ул. Октябрьской революции, 63 а, 450057, г. Уфа,
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
о прекращении производства по делу
г. Уфа Дело № А07 -5029/2015
28 мая 2015 года
Резолютивная часть определения объявлена 21.05.2015
Полный текст определения изготовлен 28.05.2015
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исхаковой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт"
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450057,<...>)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450005,<...>)
«признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан по проведению на основании приказа №353-нд от 30.12.2014 в отношении Открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт" плановой выездной проверки в период с 12.01.2015 по 06.02.0215, а результат проверки, отраженный в Акте от 03.02.2015 №А-02-0009 недействительным,
признать недействительным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан от 03.02.2015 №П-02-0001» (в редакции заявителя),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 07 апреля 2015 года,
от Управления: ФИО2, доверенность от 22.01.2015.
Открытое акционерное общество "Башкирский регистр социальных карт" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (далее по тексту – Управление) «признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан по проведению на основании приказа №353-нд от 30.12.2014 в отношении Открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт" плановой выездной проверки в период с 12.01.2015 по 06.02.0215, а результат проверки, отраженный в Акте от 03.02.2015 №А-02-0009 недействительным, признать недействительным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан от 03.02.2015 №П-02-0001» (в редакции заявителя).
Заявлением от 05.05.2015 исх. № 1504/309 общество уточнило заявленные требования и просило суд: признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан по проведению на основании Приказа № 353-нд от 30.12.2014г. в отношении Открытого акционерного общества ««Башкирский регистр социальных карт» плановой выездной проверки в период с 12.01.2015г. по 06.02.2015г., а результат проверки, отраженный в Акте от 03.02.2015 № А-02-0009 – недействительным, признать недействительным и отменить Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан от 03.02.2015 г. № П-02-0001.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан на основании приказа № 353-нд от 30.12.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт" предметом которой определено соблюдение обязательных требований при обработке персональных данных.
По результатам проверки составлен акт № А02-0009 от 03.02.2015 , на основании которого Открытому акционерному обществу "Башкирский регистр социальных карт" выдано предписание № П-02-0001 от 03.02.2015, в соответствии с которым заявителю было предложено устранить допущенные нарушения обязательных требований в сфере защиты прав субъектов персональных данных в срок до 03.03.2015.
Согласно Акту проверки от 03.02.2015 № А-02-0009 и Предписанию об устранении выявленного нарушения от 03.02.2015 № П-02-0001 Обществу вменяется нарушение обязательных требований в сфере защиты прав субъектов персональных данных, а именно:
1.Отсутствие в типовой форме анкеты сведении о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, сведений об адресе Оператора, источниках получения персональных данных, сроках обработки персональных данных, что является нарушением требований пп. «а» п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».
2.Обработка персональных данных близких родственников работников (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы (учебы), должность) без письменного согласия, что является нарушением ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Полагая, что действия Управления Федеральной службы по надзору в
сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан по проведению в отношении Открытого акционерного общества ««Башкирский регистр социальных карт» на основании Приказа № 353-нд от 30.12.2014 плановой выездной проверки в период с 12.01.2015 по 06.02.2015 являются незаконными , а результат проверки, отраженный в Акте от 03.02.2015 № А-02-0009 и Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан от 03.02.2015 г. № П-02-0001 также являются незаконными , нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы и возражения представителей сторон , исследовав представленные доказательства , арбитражный суд приходит к выводу , что дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в силу нижеследующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеприведенных норм следует, что одним из критериев подведомственности дела арбитражному суду является характер спора , т.е. дела об оспаривании ненормативных правовых актов и решений органов, которые приняты в связи с осуществлением организациями, гражданами и иными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений в силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны суду общей юрисдикции.
Правовой подход при определении подведомственности споров обжаловании действий контролирующих органов и выданных ими предписаний определен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40), в п. 33 которого разъяснено , что споры подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, в области защиты прав субъектов персональных данных, законодательства о труде и охране труда и др.
В рассматриваемом случае проверка проводилась на предмет соблюдения со стороны Общества требований при обработке персональных данных работников Общества .
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами , юридическими лицами и физическими лицами регулируются Федеральным закономот 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты установлены статьёй 86 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания вводной части Разъяснений Роскомнадзора "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве" обработка персональных данных работника, государственного служащего должна соответствовать целям обработки, предусмотренным трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Таким образом , выявленные в ходе проверки нарушения связаны с несоблюдением обязательных требований при обработке персональных данных работников Общества и избыточной обработкой персональных данных близких родственников работников Общества. В данном случае действия по проведению проверки и оспариваемые Акта и Предписание связаны не с осуществлением Обществом его предпринимательской деятельности, определенной уставными задачами , а с отношениями в сфере трудового законодательства и законодательства в сфере защиты прав субъектов персональных данных (работников) , т.е. вне зависимости от характера осуществляемой деятельности Общества .
Поскольку отсутствует один из критериев , определяющих подведомственность спора арбитражному суду ( отсутствует нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности) , соответственно спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах, производство по делу №А07-5029/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению
Руководствуясь ст. 104, п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Определил:
Производство по делу № А07-5029/2015 по заявлению Открытого акционерного общества "Башкирский регистр социальных карт" к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН – прекратить.
Открытому акционерному обществу "Башкирский регистр социальных карт" выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 4000 рублей.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Судья С.Л.Чернышова