ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А07-17868/17 от 27.06.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отмене обеспечительных мер

г. Уфа Дело № А07 -17868/2017
27 июня 2017 года

Резолютивная часть определения оглашена 27.06.2017г.  Полный текст определения изготовлен 27.06.2017г. 

 Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ю.С.Зиганшиной,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнетдиновым Р.Ф.,  рассмотрев ходатайство Государственного бюджетного учреждения  здравоохранения Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1  Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0278067833,  ОГРН 1020203225734) об отмене обеспечительных мер по делу по заявлению 

ООО "Весна" (ИНН 0274123974, ОГРН 1070274009596) 

к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0278067833, ОГРН  1020203225734) 

о признании незаконными действий заказчика
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения

Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан в части указания в конкурсной  документации (закупка № 0301200046617000154): 

- в подпункте 5 пункта 21 по показателю «Качество услуг», в  подпункте 2.1 пункта 22.3 Раздела II конкурсной документации «Общие  сведения» требования о наличии у участника закупки деклараций о  соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно  вариантам диет); 

- в подпункте 5 п. 21 по показателю «Квалификация участников  закупки, в том числе наличие у них специалистов и иных работников  определенного уровня квалификации», в подпункте 3.1 пункта 22.3 Раздела II 


конкурсной документации «Общие сведения» требования о наличии  прошедших повышение квалификации (переподготовку) специалистов по  профилю оказываемой услуги в штате участника закупки следующих  документов: заверенные копии документов (сертификат, удостоверение) о  повышении квалификации (переподготовке) специалистов участвующих при  оказании услуг; 

- в приложении № 2 Технического задания (Приложение № 1 к  Договору) Смеси белковой композитной сухой (СБКС); 

об обязании Заказчика - Государственное бюджетное учреждение  здравоохранения Республиканская клиническая психиатрическая больница   № 1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан устранить  допущенные нарушения закона, 

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о  времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на Интернет-сайте суда, 

УСТАНОВИЛ:

ООО "Весна" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с  заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан о признании незаконными действий  заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан в части указания в конкурсной  документации (закупка № 0301200046617000154): в подпункте 5 пункта 21 по  показателю «Качество услуг», в подпункте 2.1 пункта 22.3 Раздела II  конкурсной документации «Общие сведения» требования о наличии у 

участника закупки деклараций о соответствии техническим регламентам 

таможенного союза (согласно вариантам диет); в подпункте 5 п. 21 по  показателю «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них  специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в  подпункте 3.1 пункта 22.3 Раздела II конкурсной документации «Общие  сведения» требования о наличии прошедших повышение квалификации  (переподготовку) специалистов по профилю оказываемой услуги в штате 

участника закупки следующих документов: заверенные копии документов  (сертификат, удостоверение) о повышении квалификации (переподготовке)  специалистов участвующих при оказании услуг; в приложении № 2  Технического задания (Приложение № 1 к Договору) Смеси белковой 


композитной сухой (СБКС); об обязвании Заказчика - Государственное  бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская клиническая  психиатрическая больница № 1 Министерства здравоохранения Республики  Башкортостан устранить допущенные нарушения закона. 

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от  15.06.2017г. удовлетворено ходатайство ООО "Весна" (ИНН 0274123974, ОГРН  1070274009596) о принятии обеспечительных. 

Приостановлен конкурс с ограниченным участием номер закупки:  0301200046617000154, идентификационный код закупки в плане-графике 

Запрещено Государственному бюджетному учреждению  здравоохранения Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1  Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0278067833,  ОГРН 1020203225734) заключать гражданско-правовые договоры на 

предоставление услуг по организации питания пациентов в  Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республиканская  клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства здравоохранения  Республики Башкортостан на условиях, определенных в конкурсной  документации номер закупки: 0301200046617000154, идентификационный код  закупки в плане-графике 172027806783302730100102502505629244 за  исключением возможности проведения запроса котировок, предусмотренного  статьей 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» и(или) осуществления закупки у единственного  поставщика, предусмотренной п.п.4 п.1 ст.93 Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до момента  вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. 

Выдан исполнительный лист.

По общим правилам действующего законодательства, одним из видов  правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную 


силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу,  обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов,  являются обеспечительные меры, которые допускаются арбитражным судом по  правилам главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных  мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы,  содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска. 

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 года «О применении  арбитражными судами обеспечительных мер» ответчик, иные лица,  участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате  применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного  суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об  их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив  объяснения по существу примененных мер. 

В указанном случае суд повторно проверяет наличие оснований,  установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, и оценивает, насколько принятая обеспечительная мера  связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом  она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер. 

Рассмотрев представленные материалы по поводу обеспечительных мер,  суд установил, что ходатайство об отмене обеспечительных мер подлежит  удовлетворению. 

