ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А08-5477/09 от 28.09.2009 АС Белгородской области

    Арбитражный суд Белгородской области

308000, Белгород,  Народный бульвар, 135

http://belgorod.arbitr.ru/ e-mail: asbo@belgorоd.arbitr.ru

тел. 35-60-16  факс 32-85-38

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении по делу  комиссионной  судебной  автотехнической экспертизы

г.Белгород

28 сентября 2009 годадело №А08-5477/2009-12

Судья  Валуйский Николай Семенович,

при ведении протокола  судебного заседания судьей  Н.С. Валуйским                                                             

рассмотрев  в  судебном заседании исковое заявление Управлении Федеральной  антимонопольной службы по Белгородской области (далее – истец)

к  ООО «Престиж-Авто»  (далее -  ответчик)

третье лицо:  ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ»  (далее – третье лицо)

о замене  некачественного товара автомобиля «Шевроле-Нива», приобретенного истцом, на новый автомобиль,

при участии представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности,

от ответчика: не явился, уведомлен,

от третьего лица: не явился, уведомлен,

у с т а н о в и л:

Истец  обратился в арбитражный суд  с иском об обязании ответчика  заменить  некачественный товар – автомобиль  ChevroletNiva  на новый автомобиль и взыскать с ООО «Престиж-Авто» в пользу Белгородского УФАС России расходы на проведение экспертизы в сумме 1000 руб. 00 коп.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что во исполнение условий государственного контракта № 02-2008 от 24.06.2008 ООО «Престиж-Авто» г. Белгород поставило Белгородскому Управлению ФАС России  легковой автомобиль марки ChevroletNiva - 212 300,  идентификационный номер <***> L 212300 80235323,  год изготовления 2008.

По накладной № 9654 от 124.06.2009 ответчик передал, а истец принял указанный автомобиль и оплатил его стоимость  395000 руб. (л.д.9-14).

Согласно Гарантийного талона <***> L 212300 80235323Ю завода-изготовителя, гарантийный срок эксплуатации автомобиля составляет 12 месяцев при условии, что пробег за этот период  не превысит 30000 км. (л.д.28).

 В период  гарантийной  эксплуатации  истец  неоднократно  представлял автомобиль для ремонта:

- 13 июля 2008 года была произведена замена полуоси заднего моста в сборе,

- в августе 2008 года заменен    датчик холостого хода,

- в сентябре–октябре 2008 года были заменены коробка переменных передач в сборе и цилиндр колесного заднего тормоза,

- в декабре 2008 года произведена замена тормозных дисков и передних  тормозных колодок,

- в мае 2009  года произведена замена  сальника заднего моста, двух сальников раздаточной коробки, шарового пальца, заднего карданного вала.

Кроме указанных  недостатков, истец, в связи с неисправностью кондиционера, являющегося  согласно Спецификации неотъемлемой частью  комплектации приобретенного автомобиля, 26 мая 2009 года обратился к ответчику с просьбой  устранить недостаток в разумный срок.

Ремонт кондиционера признан ответчиком гарантийным, но по состоянию на 14.07.2009  неисправность не устранена.

По утверждению истца, основными причинами обращений Белгородского УФАС России в ООО «Престиж-Авто» являются вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при  торможении.

По заключению экспертов Белгородской  Торгово-Промышленной Палаты от 30.06.2009  легковой автомобиль ChevroletNiva - 212 300,  подвергнутый  испытанию на предмет определения уровня звукового давления и эквивалентного уровня шума, а также уровня общей     вибрации на рабочем месте водителя, согласно заключению Протокола № 803 от 29.06.2009  измерений уровня  физических  факторов  неионизирующей природы, выданного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» имеет:

- уровни звукового давления и эквивалентный уровень звука на рабочем месте водителя превышают  предельно допустимые значения;

-  уровень вибрации на рабочем месте водителя превышает допустимое значение.

Исследуемое транспортное средство не отвечает всем необходимым  требованиям в части безопасности эксплуатации машин и  механизмов (л.д.46-51).

Указанные недостатки послужили основанием для обращения истца  к  ответчику с претензией о замене спорного автомобиля на новый (исх. № 2667/1  от 19.06.2009).

На дату предъявления претензии  пробег автомобиля составил 23200 км.

Отказ ответчика в удовлетворении претензии явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с названным иском.

Ответчик отзыв на иск не  представил, в судебных заседаниях пояснил, что все неисправности автомобиля, возникшие в процессе эксплуатации автомобиля, находящегося на гарантии, были  устранены.

Третье лицо ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» в судебное заседание не явилось, а отзывом пояснило следующее.

В соответствии  с Перечнем технически сложных товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575, автомобиль является технически   сложным товаром и покупатель, согласно ст.ст.475, 503 ГК РФ вправе истребовать возврата уплаченных за автомобиль денежных средств только в случае существенного нарушения требований к качеству транспортного средства.

