ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А08-5905/18 от 07.08.2018 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в удовлетворении заявления об отводе

г. Белгород Дело № А08-5905/2018  07 августа 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 07 августа 2018 года  Полный текст определения изготовлен 07 августа 2018года 

Арбитражный суд Белгородской области 

в составе заместителя председателя Арбитражного суда Белгородской области  Белоусовой В.И. 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  аудиозаписи и системы видеопротоколирования помощником судьи  Чистяковой С.Г. 

рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Стройремонтплюс" об  отводе судей Арбитражного суда Белгородской области по делу № А08- 5905/2018 по исковому заявлению ООО "Стройремонтплюс" (ИНН  3123093392, ОГРН 1033107013125) к Управлению судебного департамента в  Белгородской области (ИНН 3123046385, ОГРН 1023101669909) 

о признании незаконным решения № 14 от 08.05.2018,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
 Азаров И.В., паспорт, директор общества;

 Креницкий А.И., представитель по доверенности 29.05.2018, сроком  действия три года; 

от ответчика:

Волобуева Н.И. представитель по доверенности от 19.09.2017, сроком  действия три года; 


Бурлуцкий С.В. представитель по доверенности от 07.08.2018, сроком  действия три года; 

УСТАНОВИЛ:

ООО "Стройремонтплюс" обратилось в Арбитражный суд  Белгородской области с иском к Управление судебного департамента в  Белгородской области о признании незаконным решения № 14 от 08.05.2018. 

Указанный исковой материал путем использования системы  автоматизированного распределения дел передан судье Валуйскому Н.С. 

Также, по мнению заявителя, Управление судебного департамента в  Белгородской области, осуществляет подбор кандидатов на должность судей,  организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему  квалификационного экзамена на должность судьи. 

Кроме того, в заявлении указано, что Управление судебного  департамента в Белгородской области финансирует органы судейского  сообщества в субъекте Российской Федерации, контролирует расходование  бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной  деятельности, согласовывает порядок и размеры различных выплат судьям и  работникам аппарата судов. 

В судебном заседании представители общества заявленный отвод  судьям Арбитражного суда Белгородской области поддержали в полном  объеме. 

Представители Управления судебного департамента в Белгородской  области возражали против удовлетворения отвода судьям, по основаниям,  изложенным в отзыве. 

Изучив доводы заявления об отводе судей, выслушав пояснения  представителей общества и ответчика в судебном заседании, суд приходит  к следующему. 


В силу ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) при осуществлении правосудия судьи  арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции  Российской Федерации и Федеральному закону. 

Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов,  вмешательство в их деятельность государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или  граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную  законом. Гарантии независимости судей арбитражных судов  устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом. 

Основания для отводов (самоотводов), порядок их рассмотрения,  определены главой 3 АПК РФ

В силу положений ст. 25 АПК РФ вопрос об отводе, заявленном  нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда,  разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя  арбитражного суда или председателем судебного состава. 

Согласно ст. 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит  отводу, если он: 

В соответствии с ч.2 ст. 24 АПК РФ самоотвод или отвод должен быть  мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. В ходе 


рассмотрения дела заявление о самоотводе или об отводе допускается только  в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу,  заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела по  существу. 

Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание  своих требований и возражений. 

В соответствии с Федеральным законом от 08 января 1998 года № 7-ФЗ  в редакции, действующей от 29.07.2017года «О Судебном департаменте  при Верховном Суде РФ» Судебный департамент создан как  самостоятельный государственный орган, который осуществляет  организационное обеспечение судов и не вправе вмешиваться в  осуществление правосудия. Судебный департамент, а также управления  Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые  им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента)  образуют систему Судебного департамента. 

Судебный департамент является обособленным органом, суды не  входят в систему Судебного департамента, а судьи не являются его  должностными лицами. Судебный департамент не правомочен давать  указания судьям по применению норм материального и процессуального  права и, следовательно, не имеет влияния на отношения, связанные с  отправлением правосудия в судах. 

Согласно пункту 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31  декабря 1996 № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судьи  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и  Федеральному закону, а статья 10 закона Российской Федерации от 26 июня  1992 «О статусе судей в Российской Федерации» указывает на  недопустимость вмешательства в деятельность судьи. 

