Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,
тел. (347) 272-13-89,факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
г. Уфа Дело №А07-4005/2013
17 марта 2014 года
Резолютивная часть определения объявлена 13 марта 2014 года
Определение в полном объеме изготовлено 17 марта 2014 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления федеральной антимонопольной службы РБ о пересмотре по новым открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.13 г. по делу №А07-4005/13 по заявлению
Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа, ОГРН <***>, ИНН <***>)
созаявителя: Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан (г.Уфа, ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья РБ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 21 декабря 2012 года по делу №А-300/15-2
при участии в судебном заседании:
от Совета ГО г. Уфа РБ: (до и после перерыва) ФИО1 – по доверенности №д-39 от 01.03.2013г., (после перерыва) ФИО2 – по доверенности №д-47 от 06.03.2014г.
от Администрации ГО г. Уфа РБ: (до перерыва и после перерыва) ФИО3 – по доверенности №01-05-3271/13 от 18.10.2013г.
от ответчика:(до перерыва) ФИО4 – по доверенности №17 от 20.01.2014г., (после перерыва) ФИО5 – по доверенности №7 от 10.01.2014г.
от НО «Фонд строительства социального жилья РБ»: (до перерыва) ФИО6 – по доверенности №1 от 09.01.2014г.
от Управления по земельным ресурсам: представитель не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
Судебное заседание открыто 05.03.2014 года, затем был объявлен перерыв в судебном заседании до 06.03.2014 года, затем до 13.03.2014 года, о чем сделано информационное сообщение на сайте Арбитражного суда.
13.03.2014 года судебное заседание продолжено в том же составе суда, при том же лице, ведущем протокол судебного заседания, с участием тех же представителей сторон.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Совет) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 21 декабря 2012 года по делу №А-300/15-2.
Определением суда от 25.04.2013г. к участию в деле в качестве второго заявителя привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация), которая просила суд признать недействительным пункт 1 решения от 21 декабря 2012 года по делу №А-300/15-2.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-4005/13 от 17 марта 2014 года заявленные требования Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан от 21.12.2012г. по делу А-300/15-2 в части признания Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан нарушившим часть 1 ст.15 Федерального закона от 26 июня 2006 года « О защите конкуренции» признано недействительным. Заявленные требования Администрации ГО г. Уфа РБ удовлетворены. Пункт 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан от 21.12.2012г. по делу А-300/15-2 в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ признан недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление федеральной антимонопольной службы РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о пересмотре судебного акта от 23.05.13 г. по делу №А07-4005/13 по новым открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на наличие новых открывшихся обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 311 АПК РФ, а именно на отмену постановления Правительства РБ № 254 от 29.07.2011г. согласно постановлению Правительства РБ от 06.09.2013 № 406, а также на тот факт, что Совету прокуратурой г.Уфы направлен протест на решение Совета от 12.04.2012г. №3/5 о признании указанного решения противоречащим федеральному законодательству вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2013 года (дело №А40-15894/13).
В обоснование требований антимонопольный орган указывает на то, что орган местного самоуправления Республики Башкортостан при издании постановления о бесплатном предоставлении земельного участка некоммерческой организации «Фонд строительства социального жилья РБ» для строительства жилья руководствовался постановлением Правительства РБ № 254 от 29.07.2011г. Данное постановление Правительства РБ, устанавливающее право органов власти Республики Башкортостан предоставлять без проведения торгов земельные участки социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан бесплатно, и предусматривающего, что в случае подачи двух и более обращений на один земельный участок от разных социально ориентированных некоммерческих организаций, созданных государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, предоставлять земельные участки в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти в области жилищных отношений, признано ФАС России предоставлением преимущества, обеспечивающего конкретному лицу более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, заинтересованными в приобретении имущества, что может привести к ограничению конкуренции за ограниченный ресурс - объект государственной собственности. Постановление Правительства РБ № 254 от 29.07.11 отменено 06.09.13г. в соответствии с предписанием ФАС России.
В судебном заседании Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поддержало заявление.
Некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья РБ», Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан просят отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие новых открывшихся обстоятельств для пересмотра решения суда, предусмотренных частью 3 статьи 311 АПК РФ (т.4 л.д.15-16, 20-21).
Исследовав и оценив представленные документы, выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления о пересмотре судебного акта в порядке статьи 311 АПК РФ по следующим причинам.