По мнению третьего лица, перечисленные в иске дефекты возникли в процессе эксплуатации и их устранение возможно в условиях СТО.

С заключением экспертизы, которую по заявлению истца провели эксперты Белгородской Торгово-Промышленной Палаты, третье лицо не согласно, поскольку из него нельзя сделать однозначного вывода  о наличии существенных недостатков автомобиля:

1.  Перед началом  экспертизы эксперты не проверили состояние автомобиля, не указали пробег данного автомобиля,

2. Экспертами сделан вывод, что на автомобиле присутствуют  дефекты  «шум» и «вибрация». Вместе с тем, не были установлены ни критерии оценки, ни методики исследований  для определения данных дефектов. Дефект -  это отдельное  несоответствии продукции установленным требованиям. Вибрация как явление присутствует во всех механизмах в той или  иной степени. Вибрация имеет четкое физическое и математическое определение и единицу изменения. В ГОСТ ИСО  8002-99 «Вибрация. Вибрация неземного транспорта. Представление результатов измерений» и ГОСТ Р 51616-2000 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» описываются  методы представления  измерения данных, методы   анализа, характер оборудования и условия  проведения испытаний. Указания на то, что эксперты производили  с соблюдением условий их проведения, с использованием необходимого оборудования, нет. Соответственно вывод о наличии вышеуказанных дефектов является необоснованным.

Применяемый при проведении эксперты ГОСТ 12.1.050-86 «Шум на рабочих местах, в помещениях и общественных зданиях и на территории жилой застройки» - не примерим к данному исследованию в связи с тем, что настоящий стандарт устанавливает методы измерения шума  в производственных помещениях и на территориях предприятий на рабочих местах во всех отраслях народного хозяйства;

3. Отсутствует информация об установленных на автомобиле шинах. Для получения точного результата необходимо использовать те материалы, которые  изначально применялись заводом изготовителем при сборке данного автомобиля;

4. Также отсутствует информация о прохождении технического осмотра у официальных дилеров, так как не своевременное прохождение технического осмотра может повлиять на выход деталей из строя ранее отведенных им  срока службы и на возникновение посторонних шумов, что также могло повлиять на правильность проведенных замеров шумности автомобиля.

Третье лицо считает, что названные им нарушения свидетельствуют о  неквалифицированно проведенной экспертизе, что заводской  брак отсутствует, как и необходимость в заключении соглашения о замене автомобиля.

Учитывая противоречивую  позицию лиц, участвующих в деле, по рассматриваемому спору, суд предложил  сторонам и третьем  лицу обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.

Ответчик ООО «Престиж-Авто» заявил о назначении по делу судебной автотовароведческой экспертизы, производство которой просит поручить Белгородскому  отделу ГУ «Воронежский региональный  Центр судебной экспертизы» (<...>).

Истец не возражает против  назначения по делу судебной экспертизы и экспертного учреждения.

Привлеченное к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» согласно с ходатайством ответчика о назначении по делу экспертизы.

Учитывая рекомендации экспертного учреждения о необходимости назначения по делу комиссионной  судебной  автотехнической экспертизы, производство которой необходимо поручить наряду с Белгородским отделом ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» организации, имеющей сертификат соответствия для выполнения услуг (работ) по Техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, арбитражный суд поручил лицам, участвующим в деле, представить предложения  по конкретным организациям, имеющим техническую базу и соответствующий сертификат соответствия, которые могли бы быть привлечены судом в качестве экспертного учреждения для проведения экспертизы.

Истец представил список организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют техническую базу для оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и соответствующий сертификат соответствия:

– ИП ФИО2;

– ИП ФИО3;

– ООО «Аланта Авто».

Ответчик и третье лицо не представили предложений по второму экспертному учреждению.

С учетом сложности рассмотриваемого  спора и отсутствием технической базы у экспертного учреждения – Белгородского отдела  ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ, суд считает необходимым назначить по делу комиссионную автотехническую экспертизу и в качестве второго экспертного учреждения  привлекает к проведению экспертизы   индивидуального предпринимателя ФИО3, имеющего техническую базу по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей (место оказания  услуг: <...> «Автосервис 44»), Сертификат соответствия № РОСС RU. АЯ 69 М 01409 со сроком действия с 17.09.2009 по 16.09.2012 на услуги (работы)   «Техническое  обслуживание и ремонт легковых автомобилей».

Согласно ст.82 АПК РФ для разъяснения  возникших  при рассмотрении  дела  вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, назначает экспертизу.

Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются  арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены  при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.

Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном  экспертном учреждении.

Ответчик представил на разрешение экспертизы следующие вопросы:

1.Имеет ли автомобиль ChevroletNiva - 212 300 недостатки, если имеет, то какие?

2.Какова причина образования недостатков?

3.Являются ли дефекты автомобиля ChevroletNiva - 212 300 существенными недостатками?

4.Являются ли дефекты автомобиля ChevroletNiva - 212 300,  производственными дефектами (заводским  браком)?

