308000, Белгород, Народный бульвар, 135
http://belgorod.arbitr.ru/ e-mail: asbo@belgorоd.arbitr.ru
тел. 35-60-16 факс 32-85-38
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении по делу комиссионной судебной автотехнической экспертизы
г.Белгород
28 сентября 2009 годадело №А08-5477/2009-12
Судья Валуйский Николай Семенович,
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.С. Валуйским
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Управлении Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – истец)
к ООО «Престиж-Авто» (далее - ответчик)
третье лицо: ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» (далее – третье лицо)
о замене некачественного товара автомобиля «Шевроле-Нива», приобретенного истцом, на новый автомобиль,
при участии представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности,
от ответчика: не явился, уведомлен,
от третьего лица: не явился, уведомлен,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика заменить некачественный товар – автомобиль ChevroletNiva на новый автомобиль и взыскать с ООО «Престиж-Авто» в пользу Белгородского УФАС России расходы на проведение экспертизы в сумме 1000 руб. 00 коп.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что во исполнение условий государственного контракта № 02-2008 от 24.06.2008 ООО «Престиж-Авто» г. Белгород поставило Белгородскому Управлению ФАС России легковой автомобиль марки ChevroletNiva - 212 300, идентификационный номер <***> L 212300 80235323, год изготовления 2008.
По накладной № 9654 от 124.06.2009 ответчик передал, а истец принял указанный автомобиль и оплатил его стоимость 395000 руб. (л.д.9-14).
Согласно Гарантийного талона <***> L 212300 80235323Ю завода-изготовителя, гарантийный срок эксплуатации автомобиля составляет 12 месяцев при условии, что пробег за этот период не превысит 30000 км. (л.д.28).
В период гарантийной эксплуатации истец неоднократно представлял автомобиль для ремонта:
- 13 июля 2008 года была произведена замена полуоси заднего моста в сборе,
- в августе 2008 года заменен датчик холостого хода,
- в сентябре–октябре 2008 года были заменены коробка переменных передач в сборе и цилиндр колесного заднего тормоза,
- в декабре 2008 года произведена замена тормозных дисков и передних тормозных колодок,
- в мае 2009 года произведена замена сальника заднего моста, двух сальников раздаточной коробки, шарового пальца, заднего карданного вала.
Кроме указанных недостатков, истец, в связи с неисправностью кондиционера, являющегося согласно Спецификации неотъемлемой частью комплектации приобретенного автомобиля, 26 мая 2009 года обратился к ответчику с просьбой устранить недостаток в разумный срок.
Ремонт кондиционера признан ответчиком гарантийным, но по состоянию на 14.07.2009 неисправность не устранена.
По утверждению истца, основными причинами обращений Белгородского УФАС России в ООО «Престиж-Авто» являются вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при торможении.
По заключению экспертов Белгородской Торгово-Промышленной Палаты от 30.06.2009 легковой автомобиль ChevroletNiva - 212 300, подвергнутый испытанию на предмет определения уровня звукового давления и эквивалентного уровня шума, а также уровня общей вибрации на рабочем месте водителя, согласно заключению Протокола № 803 от 29.06.2009 измерений уровня физических факторов неионизирующей природы, выданного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» имеет:
- уровни звукового давления и эквивалентный уровень звука на рабочем месте водителя превышают предельно допустимые значения;
- уровень вибрации на рабочем месте водителя превышает допустимое значение.
Исследуемое транспортное средство не отвечает всем необходимым требованиям в части безопасности эксплуатации машин и механизмов (л.д.46-51).
Указанные недостатки послужили основанием для обращения истца к ответчику с претензией о замене спорного автомобиля на новый (исх. № 2667/1 от 19.06.2009).
На дату предъявления претензии пробег автомобиля составил 23200 км.
Отказ ответчика в удовлетворении претензии явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с названным иском.
Ответчик отзыв на иск не представил, в судебных заседаниях пояснил, что все неисправности автомобиля, возникшие в процессе эксплуатации автомобиля, находящегося на гарантии, были устранены.
Третье лицо ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» в судебное заседание не явилось, а отзывом пояснило следующее.
В соответствии с Перечнем технически сложных товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575, автомобиль является технически сложным товаром и покупатель, согласно ст.ст.475, 503 ГК РФ вправе истребовать возврата уплаченных за автомобиль денежных средств только в случае существенного нарушения требований к качеству транспортного средства.