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на нормы  ст.ст.13,14 Закона РФ № 3132-1 «О статусе судей в РФ», которые  регламентируют порядок приостановления и прекращения полномочий судей  в соответствии с решением квалификационной коллегии судей. 

Согласно пункту 6 ст. 11 Федерального закона от 14.03.2002 в  редакции, действующей от 18.04.2018 «Об органах судейского сообщества  в Российской Федерации», «Судьи в составе квалификационной коллегии  судей субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на  конференции судей в порядке, определяемом этой конференцией.» 

 Участие Управления Судебного департамента в Белгородской области  в формировании состава Квалификационной Коллегии Судей субъектов 


Российской Федерации, а также влияние на результаты ее работы  действующим законодательством не предусмотрено, а значит полностью  исключено. 

Ссылка истца на ст. 9 Закона РФ № 3132-1 «О статусе судей в РФ»,  только подтверждает установленные законом рамки участия Управления  Судебного департамента в Белгородской области в судебной деятельности, в  частности: «Судебный департамент при Верховном Суде Российской  Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют  меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов  общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по ее кадровому,  организационному и ресурсному обеспечению». 

Закрепленные за Управлением (отделом) Судебного департамента (ст.  14 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте  при Верховном Суде Российской Федерации"), обязанности относительно  организационного обеспечения деятельности судебной власти относятся  только к непосредственной реализации обеспечения надлежащей  деятельности районных судов и органов судейского сообщества  соответствующего субъекта РФ, в пределах которого и действует  территориальное Управление (отдел) Судебного департамента. 

Финансирование судов, в том числе арбитражных судов округов,  арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ,  специализированных арбитражных судов, осуществляется за счет  бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на  финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов (ст. 19  Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ). 

Таким образом, организационное и ресурсное обеспечение  Арбитражного суда Белгородской области осуществляется непосредственно  Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации без  участия Управления судебного департамента в Белгородской области. 

 Кадровое обеспечение судов осуществляется соответствующими  Арбитражными судами и Квалификационными коллегиями судей субъектов  Российской Федерации в порядке, определенном действующим Законом РФ  «О статусе судей в Российской Федерации». 

Также не имеет никакого отношения Управление судебного  департамента в Белгородской области к формированию состава  экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на  должность судьи и к организации ее работы, так как эти вопросы относятся  к компетенции Конференции судей Белгородской области. 


В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе  судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается,  помимо прочего, предусмотренной законом процедурой осуществления  правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было  вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. 

Кроме того, п. 11.6 государственного контракта от 04.04.2018   № 0126100003318000081-0003937-02 предусмотрено, что споры и  разногласия, возникающие при его исполнении, разрешаются путем  переговоров, в противном случае передаются на рассмотрение в  Арбитражный суд Белгородской области. 

Подрядчик выразил согласие с данным положением государственного  контракта, подписав его. 

Тем самым на основании ст. 37 АПК РФ сторонами согласована  договорная подсудность споров, соответствующая в данном случае и  положениям процессуального закона о территориальной подсудности.  Указанное положение истец не отрицает, названное условие  государственного контракта не оспаривает. 

Кроме того, исходя из сущности правового механизма процессуального  института отвода, он может быть заявлен только судье, который  непосредственно рассматривает дело, а не всем судьям суда. 

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения  заявления об отводе судей Арбитражного суда Белгородской области не  имеется. 

Руководствуясь статьями 21, 25, 184-187, частями 1, 2 статьи 188 АПК  РФ, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ООО "Стройремонтплюс" об  отводе судей Арбитражного суда Белгородской области по делу № А08- 5905/2018 по исковому заявлению ООО "Стройремонтплюс" (ИНН  3123093392, ОГРН 1033107013125) к Управление судебного департамента в  Белгородской области (ИНН 3123046385, ОГРН 1023101669909) о признании  незаконным решения № 14 от 08.05.2018. 

Определение обжалованию не подлежит.

Заместитель председателя
Арбитражного суда
Белгородской области В.И.Белоусова