Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а
г. Уфа
06 августа 2021 года Дело № А07-24433/2014
Резолютивная часть определения объявлена 02 августа 2021 года
Определение в полном объеме изготовлено 06 августа 2021 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Курбангалиева Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юсуповой Э.Р., рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» ФИО1 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о понуждении к принятию имущества должника;
при участии в судебном заседании:
конкурсный управляющий - ФИО1, паспорт,
от Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан – ФИО2, доверенность от 14.05.2021;
иные лица, участвующие в рассмотрении заявления не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело №А07-24433/2014 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» (далее – МУСП совхоз «Черкассы», должник).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2015 (резолютивная часть от 02.02.2015) МУСП совхоз «Черкассы» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО3. Объявление о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 26 от 14.02.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан (резолютивная часть определения объявлена 27.06.2016) арбитражный управляющий ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУСП совхоз «Черкассы». Конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий ФИО4.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.01.2017 (резолютивная часть объявлена 17.01.2017) арбитражный управляющий ФИО4 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУСП совхоз «Черкассы», конкурсным управляющим МУСП совхоз «Черкассы» утвержден арбитражный управляющий ФИО5.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2017 (резолютивная часть объявлена 28.06.2017) арбитражный управляющий ФИО5 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУСП совхоз «Черкассы», конкурсным управляющим МУСП совхоз «Черкассы» утвержден арбитражный управляющий ФИО3.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2019 (резолютивная часть объявлена 14.11.2019) арбитражный управляющий ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУСП совхоз «Черкассы», назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего должника.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020 (резолютивная часть объявлена 27.01.2020) конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий ФИО1.
На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» ФИО1 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о понуждении к принятию имущества должника с учетом уточнения.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал уточненное заявление.
Представитель возражала по доводам, указанным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, заявление рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует:
Торги в форме приема заявок на участие в продаже имущества Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» посредством заключения договоров прямой продажи по цене заявки на приобретение этого имущества признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок и связи отсутствием подписанного со стороны покупателя договора купли-продажи лота и отсутствием в установленные сроки оплаты цены договора.
На торги выставлялось, осталось не реализованным следующее имущество должника:
- Здание телятника с родильным отделением МТФ № 1, литера А, общей площадью 813 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Черкасский, с. Черкассы (кад. ном. 02:47:000000:5701);
По состоянию на дату возбуждения конкурсного производства ограничения и обременения имущества, составляющего конкурсную массу, не зарегистрированы.
Указанное имущество было включено в конкурсную массу должника и подлежало продаже в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, установленном положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, являются единственным учредителем должника (собственником имущества должника), имеющий долю в уставном капитале (100%).
В адрес собственника имущества должника - унитарного предприятия Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан конкурсным управляющим должника направлено уведомление о наличии непроданного имущества и праве собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника получить такое имущество, в том числе акт о передаче имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Сведения включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (www.bankrot.fedresurs.ru).
Ответ в адрес конкурсного управляющего не поступил.
Администрация возражает относительно удовлетворения заявленных требований. По результатам выезда и осмотра указанных объектов недвижимости, администрация пришла к выводу о том, что имущество, которое понуждается к принятию, находится в полуразрушенном состоянии. Принятие указанного имущества повлечет нецелевой характер использования средств бюджета муниципального образования на такое имущество.
Кроме того, считает, что конкурсным управляющим не исполнялись или исполнялись ненадлежащим образом обязанности, возложенные на него в соответствии с Федеральным законом, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, что выразилось в утрате конкурсной массы, а именно утрата целостности нежилых строений и утрата жилого помещения. Также организация торгов конкурсным управляющим проведена формально, так как на торги выставлена квартира, которая физически не существует.
В уточненном заявлении конкурсный управляющий просит обязать органы местного самоуправления в лице администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в срок в течение одного месяца со дня вынесения судебного акта по обособленному спору принять имущество должника - Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» - Здание телятника с родильным отделением МТФ № 1, литера А, общей площадью 813 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Черкасский, с. Черкассы (кад. ном. 02:47:000000:5701), нереализованное в ходе конкурсного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» мероприятия по продаже имущества, конкурсным управляющим были проведены
Кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, было направлено предложение о принятии имущества в счет погашения своих требований. От кредиторов получен отказ, в связи с чем конкурсный управляющий обратился с настоящим заявлением в суд.