Согласно части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в  деле, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иного лица может  принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или  имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). 

Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, и для их  применения не требуется представлять доказательства в объеме, необходимом  для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.  Обязательным является представление заявителем доказательств наличия  оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения (пункт 10  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных  мер", далее - постановление от 12.10.2006 N 55). 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 91 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительными мерами  могут быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные 


действия, касающиеся предмета спора. Арбитражным судом могут быть  приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть  принято несколько обеспечительных мер. 

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд  оценивает разумность и обоснованность требования заявителя о применении  обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного  ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса  интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии  обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц, а также  насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с  предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она  обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер,  обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 10  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных  мер"). 

Предметом спора по настоящему делу является оспаривание условий,  включенных в конкурсную документацию. 

В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявителем  было указано, что согласно ст. 48-56 Федерального закона 44-ФЗ "О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд" и извещения 0301200046617000154 о  проведении конкурса с ограниченным участием дата окончания подачи заявок:  16 июня 2017г. 11:30. После указанной даты конкурсной комиссией будут  рассматриваться заявки на участие в конкурсе, по результатам которого будет  определен поставщик услуг. Истец указал, что завершение процедуры  определения поставщика конкурса может сделать невозможным исполнение  судебного акта. 

Кроме того, заявителем в подтверждение предоставления питания  пациентам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан был представлен договор № 184/ЕП  от 28.04.2017г., заключенный между Государственным бюджетным  учреждением здравоохранения Республиканская клиническая 

психиатрическая больница № 1 Министерства здравоохранения Республики  Башкортостан и ООО Первая аутсорсинговая компания по организации  лечебного питания «Диет-групп 2009» на предоставление услуг по организации  питания пациентов в ГБУЗ РКПБ № 1 МЗ Республики Башкортостан, согласно  которому заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя  обязательства по предоставлению услуг по организации питания пациентам в 


ГБУЗ РКПБ № 1 МЗ РБ в соответствии с приложением № 1 к договору на базе  пищеблоков ГБУЗ РКПБ № 1 МЗ РБ находящихся по адресу: Республики  Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Прудная, д. 15, корпус 1. 

В обоснование заявления об отмене обеспечительных мер  Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская  клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства здравоохранения  Республики Башкортостан указывает на следующие обстоятельства: 

признании незаконными действий Заказчика при подготовке конкурсной  документации. Определением суда от 10 апреля 2017 года исковое заявление  было возвращено. 

По вышеуказанному исковому заявлению 4 мая состоялось  предварительное заседание Арбитражного суда РБ, в ходе которого было  назначено рассмотрение дела лишь на 8 июня 2017 года. В день рассмотрения  ООО «Арабэлла» отказалось от исковых требований, судебное производство по  делу было прекращено, обеспечительные меры отменены, конкурсные  процедуры были возобновлены. Вскрытие конвертов на участие в Конкурсе  было назначено на 16 июня 2017 года. 

Как указывает Государственное бюджетное учреждение здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан, контракт на организацию питания  пациентов, заключенный по аналогичному Конкурсу, прекратил свое действие  30 апреля 2017 года. В связи с затягиванием участниками Конкурса процедуры  торгов, посредством судебных разбирательств, больница вынуждена была 


заключить договор и зарегистрировать в ЕИС как с единственным  поставщиком, согласно п. 9 ст. 93 44 - ФЗ, о чем Минфин РБ был уведомлен. 

Учитывая, что данный договор размещен в общедоступной системе ЕИС,  от ООО «Весна» поступила жалоба в Следственный Комитет РФ по РБ на  организацию питания в 2017 году в ГБУЗ РКПБ № 1 МЗ РБ, которая была  перенаправлена в УФАС по РБ. В результате рассмотрения жалобы 13 июня  2017 года УФАС по РБ признал заключение договора с нарушением выбора  способа закупки. 

Минфин РБ также рассматривает данный договор, как заключенный с  нарушением вышеуказанного закона, что грозит административным штрафом в  соответствии с КоАП РФ в размере 50 тыс. рублей на должностное лицо. 

При принятии решения о заключении договора был проведен анализ всех  способов осуществления закупа. Для заключения договора по результатам  проведения аукциона потребуется 1,5-2 месяца. Для заключения договора по  результатам проведения первой котировки потребуется 1 месяц и таких  котировок потребовалось бы объявить 23, до момента заключения договора по  результатам аукциона. Заключать договора без проведения торгов до 100 тыс.  рублей было нецелесообразно, так как в день таких договоров необходимо  заключить 3-4 (фактические расходы в день на питание составляют более 300  тыс. рублей). Питание осуществляется на основании семидневного меню в  пределах средней стоимости на 1 койку, указанную в договоре. Ежедневно по  факту она составляет стоимость, отличную от указанной в договоре в большую  или меньшую сторону и уже за неделю сформируется средняя стоимость 1  койки-дня. Учитывая, что больница осуществляет 4-5 разовое питание на 1350 и  более человек с учетом нескольких вариантов диет и разную стоимость  ежедневного питания учитывать несколько договоров до 100 тыс. рублей  технически невозможно. Заключая подобные договора уже в течение 20 дней,  будет превышен 5% совокупный годовой объем закупок, что приведет к  административной ответственности не только должностного лица, но и  юридического. К тому же отсутствие возможности заключения договоров до  100 тыс. рублей парализует работу учреждения, в связи с постоянно  возникающими проблемами в деятельности больницы и срочной  необходимостью их решать. 