По мнению третьего лица, перечисленные в иске дефекты возникли в процессе эксплуатации и их устранение возможно в условиях СТО.
С заключением экспертизы, которую по заявлению истца провели эксперты Белгородской Торгово-Промышленной Палаты, третье лицо не согласно, поскольку из него нельзя сделать однозначного вывода о наличии существенных недостатков автомобиля:
1. Перед началом экспертизы эксперты не проверили состояние автомобиля, не указали пробег данного автомобиля,
2. Экспертами сделан вывод, что на автомобиле присутствуют дефекты «шум» и «вибрация». Вместе с тем, не были установлены ни критерии оценки, ни методики исследований для определения данных дефектов. Дефект - это отдельное несоответствии продукции установленным требованиям. Вибрация как явление присутствует во всех механизмах в той или иной степени. Вибрация имеет четкое физическое и математическое определение и единицу изменения. В ГОСТ ИСО 8002-99 «Вибрация. Вибрация неземного транспорта. Представление результатов измерений» и ГОСТ Р 51616-2000 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» описываются методы представления измерения данных, методы анализа, характер оборудования и условия проведения испытаний. Указания на то, что эксперты производили с соблюдением условий их проведения, с использованием необходимого оборудования, нет. Соответственно вывод о наличии вышеуказанных дефектов является необоснованным.
Применяемый при проведении эксперты ГОСТ 12.1.050-86 «Шум на рабочих местах, в помещениях и общественных зданиях и на территории жилой застройки» - не примерим к данному исследованию в связи с тем, что настоящий стандарт устанавливает методы измерения шума в производственных помещениях и на территориях предприятий на рабочих местах во всех отраслях народного хозяйства;
3. Отсутствует информация об установленных на автомобиле шинах. Для получения точного результата необходимо использовать те материалы, которые изначально применялись заводом изготовителем при сборке данного автомобиля;
4. Также отсутствует информация о прохождении технического осмотра у официальных дилеров, так как не своевременное прохождение технического осмотра может повлиять на выход деталей из строя ранее отведенных им срока службы и на возникновение посторонних шумов, что также могло повлиять на правильность проведенных замеров шумности автомобиля.
Третье лицо считает, что названные им нарушения свидетельствуют о неквалифицированно проведенной экспертизе, что заводской брак отсутствует, как и необходимость в заключении соглашения о замене автомобиля.
Учитывая противоречивую позицию лиц, участвующих в деле, по рассматриваемому спору, суд предложил сторонам и третьем лицу обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.
Ответчик ООО «Престиж-Авто» заявил о назначении по делу судебной автотовароведческой экспертизы, производство которой просит поручить Белгородскому отделу ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» (<...>).
Истец не возражает против назначения по делу судебной экспертизы и экспертного учреждения.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» согласно с ходатайством ответчика о назначении по делу экспертизы.
Учитывая рекомендации экспертного учреждения о необходимости назначения по делу комиссионной судебной автотехнической экспертизы, производство которой необходимо поручить наряду с Белгородским отделом ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» организации, имеющей сертификат соответствия для выполнения услуг (работ) по Техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, арбитражный суд поручил лицам, участвующим в деле, представить предложения по конкретным организациям, имеющим техническую базу и соответствующий сертификат соответствия, которые могли бы быть привлечены судом в качестве экспертного учреждения для проведения экспертизы.
Истец представил список организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют техническую базу для оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и соответствующий сертификат соответствия:
– ИП ФИО2;
– ИП ФИО3;
– ООО «Аланта Авто».
Ответчик и третье лицо не представили предложений по второму экспертному учреждению.
С учетом сложности рассмотриваемого спора и отсутствием технической базы у экспертного учреждения – Белгородского отдела ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ, суд считает необходимым назначить по делу комиссионную автотехническую экспертизу и в качестве второго экспертного учреждения привлекает к проведению экспертизы индивидуального предпринимателя ФИО3, имеющего техническую базу по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей (место оказания услуг: <...> «Автосервис 44»), Сертификат соответствия № РОСС RU. АЯ 69 М 01409 со сроком действия с 17.09.2009 по 16.09.2012 на услуги (работы) «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей».
Согласно ст.82 АПК РФ для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, назначает экспертизу.
Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.
Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении.
Ответчик представил на разрешение экспертизы следующие вопросы:
1.Имеет ли автомобиль ChevroletNiva - 212 300 недостатки, если имеет, то какие?
2.Какова причина образования недостатков?
3.Являются ли дефекты автомобиля ChevroletNiva - 212 300 существенными недостатками?