Частью 1 статьи 311 АПК РФ установлено, что основаниями пересмотра судебных актов по правилам главы 37 АПК РФ являются в том числе новые обстоятельства – указанные в части 3 этой статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
В силу ч.3 ст. 311 АПК РФ новыми обстоятельствами являются: 1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу; 2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; 3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; 4) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека; 5) определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
Согласно п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» при решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, определенные статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.
В силу п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №52 судебный акт может быть пересмотрен по новым обстоятельствам в связи с отменой судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа (пункт 1 части 3 статьи 311 АПК РФ) только в том случае, если отмененные акты действительно послужили основанием для принятия судебного акта арбитражного суда по данному делу.
При этом под отменой постановления другого органа в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 311 АПК РФ, следует понимать признание судом по другому делу недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, например, о взыскании платежей и применении санкций, возложении иных обязанностей, а также в случае отмены названных актов, решений вышестоящим органом или должностным лицом в установленном порядке.
Признание судом недействующим нормативного правового акта или отмена такого акта в установленном порядке вышестоящим органом или лицом как не соответствующего закону не может рассматриваться в качестве обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 311 АПК РФ, за исключением случаев, когда данный нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия.
Заявитель в обоснование необходимости пересмотра решения суда первой инстанции в порядке, установленном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылается на наличие в деле обстоятельств, указанных в части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с признанием Постановления №254 нарушающим антимонопольное законодательство решением Федеральной антимонопольной службы России от 16.01.2013, признанием его утратившим силу постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2013 №406., а также на судебные акты по делу №А40-15894/13 и протест прокуратуры г.Уфы на решение Совета от 12.04.2012г. №3/5 о признании указанного решения противоречащим федеральному законодательству.
Однако, указанные обстоятельства не отнесены к новым обстоятельствам, исчерпывающий перечень которых приведен в ч.3 ст.311 АПК РФ.
Кроме того, как следует из материалов дела, предметом рассмотрения по настоящему делу являлось решение антимонопольного органа от 21 декабря 2012 года по делу №А-300/15-2, которым Совет и администрация признаны нарушившими ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием Советом решения №3/5 от 12.04.2012г. "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным коммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ" (далее – Порядок) и администрацией постановлений №3236 от 18.07.2012г. и №4015 от 12.09.2012г. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:011107:1120 и 02:55:011107:1119 Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ для жилищного строительства без проведения конкурсных процедур (торгов).
Признавая такое решение антимонопольного органа недействительным, суд по настоящему делу оценил правовую квалификацию, данную антимонопольным органом действиям Совета и администрации.
При этом Постановление Правительства Республики Башкортостан №254 от 29.07.11 не являлось правовым основанием принятия решения арбитражного суда РБ от 23.05.2013 по делу А07-4005/2013 и не могло им являться в силу особенностей данного нормативного правового акта и характера регулируемых им правоотношений.
Пунктом 1 данного постановления был утвержден «Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан». Пунктом 2 рекомендовано органам местного самоуправления разработать соответствующие положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как следует из текста утвержденного «Порядка бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан», он разработан в целях установления процедуры предоставления земельного участка и регулирует механизм подачи заявок и предоставления документации к заявке по соответствующему перечню, сроки рассмотрения заявлений и оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, данное постановление регулирует особенности процедурного характера, но не содержит правоустанавливающих норм в части оснований бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям лиц.
Постановление № 254 от 29.07.2011 года, изданное Правительством Республики Башкортостан как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не является нормативным правовым актом, устанавливающим право органов власти Республики Башкортостан предоставлять без проведения торгов земельные участки социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан.
Полномочия по регулированию земельных отношений в области установления оснований возникновения и приобретения прав на земельные участки относятся к компетенции законодательных органов власти, а не исполнительных органов субъектов РФ.
Как следует из текста постановления Правительства РБ № 254 от 29.07.11г., основанием для его издания послужили нормы статей 2 и 10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» № 59-з от 05.01.04г.
Статья 10 указанного закона РБ содержит льготу в предоставлении земельных участков для социально ориентированных некоммерческих организаций, выражающуюся в бесплатном предоставлении участка для строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
При рассмотрении дела А07-4005/2013 правовым основанием для принятия судебного решения от 23.05.2013 явились положения Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Закона Республики Башкортостан от 11.07.2012 №565-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан».
При анализе положений вышеуказанных законодательных актов, суд пришел к выводу, что действия органа местного самоуправления по изданию постановления о бесплатном предоставлении земельного участка некоммерческой организации для строительства социального жилья по целевому назначению исключительно для категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, соответствует нормам действующих законодательных актов Российской Федерации и Республики Башкортостан.