5.Возможно ли устранение дефектов на автомобиле ChevroletNiva - 212 300?

Третье лицо ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» просит включить в перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, следующие вопросы:

1.Имеются ли на автомобиле ChevroletNiva - 212 300, <***> L 212300 80235323 (далее – автомобиль) дефекты, заявленные владельцем: вибрация Автомобиля во время движения, шум, биение тормозов при торможении?

2.Если имеются вышеуказанные дефекты, то  какими причинами они вызваны:

- последствия  устранения механического повреждения,

- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,

- несвоевременное устранение неисправностей,

- производственный характер дефектов,

- неисправности отдельного узла (и какого именно),

- некачественный ремонт?

3. Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?

4. Имеет ли автомобиль  какие-либо несоответствия обязательным  требованиям предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?

5. Имеются ли на данном автомобиле  эксплуатационные дефекты?

В случае наличия  на данном автомобиле  дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?

6. Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при  своевременном обращении на СТО?

7. Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных  производственных дефектов?

Истец не представил вопросов по которым должна быть проведена экспертиза.

С вопросами ответчика и третьего лица согласен.

Суд считает необходимым поставить перед экспертами следующие вопросы:

1.Имеет ли спорный автомобиль ChevroletNiva - 212 300, недостатки, в том числе: вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при торможении?

2.Если имеются  недостатки, то  какими причинами они вызваны:

- последствия  устранения механического повреждения,

- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,

- несвоевременное устранение неисправностей,

- производственный характер дефектов,

- неисправности отдельного узла (и какого именно),

- некачественный ремонт?

3.  Имеются ли на данном автомобиле  эксплуатационные дефекты?

4. В случае наличия  на данном автомобиле  дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?

5. Имеются ли на данном автомобиле  производственные дефекты (заводской брак)?

6. Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при своевременном обращении на СТО?

7. Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных производственных дефектов?

8. Имеет ли автомобиль какие-либо несоответствия обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?

9. Являются ли дефекты автомобиля существенными недостатками?

10. Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?

         Фактически суд не отклонил ни одного из вопросов, представленных ответчиком и  третьим лицом.

         На время проведения экспертизы производство по делу подлежит приостановлению на основании п.1 ст.144 АПК РФ.

         Расходы по оплате экспертизы будут возложены на лицо, виновное в возникновении спора при рассмотрении дела по существу. Стоимость проведения  экспертизы будет определена экспертными учреждениями.

         Руководствуясь ст. ст.  82, 84,    144, 145,   184-186 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Назначить по делу  №А08-5477/2009-12  комиссионную судебную автотехническую экспертизу,  производство которой  поручить   Белгородскому отделу ГУ «Воронежский региональный Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ  (<...>) и индивидуальному предпринимателю ФИО3, свидетельство серии 31 № 000608178 от 13.12.2004, ОГРН  <***>, ИНН <***>, Сертификат соответствия РООС RU АЯ 69 М 01409 со сроком действия с 17.09.2009 по  16.09.2012, услуги (работы) «Техническое обслуживание   и ремонт легковых автомобилей» <...>, тел. <***>.

2.На разрешения экспертизы поставить следующие вопросы:

1)имеет ли автомобиль ChevroletNiva - 212 300, недостатки, в том числе: вибрация автомобиля во время движения, шум и биение тормозов при торможении?

2)если имеются  недостатки, то  какими причинами они вызваны:

- последствия  устранения механического повреждения,

- нарушения правил использования, хранения, эксплуатации транспортного средства,

- несвоевременное устранение неисправностей,

- производственный характер дефектов,

- неисправности отдельного узла (и какого именно),

- некачественный ремонт?

3)Имеются ли на данном автомобиле  эксплуатационные дефекты?

4)В случае наличия  на данном автомобиле  дефектов эксплуатационного характера, определить имеется ли причинно-следственная связь с другими выявленными дефектами?

5)Имеются ли на данном автомобиле  производственные дефекты (заводской брак)?

6)Возможно ли устранение выявленных дефектов по ремонтной технологии при своевременном обращении на СТО?

7)Каковы временные и материальные затраты для устранения выявленных производственных дефектов?

8)Имеет ли автомобиль какие-либо несоответствия обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, к товару (автомобилю)?

9)Являются ли дефекты автомобиля существенными недостатками?

10)Пригоден ли автомобиль для эксплуатации?

3.Предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст.307 УК РФ).

4.Предоставить в распоряжение экспертов материалы дела                                №А08-5477/2009-12.

5.При необходимости проведения осмотра и обследования спорного автомобиля, осмотр и обследование провести в присутствии представителей лиц, участвующих в деле,  надлежащим  образом уполномоченных и извещенных о времени проведения осмотра  и обследования.

6.Производство экспертизы  провести в месячный срок  со дня   поступления дела  в экспертное учреждение.

7.Производство по делу приостановить до окончания  проведения  комиссионной судебной автотехнической экспертизы.

Судья                                                                                         Н.С. Валуйский