ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А08-6619/20 от 07.08.2020 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о принятии обеспечительных мер

г. Белгород Дело № А08-6619/2020  07 августа 2020 года 

Арбитражный суд Белгородской области 

в составе судьи Бутылина Е. В.,

рассмотрел заявление ООО "РУСАГРО-ИНВЕСТ" (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению 

ООО "РУСАГРО-ИНВЕСТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Прокуратуре  Волоконовского района 

о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений  законодательства об охране окружающей среды и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, 

УСТАНОВИЛ:

ООО "РУСАГРО-ИНВЕСТ" (далее- заявитель, общество) обратилось в  Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Прокуратуре Волоконовского  района о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений  законодательства об охране окружающей среды и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения от 19.06.2020; взыскании судебных  расходов в размере 6000 рублей. 

Одновременно с заявлением обществом заявлено о необходимости принятия  обеспечительных мер в виде приостановления действия представления об устранении  нарушений законодательства об охране окружающей среды и законодательства о  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения прокуратуры Волоконовского  района Белгородской области от 19 июня 2020 на период до вступления в законную силу  итогового судебного акта по настоящему делу. 

Согласно представлению Прокурора Волоконовского района от 19.06.2020 № 2-1- 20, обществу предложено: 


4.О принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом  месячный срок. 

В обоснование своего требования заявитель указал, что требования Прокуратуры,  изложенные в представлении содержат общие указания и формулировки, что оставляет  широкие возможности для толкования, в том числе при проверке выполнения  представления, исключают однозначное восприятие требований прокурора, в частности, о  тех конкретных мерах, которые необходимо принять, при которых выявленные  нарушения надзорный орган посчитает устраненными, и в конечном итоге это влияет на  исполнимость представления, что является важным требованием к данному виду  ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку он исходит от  государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный  характер под угрозой применения мер ответственности. 

В случае же признания оспариваемого представления недействительным -  обязанность по совершению всего этого у общества отпадет, в связи с чем получится, что  общество пыталось исполнить представление не такими средствами, как видится  прокурору, незаконно привлекло к дисциплинарной ответственности работников. 

В этом, по мнению общества, заключается значительный ущерб, который будет  причинен заявителю в случае, если запрошенные обеспечительные меры не будут  приняты. 

Заявление о применении избранных заявителем мер обеспечения подлежит  удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле,  может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или  имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). 

Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой  стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения  значительного ущерба заявителю. 

Перечень возможных обеспечительных мер приведен в статье 91 АПК РФ, который  дополнен пунктом 3 статьи 199 АПК РФ

В соответствии с указанными законодательными положениями обеспечительными  мерами могут являться, в том числе, запрещение ответчику и другим лицам совершать  определенные действия, касающиеся предмета спора, приостановление взыскания по  оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому  производится в бесспорном (безакцептном) порядке, а также приостановление действия  оспариваемого акта. 

Следовательно, нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что при определенных условиях суд вправе вынести судебный  акт (определение), предполагающий временный запрет на осуществление действий по  исполнению принятого ненормативного акта. 

В пункте 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от  06.11.2003 N 390-О указано, что по своей правовой природе обеспечительные меры в  арбитражном процессе носят временный характер. Обеспечительные меры в  административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят  дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их  применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и  на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон. 

Нормами главы 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств  о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в  указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 АПК РФ, в  том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об 


обеспечении иска (пункт 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с  применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации"). 

На основании пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами  обеспечительных мер" арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8  АПК РФ, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или  неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо  нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума  Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении  арбитражными судами обеспечительных мер" при применении обеспечительных мер  арбитражный суд исходит из того, что согласно части 2 статьи 90 АПК РФ  обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса в случае  наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить  или сделать невозможным исполнение судебного акта; а также в целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю. 

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его  исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями,  предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. 

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю  обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния  отношений (status quo) между сторонами. 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 АПК РФ в заявлении об обеспечении иска  должно быть указано обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска.  Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности,  арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер  обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного  из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ

Исходя из пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, обязанность доказывания наличия  обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, возложена на заявителя, который  должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования  конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия  обеспечительных мер и свидетельствующими о наличии хотя бы одного из  предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ оснований, и представить доказательства,  подтверждающие его доводы. 

При этом при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК  РФ арбитражным судам следует исходить из разумности и обоснованности требования  заявителя о применении обеспечительных мер, вероятности причинения заявителю  значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса  интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии  обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. 

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд  оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с  предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит  фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями,  предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ

Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты и для их  применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для 


обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным  является представление заявителем доказательства наличия оспоренного или  нарушенного права, а также его нарушения. 

Согласно пунктам 2 и 3 Информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах,  связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации" с учетом содержания части 2 статьи 90 Кодекса в определении  арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны  быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя. Не может  быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства,  свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут  возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса. Необходимо иметь в  виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и  иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление  действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих  лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности  исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования  заявителя по существу спора. 

Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного  лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного  правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной  меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом,  решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением,  уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр,  списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая  обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна, а также оценивать, насколько  непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю,  затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта. 

Суд полагает, что испрашиваемые заявителем обеспечительные меры связаны с  предметом спора и соразмерны ему, а непринятие указанных обеспечительных мер может  повлечь нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность  за неисполнение требований прокурора. 

Следовательно, непринятие обеспечительных мер, может повлечь привлечение  общества к административной ответственности за неисполнение предписания. 

Данные обеспечительные меры не нарушат баланс интересов заинтересованных  лиц, третьих лиц, публичных интересов, поскольку не повлекут утрату возможности  исполнения оспариваемого акта в случае отказа заявителю в удовлетворении требований.  С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление о принятии  обеспечительных мер является обоснованным и подлежит удовлетворению. 

Согласно пункту 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о  государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", действующее  законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины  при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа,  органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199  АПК РФ). 

При таких обстоятельствах, заявление о принятии обеспечительных мер подлежит  удовлетворению на основании ст. ст. 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 


Руководствуясь ст. 90-93, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление ООО "РУСАГРО-ИНВЕСТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о  принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия представления об  устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и  законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения прокуратуры  Волоконовского района Белгородской области от 19 июня 2020 на период до вступления в  законную силу итогового судебного акта по настоящему делу удовлетворить. 

Определение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению и может  быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный  суд Белгородской области в установленном законом порядке. Обжалование указанного  определения не приостанавливает его исполнения. 

Судья Бутылин Е. В.