Оценив представленные доказательства, суд считает требования конкурсного управляющего подлежащим удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве учредитель (участник) должника, признанного банкротом, в порядке, установленном названным Законом, вправе получить имущество должника, при отказе кредиторов от принятия имущества должника для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, а также получить имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с его кредиторами.
При отсутствии заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество или оставшееся имущество либо невозможности передачи собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника такого имущества конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (пункт 8 статьи 148 Закона о банкротстве).
Имущество должника, которое в силу федерального закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.
В силу пункта 10 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
Основанием для обращения конкурсного управляющего в суд с заявлением о понуждении администрации принять нереализованное в ходе конкурсного производства имущества должника послужили следующие обстоятельства. Конкурсным управляющим в администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан направлено требование о принятии имущества от 04.12.2020 № 86 с актом приема-передачи, однако администрация до настоящего времени нереализованное имущество должника не приняла, мотивированного отказа не направила.
Статья 148 Закона о банкротстве не содержит конкретный перечень имущества, которое подлежит передаче органу местного самоуправления. Согласно статьям 131, 132 Закона о банкротстве в конкурсную массу включается все имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота.
Пунктом 3 статьи 148 Закона о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего при отказе или уклонении органа местного самоуправления от принятия нереализованного имущества должника обратиться в суд с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
При этом исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, органам местного самоуправления подлежит передаче любое нереализованное имущество должника (не изъятое из оборота и не ограниченное в обороте), обратное из положений статьи 148 Закона о банкротстве не следует.
Кроме того, иной правовой подход может привести к тому, что имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства, окажется фактически бесхозным. Данное обстоятельство будет являться препятствием для завершения конкурсного производства.
Материалами дела подтверждается, что проведение мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве и возможных в процедуре банкротства должника, а именно: торги в форме приема заявок на участие в продаже имущества посредством заключения договоров прямой продажи по цене заявки на приобретение этого имущества, попытки передать имущество кредиторам, собственнику должника не привели к реализации имущества.
Учитывая, что конкурсный управляющий принял все необходимые меры по реализации имущества должника, соблюдению процедуры предложения имущества кредиторам, передаче нереализованного имущества органу местного самоуправления, он правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию на баланс имущества, не реализованного в ходе конкурсного производства.
Возражая против удовлетворения заявления конкурсного управляющего, администрация указывает, что имущество находится в полуразрушенном состоянии, принятие которого повлечет нецелевой характер использования средств бюджета.
Между тем, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм права, органам местного самоуправления подлежит передаче любое нереализованное имущество должника, иного из положений статьи 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не следует.
В ч.1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
Принудительная передача администрации муниципального району нереализованного имущества не противоречит указанной норме.
Доводы о том, что имущество находится в полуразрушенном состоянии, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
Статья 148 Закона о банкротстве по существу определяет условия, при которых имущество должника подлежит принятию на баланс органами местного самоуправления по месту нахождения имущества. Такими условиями являются: невозможность реализации этого имущества в ходе конкурсного производства, отказ кредиторов от принятия этого имущества для погашения своих требований, отсутствие заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия (учредителей или участников должника) о правах на это имущество, а также отсутствие запрета на принадлежность соответствующего имущества органам местного самоуправления.
Целью передачи нереализованного в ходе процедуры банкротства имущества органу местного самоуправления является, в том числе, и определение лица, ответственного за его содержание, обеспечение безопасности эксплуатации либо владения во избежание причинения вреда неограниченному кругу лиц вследствие оставления имущества после завершения конкурсного производства в качестве бесхозяйного.
При этом последствием принятия имущества должника органом местного самоуправления является не только поступление в муниципальную собственность нового имущества, но и несение бремени его содержания.
Учитывая изложенное, заявление конкурсного управляющего подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявленные требования конкурсного управляющего муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в срок до 29.08.2021 принять от муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Черкассы» здание телятника с родильным отделением МТФ №1, литераА., общей площадью 813 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Черкасский, с.Черкассы, кадастровый номер 02:47:000000:5701.
Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы в случае обжалования определения суда можно получить на Интернет- сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Курбангалиев Р.Р.