При этом суд исходил из положений Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, согласно которым для решения социальных проблем могут создаваться социально ориентированные некоммерческие организации, которым органы государственной власти, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку в формах, установленных статьей 31.1 Федерального закона, в том числе имущественной поддержки путем передачи во владение и (или) пользование таким некоммерческим организациям муниципального имущества (пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона).
Таким образом, судом были отклонены доводы антимонопольного органа о нарушении органом местного самоуправления требований антимонопольного законодательства в части недопустимости создания преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, а также пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ в части предоставления земельного участка без проведения торгов, поскольку рассматриваемые правоотношения выходят за рамки предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов в области жилищного строительства, имеющих своей целью получение прибыли.
В данном случае бесплатное предоставление земельного участка из земель муниципалитета имело исключительно целевой характер для решения конкретной социальной проблемы в целях строительства жилья для категорий граждан, которых государство обязано обеспечить жилыми помещениями в соответствии с федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами.
В рамках реализации указанных целевых социальных задач Законом Республики Башкортостан № 59-з от 05.01.2004 в соответствии с положениями пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания бесплатного предоставления земельных участков для строительства социального жилья некоммерческим организациям.
В ходе судебного процесса материалами дела было подтверждено реальное исполнение данной социальной задачи некоммерческой организацией НО «Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан» в соответствии с принятыми нормативными актами: строительство жилых домов и предоставление жилых помещений исключительно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по соответствующим государственным программам.
Руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», суд пришел к выводу о соответствии рассматриваемых действий Совета и администрации законодательству.
Таким образом, постановление Правительства РБ № 254 от 29.07.11 не являлось правовым основанием принятия судебного акта по данному делу, поскольку оно не устанавливало правовых оснований бесплатного предоставления земельных участков на территории Республики Башкортостан.
Кроме того, в судебном процессе исследовались вопросы правового характера в сфере оснований предоставления земельных участков, регулируемые на законодательном уровне. В то время как Правительство РБ, как орган исполнительной власти, приняло свое постановление № 254 в сфере регулирования только процедуры подачи и рассмотрения заявок некоммерческих организаций на предоставление земельных участков при реализации прав, предусмотренных статьей 10 Закона Республики Башкортостан.
Также суд отмечает, что действие постановление Правительства РБ № 254 от 29.07.11 прекратилось 06.09.2013.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу №А40-15894/13 как на новое обстоятельство судом отклоняются в силу следующего.
Согласно решению ФАС России от 16.01.2013 по делу №1 15/70-12 Правительство Республики Башкортостан признано нарушившим часть 1 ст.15 Закона о защите конкуренции в части принятия Постановления Правительства Республики Башкортостан №254, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.04.2012 №110 «Об утверждении порядка определения объёма и предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, созданными государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, для строительства жилья экономического класса». А также выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка предоставления земельных участков и земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, земель, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан – городе Уфа, социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан.
Правительством Республики Башкортостан указанные решение и предписание были оспорены в Арбитражном суде г.Москвы в рамках дела №А40-15894/2013. Решением Арбитражного суда г.Москвы, оставленным постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.11.2013 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Между тем, Постановление Правительства РБ № 254 от 29.07.11 не было признано судом недействующим.
Таким образом, как факт отмены постановления Правительства РБ № 254 от 29.07.11, так и факт признания его решением ФАС России нарушающим ст.15 Закона «О защите конкуренции», а также решение Арбитражного суда г.Москвы по делу №А40-15894/13 не могут рассматриваться в качестве нового открывшегося обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 311 АПК РФ.
В этой связи признание указанного постановления утратившим силу (тем более произведенное после совершения Советом и администрацией оцениваемых действий), либо признание его противоречащим антимонопольному законодательству соответствующим решением антимонопольного органа, а также вынесенный протест прокуратуры не могли повлиять на выводы суда при рассмотрении дела по существу.
С учетом изложенного, решение суда от 23.05.2013года по делу №А07-4005/2013 не может быть пересмотрено по новым открывшимся обстоятельствам в связи с отсутствием оснований, определенных ст. 311 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.
Заявителем доказательств, подтверждающих наличие иных обстоятельств, предусмотренных ст.311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
На основании изложенного заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.316, ч.1 ст. 317, ст.ст.184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о пересмотре по новым открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 года по делу № А07-4005/2013- отказать.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения определения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Р.Н.Сафиуллина
____________________
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/