4.Являются ли дефекты автомобиля ChevroletNiva - 212 300, производственными дефектами (заводским браком)?
5.Возможно ли устранение дефектов на автомобиле ChevroletNiva - 212 300?
Третье лицо ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» просит включить в перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, следующие вопросы:
1.Имеются ли на автомобиле ChevroletNiva - 212 300, <***> L 212300 80235323 (далее – автомобиль) дефекты, заявленные владельцем: вибрация Автомобиля во время движения, шум, биение тормозов при торможении?
2.Если имеются вышеуказанные дефекты, то какими причинами они вызваны:
- последствия устранения механического повреждения,
- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,
- несвоевременное устранение неисправностей,
- производственный характер дефектов,
- неисправности отдельного узла (и какого именно),
- некачественный ремонт?
3. Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?
4. Имеет ли автомобиль какие-либо несоответствия обязательным требованиям предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?
5. Имеются ли на данном автомобиле эксплуатационные дефекты?
В случае наличия на данном автомобиле дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?
6. Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при своевременном обращении на СТО?
7. Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных производственных дефектов?
Истец не представил вопросов по которым должна быть проведена экспертиза.
С вопросами ответчика и третьего лица согласен.
Суд считает необходимым поставить перед экспертами следующие вопросы:
1.Имеет ли спорный автомобиль ChevroletNiva - 212 300, недостатки, в том числе: вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при торможении?
2.Если имеются недостатки, то какими причинами они вызваны:
- последствия устранения механического повреждения,
- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,
- несвоевременное устранение неисправностей,
- производственный характер дефектов,
- неисправности отдельного узла (и какого именно),
- некачественный ремонт?
3. Имеются ли на данном автомобиле эксплуатационные дефекты?
4. В случае наличия на данном автомобиле дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?
5. Имеются ли на данном автомобиле производственные дефекты (заводской брак)?
6. Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при своевременном обращении на СТО?
7. Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных производственных дефектов?
8. Имеет ли автомобиль какие-либо несоответствия обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?
9. Являются ли дефекты автомобиля существенными недостатками?
10. Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?
Фактически суд не отклонил ни одного из вопросов, представленных ответчиком и третьим лицом.
На время проведения экспертизы производство по делу подлежит приостановлению на основании п.1 ст.144 АПК РФ.
Расходы по оплате экспертизы будут возложены на лицо, виновное в возникновении спора при рассмотрении дела по существу. Стоимость проведения экспертизы будет определена экспертными учреждениями.
Руководствуясь ст. ст. 82, 84, 144, 145, 184-186 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Назначить по делу №А08-5477/2009-12 комиссионную судебную автотехническую экспертизу, производство которой поручить Белгородскому отделу ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ (<...>) и индивидуальному предпринимателю ФИО3, свидетельство серии 31 № 000608178 от 13.12.2004, ОГРН <***>, ИНН <***>, Сертификат соответствия РООС RU АЯ 69 М 01409 со сроком действия с 17.09.2009 по 16.09.2012, услуги (работы) «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» <...>, тел. <***>.
2.На разрешения экспертизы поставить следующие вопросы:
1)имеет ли автомобиль ChevroletNiva - 212 300, недостатки, в том числе: вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при торможении?
2)если имеются недостатки, то какими причинами они вызваны:
- последствия устранения механического повреждения,
- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,
- несвоевременное устранение неисправностей,
- производственный характер дефектов,
- неисправности отдельного узла (и какого именно),
- некачественный ремонт?
3)Имеются ли на данном автомобиле эксплуатационные дефекты?
4)В случае наличия на данном автомобиле дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?
5)Имеются ли на данном автомобиле производственные дефекты (заводской брак)?
6)Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при своевременном обращении на СТО?
7)Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных производственных дефектов?
8)Имеет ли автомобиль какие-либо несоответствия обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?
9)Являются ли дефекты автомобиля существенными недостатками?
10)Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?
3.Предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст.307 УК РФ).
4.Предоставить в распоряжение экспертов материалы дела №А08-5477/2009-12.
5.При необходимости проведения осмотра и обследования спорного автомобиля, осмотр и обследование провести в присутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уполномоченных и извещенных о времени проведения осмотра и обследования.
6.Производство экспертизы провести в месячный срок со дня поступления дела в экспертное учреждение.
7.Производство по делу приостановить до окончания проведения комиссионной судебной автотехнической экспертизы.
Судья Н.С. Валуйский