Учитывая сроки судебных разбирательств (предварительное заседание,  судебные заседания, сроки обжалования в апелляционном порядке) и сроки  проведения котировок, аукциона, договор был заключен как у единственного  поставщика по причине «непреодолимой силы» в пределах имеющихся  свободных обязательств, так как под проводящийся конкурс были приняты  обязательства в сумме 41,073 млн. рублей. Принимающиеся под обеспечение  контракта обязательства не могут использоваться другими способами и на 


другие цели, а значит, заключить иной договор и зарегистрировать его в ЕИС не  представляется возможным. Без регистрации договор не принимается к оплате. 

Из-за перегруженности стационарных отделений - на 1350 койках  находятся более 1400 пациентов, денежные обязательства по действующему  договору заканчиваются 7 июля, а ближайший договор, который можно  заключить на основании проведения торгов возможно только 17 июля. В связи с  чем, встает вопрос, каким способом будет организовано дальнейшее питание  пациентов больницы. 

Повторное заключение договора, как у единственного поставщика,  согласно п.п. 4 п.1 ст.93 44-ФЗ, также повлечет административную  ответственность за неоднократное нарушение КоАП, так как ссылка на  «непреодолимую силу» ни Минфином РБ, ни УФ АС по РБ не признается. 

При отсутствии свободных обязательств заключение договоров является  нарушением бюджетного законодательства в части принятия обязательств  сверхлимитов. К тому же заключение договоров с единственным поставщиком  также является нарушением законодательства о закупках и несет  административную ответственность Заказчика. Способа решения проблемы в  сложившейся ситуации, не нарушающее законодательство, больницей не  найдено, а имеющиеся обязательства перед пациентами, толкают учреждение на  принятие решений, влекущих административную и иную ответственность. 

Питание в больнице посредством аутсорсинга в течение 8 лет, не  вызывало жалоб как со стороны пациентов и их родственников, так и  проверяющих и упрощало работу лечебного учреждения. Противостояние  коммерческих структур в завоевании рынка по предоставлению услуг  организации питания, влекущее блокировку торгов, а в случае завершения их -  искусственное понижение цен до неразумных пределов (56 руб. в день) ставит  учреждения здравоохранения в безвыходное положение (в аналогичной  ситуации находятся и другие учреждения г. Уфа), что делает аутсорсинг  проблематичным. 

Способа решения проблемы в сложившейся ситуации, не нарушающее  законодательство, не найдено, а имеющиеся обязательства перед пациентами,  толкают учреждение на принятие решений, влекущих административную и  иную ответственность. 

Суд, изучив указанные доводы заявителя, считает их обоснованными,  поскольку заявителем представлены доказательства того, что принятыми  обеспечительными мерами могут быть нарушены права третьих лиц, а именно  пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан. 

В связи с изложенным, обеспечительные меры в виде приостановления

конкурса с ограниченным участием номер закупки: 0301200046617000154, 


идентификационный код закупки в плане-графике 

предоставление услуг по организации питания пациентов в  Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республиканская  клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства здравоохранения  Республики Башкортостан на условиях, определенных в конкурсной  документации номер закупки: 0301200046617000154, идентификационный код  закупки в плане-графике 172027806783302730100102502505629244 за  исключением возможности проведения запроса котировок, предусмотренного  статьей 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» и(или) осуществления закупки у единственного  поставщика, предусмотренной п.п.4 п.1 ст.93 Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до момента  вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, подлежат  отмене. 

При таких обстоятельствах, заявление Государственного бюджетного  учреждения здравоохранения Республиканская клиническая психиатрическая  больница № 1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об  отмене обеспечительных мер подлежит удовлетворению. 

Руководствуясь ст. 97, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство Государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Республиканская клиническая психиатрическая больница № 1 Министерства  здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0278067833, ОГРН  1020203225734) об отмене обеспечительных мер удовлетворить. 

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного  суда Республики Башкортостан от 15.06.2017г. по делу № А07-17868/2017. 


Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через арбитражный суд, принявший определение. 

В случае обжалования определения в порядке апелляционного  производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела  можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. 

Судья Ю.С. Зиганшина