 12  ФЗ-99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»,  Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 (ред. от  28.04.2015) «Об организации лицензирования отдельных видов  деятельности». В закрытом перечне статьи № 12 ФЗ-99 от 04.05.2011 «О  лицензировании отдельных видов деятельности» «судебная экспертиза» не  значится. 

Утверждение истца об обязательной аккредитации экспертной  организации проводящей судебную экспертизу, а именно наличии у  экспертной организации свидетельства на право проведения  негосударственной экспертизы проектной документации и результатов  инженерных изысканий», ответчик считаем неверным, поскольку в  приводимых истцом положениях Градостроительного кодекса Российской  Федерации, а также в Постановлениях Правительства РФ №№ 145, 1070 речь  идет об экспертизе проектной документации, которая является  самостоятельным видом экспертизы, отдельным от судебной экспертизы. К 


судебной экспертизе назначенной определением Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 02.06.2015 по делу № А07-1323/2015 ответчик  считает указанные положения Градостроительного кодекса Российской  Федерации не подлежащими применению. 

Таким образом, ответчик заявление истца о замене эксперта и  экспертного учреждения считает не подлежащим удовлетворению. 

Исходя из части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации ходатайства обосновываются лицами, которые их  заявляют. 

Таким образом, обязанность представления доказательств, на которое  лицо ссылается в обоснование заявленного ходатайства, возлагается на  указанное лицо. При непредставлении необходимых доказательств у  арбитражного суда отсутствует обязанность запрашивать соответствующие  документы в интересах того или иного лица, участвующего в деле. 

Порядок назначения судебной экспертизы арбитражным судом  регламентируется положениями Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (ст. 82 - 87 данного Кодекса) и Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23 от 04.04.2014 «О некоторых  вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об  экспертизе». Положение о проведении негосударственной экспертизы  проектной документации и результатов инженерных изысканий,  утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29  декабря 2008 г. N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной  документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение),  регламентирует порядок проведения негосударственной экспертизы  проектной документации, являющейся самостоятельным видом экспертизы,  предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, и  не распространяется на процессуальные действия суда при назначении  судебной экспертизы. 


При таких обстоятельствах, судом оснований для удовлетворения  заявления Общества с ограниченной ответственностью Проектная фирма  "УРАЛТРУБОПРОВОДСТРОЙПРОЕКТ" о замене эксперта и экспертного  учреждения, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 82, 83, 184, 185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной  ответственностью Проектная фирма  "УРАЛТРУБОПРОВОДСТРОЙПРОЕКТ" о замене эксперта и экспертного  учреждения отказать. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через арбитражный суд, принявший определение. 

В случае обжалования определения в порядке апелляционного  производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения  дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. 

Судья А.Ф.Харисов